Русская художественная эмиграция в Бельгии




Задание 1. Дать письменно определение терминам «диаспора», «эмиграция», «адаптация», «ассимиляция».

1. Диаспора (от греч. diaspora – рассеяние)- стойчивая совокупность людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины, иногда имеющая социальные институты для поддержания и развития своей общности. Обычно термин Д. относится к части народа (этнической общности, нации), живущей вне страны своего происхождения и образующей сложившиеся, сплоченные, устойчивые, хорошо укоренившиеся и ставшие необходимыми для принимающих стран этнические группы.

(Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.)

2. Эмигра́ция, эмиграции, мн. нет, жен. (от лат. emigro - переселяюсь).

1. Вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по тем или иным причинам (политическим, экономическим и т.п.).

2. Длительное или постоянное пребывание за пределами отечества в результате такого переселения. Жить в эмиграции. «С громадной опасностью Ленину удалось в декабре 1907 года снова перебраться за границу, в эмиграцию.» История ВКП(б).

3. собир. Эмигранты. - Разбиты и рассеяны национал-уклонистские группировки. «Их организаторы либо окончательно спаялись с интервенционистской эмиграцией, либо принесли повинную.» Сталин (Отчетный доклад XVII съезду партии о работе ЦК ВКП(б)).

(Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.)

3. Адаптация - (от позднелат. adaptatio — приспособление) социальная, вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент А.— согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и с реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта.

(Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.)

4. Ассимиляция- (от лат. assimilatio — уподобление, слияние, усвоение). В широком смысле под ассимиляцией понимается процесс, в ходе которого две или более группы, ранее различавшиеся внутренней организацией, ценностными ориентациями, культурой, создают новую общность, в которой происходит смена групповой самоидентификации, утрачивается ощущение своей самобытности, специфичности.

(Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. — М.: Издательство РГСУ; Академический Проект. Т. Н. Юдина. 2007.)

 

Задание 2. Обозначить локусы русской художественной эмиграции в Европе. Кратко в форме исторической справки сформулировать особенности одного из них.

Русская художественная эмиграция в Бельгии

Бельгия наряду с Францией, Германией и Италией вошла в географию пенсионерских поездок выпускников Императорской Академии художеств. В разное время там побывали А. Бенуа, К. Брюллов, А. Боголюбов, С. Дягилев, А. Егорнов, Г. Мясоедов, И. Репин, В. Серов, В. Стасов, П. Третьяков, И. Трутнев, А. Харламов и др. Помимо художественного образования важной составляющей культурно-художественных взаимоотношений России и Бельгии явилось коллекционирование произведений изобразительного искусства.

В Бельгии же знакомство с русским искусством происходило на международных и всемирных выставках: в Брюсселе (1842, 1863, 1875), Антверпене (1885, 1894), Льеже (1910). Интерес к русскому искусству был довольно велик это способствовало развитию и углублению культурнохудожественных связей двух стран, что в 1920 - 1930-е гг. не могло не сказаться на выборе русскими художниками Бельгии как страны эмиграции.

По разным данным, число русских эмигрантов на первом этапе колебалось от 8 до 10 тысяч человек и постепенно продолжало увеличиваться. Особенностью русской колонии явилось то, что пропорционально общему числу беженцев в Бельгии, больше всего в этой стране оказалось военных и представителей высшей русской аристократии; художники составляли малую часть. Русские эмигранты проживали в основном в крупных городах - в Брюсселе, Антверпене, Генте, Льеже, Лёвене, Шарлеруа, где имелись высшие учебные заведения, в том числе художественные.

Отмечается, что отсутствие «ключевой фигуры» в художественной диаспоре не давало ориентира художникам, не побуждало к объединению молодежи и, как следствие, подталкивало ее к поискам путей сближения с бельгийским искусством, тем более, что русских художников в Бельгии привлекали традиции живописи старых мастеров и набиравшие силу в искусстве тенденции экспрессионизма и сюрреализма.

В Бельгии была представлена вся «художественная» Россия: от ее восточных границ (Т. Белякова, О. Ломновская) до западных (М. Вослинская, А. Зарина). Из всех художников только двое до эмиграции являлись членами известных российских художественных объединений: М. Яковлев - Союза русских художников, Л. Фрешкоп - Ассоциации художников революционной России (АХРР). Русские художники, проживавшие в Бельгии, своим творчеством были связаны с различными направлениями и течениями в изобразительном искусстве 1920-1930-х гг., но старшее поколение, воспитанное на традициях русской художественной школы, в эмиграции продолжало работать в той же стилистической манере, в какой начинало творческий путь на родине.

Профессиональные художники со сложившейся или начинающей складываться творческой биографией, прибылие в Бельгию в основном в 1920-е (М. Яковлев, Л. Фрешкоп, О. Шуманская, Б. Лучинская, Ф. Изенбек, М. Орбелиани, урожд. Булатович) и 1930-е гг. (Д. Палатко, П. Мак (П. Иванов), А. Прибыловский-Альдарьен, В. Роде и др.).

В отличие от парижской или нью-йоркской эмиграции, «русские бельгийцы» представляли собой предельно разобщенное «поколение одиночек». Состав этой группы был неоднородным по возрасту, таланту и уровню образования. Более молодые художники предпринимали попытки учиться в брюссельской Академии художеств.

В Бельгии проходили ряд выставок многие, из которых проходили без каталогов, что существенно затрудняет их анализ. Известно, что большую часть выставок составляли персоналии, и что искусство, представленное на них, являло собой разные стили и разные художественные направления. Отсутствие собственных художественных объединений в русской эмигрантской среде предопределило выставочную стратегию «русских бельгийцев», первые показы которых проходили в виде совместных с бельгийцами выставок (работы Л. Фрешкопа на Гентском Салоне 1925г.; работы Е. Ивановской в составе группы «АМА», 1935 и т.д.). Иногда художники объединялись на основе сложившихся дружеских отношений (совместная выставка Н. де Сталя, Р. Лукина и бельгийца А. Остраде, январь 1936). Среди них - первая «Выставка древнеславянского искусства» (1936), впервые объединившая проживавших в Бельгии А. Турина, Д. Долгова, Ф. Изенбека, Н. Кузмина, Д. Палатко, В. Петрова, Н. Раженова, И. Симоновича, Л. Фрешкопа, Шапшала, Е. Шутову, а также проживавших в Литве М. Добужинского, в Болгарии - живописца М. Морозова, в Румынии - скульптора Янкелевича и др.

Активная выставочная деятельность русских художников-эмигрантов всех поколений, постоянно проживавших в Бельгии, с каждым годом все больше укрепляла их профессиональную репутацию в глазах художников, критики и зрителей Бельгии.

Важная роль в экспансии русского искусства в Бельгии воссозданного в 1921 г. в Париже «третьего "Мира искусства"» (термин С. Голынца). Успех его парижской выставки 1921 г. послужил организации «Выставки группы художников "Мир искусства"» в Брюсселе, где особого внимания критики были удостоены работы Б. Григорьева, В. Шухаева и А. Яковлева

В Бельгии более других востребованы произведения художников русского авангарда; они представлены в постоянных музейных экспозициях и на временных выставках. Подавляющее большинство произведений русской реалистической живописи XX в., напротив, хранится в музейных запасниках и крайне редко выставляется. Лишь в последние годы, в связи с повышенным интересом к русскому искусству на антикварном рынке, они стали чаще экспонироваться.

Задание 3. Прочитать и проанализировать статью Е. П. Яковлевой «Художественное наследие русского зарубежья в свете исследований последнего десятилетия: обзор о художественном наследии русского зарубежья»

· Произведения русского искусства, в особенности созданные в эмиграции, рассредоточены ныне по разным странам.

· Не угасает зрительский интерес и показатели мирового антикварного рынка, где с каждым годом цены на «русское искусство» только поднимаются.

· Сейчас работы находятся в государственных и частных собраниях России и других стран; часть их все еще не выявлена, а часть, к сожалению, утрачена.

· Существенно активизировалось изучение художественной эмиграции, открылся доступ ко многим, в том числе зарубежным, архивам, библиотекам, музейным фондам и коллекциям.

· Чрезвычайно важными представляются современные выставки, включающие произведения русских эмигрантов из зарубежных собраний. Их организуют и проводят государственные музеи, частные галереи и другие организации.

Исследователи:

«За прошедший с 1991 г. период и в россии, и за рубежом появилось немало ценных исследований по проблемам русской художественной эмиграции. Прежде всего это диссертации — докторские и кандидатские, монографии, статьи, биографические словари, каталоги — произведений, выставок, государственных музейных собраний, частных коллекций»

o Переизданы труды и воспоминания В. В. Вейдле, С. М. Волконского, В. П. Зубова, С. К. Маковского и др., опубликованы письма, в которых речь идет о художественной эмиграции.

o Первое издание биографического словаря петербургских авторов О. Л. Лейкинда и Д. Я. Северюхина «Художники русской эмиграции». Они впервые объединили в одном издании биографии нескольких сотен художников-эмигрантов, сопроводив каждую биографию ссылками на отечественные и зарубежные библиографические и архивные источники, включив в биографические очерки малоизвестные на тот период сведения.

o В 1999–2000 гг. уже с новое название — «Художники русского Зарубежья» — появилось значительно расширенное переиздание этого словаря, а состав авторов пополнился именем парижского исследователя К. В. Махрова.

o Петербургское издательство «Золотой век», совместно с издательством «Художник россии» выпускающее серию альбомов-монографий «Русские художники. ХХ век» (руководитель проекта Л. И. Шумаков). уже изданы иллюстрированные тома, посвященные творчеству А. Н. Бенуа, З. Е. Серебряковой, Б. Д. Григорьева, Н. И. Фешина.

o Труды московского искусствоведа А. В. Толстого — его статьи, докторская диссертация и широко иллюстрированная фундаментальная монография «Художники русской эмиграции»24. Помимо собственно исследовательской работы, связанной с темой художественной эмиграции, автор является научным руководителем диссертаций, посвященных искусству русского зарубежья, и од -ним из руководителей журнала «Пинакотека», на страницах которого регулярно печатаются материалы по той же проблематике.

o М. Г. Талалай изучает наследие русских в Италии

o С. Марицевич изучает наследие Сербии, Словении и Хорватии

o Т. А. Лебедева, сотрудник Ярославского художественного музея, занимается Изучением творчества и художественного наследия М. А. Кичигина и В. Е. Кузнецовой-Кичигиной — русских эмигрантов в Китае.

o Н. А. Авдюшева-Лекомт изучает наследие Бельгии - она отыскала считавшийся утраченным «Мануар дю реле» — особняк барона Ж.-А. Броуэра, интерьеры которого оформляли своей живописью Зинаида и Александр Серебряковы.

o Н. П. Крадин занимается выявлением русских архитекторов и художников, работавших в Харбине, изучением их творческого наследия.

o Историк Б. М. Горелик- определил в ходе своей исследовательской работы имена русских художников-иммигрантов в Южной Африке.

o Н. О. Гадалина-Шома - книга об Александре Рубцове — русском художнике в Тунисе

o Еще в советские времена вышла книга И. П. Кожевниковой о Варваре бубновой — русской художнице в Японии

o Сергей Шаршун выставка «русский Париж», позже в Москве и Санкт-Петербурге была показана ретроспективная выставка Шаршуна, составленная из произведений, принадлежащих исключительно зарубежным владельцам.

o И. Г. Девятьярова- научный каталог, сопровождавший выставку Явленского, сформированную из произведений, принадлежащих двум омским музеям, в 2004 г. показал Омский музей изобразительных искусств им. М. А. Врубеля.

o Одной из самых крупных зарубежных коллекций произведений русских художников — эмигрантов «первой волны» является коллекция французского профессора-слависта Ренэ Ггерра + издание каталогов двух выставок, экспонировавшихся одна в Москве в 1995 г., вторая во Франции в 1999 г

o Дж. Боулт – описал уникальную коллекцию театральных эскизов, составленную Лобановым-Ростовским

o А. Войскун занимается исследованием коллекцией русского искусства Марии и Михаила Цетлиных, сформированную в эмиграции и подаренную владелицей государству Израиль.

o Серж Стоммельс - автор первой биографической книги о Борисе Григорьеве, изданной в Нидерландах в 1993 г

o Галеева Т. А. Борис Дмитриевич Григорьев: Альбом. СПб., 2007 (серия «русские художники. ХХ век»)

o Ван Пин. русская художественная эмиграция в Китае в первой половине ХХ века: Автореф. дис.... канд. искусствоведения. М., 2007.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: