Преобразующая сила музыки»




Здравствуйте, ребята. Обратите внимание не тему: «Преобразующая сила музыки». Как вы понимаете слово «преобразовывать»?

В толковом словаре Ожегова написано: «преобразовать» - переделать, изменить к лучшему.

 

Мы встречались с вами в течение года на уроках с произведениями искусства, созданными в XIX в. и старались их понять, как они влияют на нас с вами. Уже с первых уроков музыки мы с вами учились слышать даже в самом простом произведении хоть небольшую частицу жизни. Поэтому частицей жизни становилась для нас сама музыка. Музыка, прежде всего, рассказывает о человеке. О людях, выражает их чувства и мысли, рисует характеры; отражает их поступки,– словом, воплощает всё то, что связано с человеком.

Жизнь – источник музыки. Это стало истиной, не вызывающих никаких сомнений. Музыка о школе – рождена самой школьной жизнью, музыка о спорте– самим спортом, музыка о войне – самой войной. Не вызывает сомнений и то, что музыка весёлая, радостная – не что иное, как отражение человеческих радостей и веселья, музыка печальная, грустная – отражает человеческую грусть и печаль.

У Марии Ивенсон есть замечательное стихотворение о музыке. Послушайте его.

Послушай: музыка вокруг. Она во всём – в самой природе,

И для бесчисленных мелодий она сама рождает звук.

Ей служат ветер, плеск волны, раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели среди зелёной тишины,

И дятла дробь, и поездов гудки, чуть слышные в дремоте,

И ливень – песенкой без слов всё на одной весёлой ноте.

А снега хруст! А треск костра! А металлическое пенье

И звон пилы и топора! А проводов степных гуденье!

…Вот потому-то иногда почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали, о том, как плещется вода,

Как ветер шелестит листвой, как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели, рояль, и скрипка, и гобой!

Это стихотворение говорит о том, что музыка окружает нас везде, она всегда рядом с нами, сопутствует нам, идёт вместе с нами по жизни.

Откуда берётся музыка?

Наверное, для каждого человека музыка возникает из звуков ранних лет. Голос матери, щебетание птиц за окном, шум дождя – всё это образует свой звуковой мир, такой же неповторимый и единственный, как уголок родной земли.

Музыка как искусство звука зарождается там, где живут звуки: её приносит и шелест тополей, и плеск речной воды, а порой она таится даже в тишине и безмолвии. Умение слушать, вслушиваться в звуки и в тишину – это умение постигать музыкальность мира, развивать в себе чуткий слух ко всему, что является истинно прекрасным.

 

Если жизнь рождает музыку, то, в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Как же осуществляется это обратное воздействие? Музыка «сама по себе», непосредственно, не может, разумеется, оказывать какое-либо воздействие на жизнь. Но она способна с большой силой влиять на человека, рождать в нём те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни или, наоборот, ослаблять его силу воли, музыка способна возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нём благородство, гуманность, доброту, но может так же делать его человеком бессердечным, жестоким, лишённым всякого благородства.

Есть замечательная сказка Г.Х. Андерсена, которая называется «Соловей». Начинается она так: «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные – китайцы…

В целом мире не нашлось бы дворца роскошнее императорского; он весь был из тончайшего драгоценного фарфора, такого хрупкого, что страшно было до него дотронуться»…

Читали эту сказку? Если нет, то обязательно прочтите. Сказка «Соловей» - одна из лучших мире сказок, повествующая об истинности красоты и о бренности власти и богатства, а так же о воздействии музыки на человека.

 

Рассказывается в этой сказке о том, что могущественный китайский император имел столь прекрасную столицу, дворец и сад, что взглянуть на них стекались путешественники со всех концов света. Возвращаясь домой, путешественники превозносили в своих книгах всё, что им довелось увидеть, но больше всего восхищались соловьём, живущим в лесу, у синего моря.

Император, который ничего не знал о соловье, пока не прочёл о нём в одной из таких книг, велел доставить его во дворец. «Если соловья не окажется здесь в назначенное время, то я прикажу бить всех придворных палками по животу, после того как они поужинают!» - такими словами рисует сказочник первоначальный портрет императора.

И мы видим, что император жесток и своенравен. Каковы же его подданные?

«И вот все направились в лес, к тому месту, где обычно пел соловей. Чуть не половина придворных двинулись туда. Шли-шли, вдруг где-то замычала корова.

- О! – воскликнули молодые придворные. – Вот он! Какой, однако, сильный голос! И у такого маленького существа! Но мы, бесспорно, слышали его раньше.

- Это мычать коровы, - сказала девочка. – Нам ещё далеко идти.

Немного погодя в болоте заквакали лягушки.

- Изумительно! – вскричал придворный проповедник. – Теперь я слышу! Точь-в-точь колокольчики в молельне.

- Нет, это лягушки! – возразила девочка. – Но теперь мы, наверное, скоро услышим его.

И, наконец, запел соловей.

- Вот это соловей! – сказала девочка. – Слушайте, слушайте! А вот и он сам! – И показала пальчиком на маленькую серенькую птичку, сидевшую высоко в ветвях.

- Неужели этот? – удивился первый приближённый. – Вот уж не ожидал, что он такой! Такой невзрачный! Очевидно, все его краски полиняли, едва он увидел столько знатных особ!»

Таков портрет придворных. Великий сказочник намеренно заостряет их смешные и нелепые стороны, чтобы показать, как люди, ослеплённые собственным величием, уже не способны разбираться в самых простых вещах.

И вот придворные слушают дивное пение соловья, даже восхищаются им, но более всего они радуются его предстоящему успеху при дворе.

Однако сам император был глубоко потрясён:

«Соловей запел, да так дивно, что у императора слёзы выступили на глазах. Вот они покатились по щекам, а соловей залился ещё более звонкой и сладостной песней, она так и хватала за сердце. Император пришёл в восторг и сказал, что жалует соловью свою золотую туфлю на шею. Но соловей поблагодарил и отказался, объяснив, что достаточно вознаграждён.

- Я видел на глазах императора слёзы, - какой ещё награды мне желать? В слезах императора дивная сила. Видит бог, я вознаграждён с избытком!»

Слёзы императора и в самом деле таили огромную силу. Они открыли то, что было лучшее в его душе. В конце концов они спасли его от Смерти, когда она уже сидела у него на груди. Соловей, преданный императором в изгнание из его государства, прилетел снова, чтобы утешить и ободрить его. Пение соловья было так прекрасно, что сама Смерть заслушалась его и отступила.

«Ты уже вознаградил меня раз и навсегда! – сказал соловей в ответ на горячую благодарность императора. – Когда я в первый раз пел тебе, я видел слёзы в твоих глазах, и этого мне не забыть никогда».

Таков итог этой сказки. Это совсем небольшое повествование, но в нём с огромной яркостью и глубиной показаны различные вещи в их истинном свете: непрочность земного могущества, неверность и легкомыслие подданных, ценящих корону императора выше человеческого сердца, нравственная сила подлинного искусства, властвующего даже над смертью. Дивное пение соловья преобразило душу даже могущественного китайского императора. Более того, сила, заключённая в этом пении, победила даже саму Смерть.

 

Так в чём состоит воздействие музыки на душу человека? Почему она то радует или печалит, то возвышает, а почему подчас оставляет равнодушным? В чём здесь причина?

Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношение к миру, к людям, на его труде, на его идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём его жизненном поведении, короче говоря, на том, как он сам влияет на жизнь, как воздействует на неё. Значит, музыка воздействует на жизнь через человека и в этом её огромная преобразующая сила.

В чём же заключается способность музыки оказывать такое воздействие? Сила воздействия музыки определяется двумя её важнейшими качествами: красотой и правдой. Противоположность красоты – уродство, противоположность правды – ложь. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость. А что может сделать музыка уродливая, лживая?! Только лишь принести вред человеку, изуродовать его жизнь, и его самого.

Таким образом, две стороны вопроса о связи музыки с жизнью – «жизнь рождает музыку» и «музыка воздействует на жизнь» – неразделимы.

 

Я предлагаю вам вами послушать 2 произведения очень разные по характеру. Нужно будет определить, чем они отличаются.

Первое произведение – это русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: