МЕТОДИКА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ»




(адаптация методики Козловой В.Т. «Исполнение инструкций»)

Интеллектуальная лабильность – это лабильность нервной системы в мыслительно-речевой деятельности, скорость перестройки интеллектуальных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на нее, поэтому от уровня ее развития сильно зависит скорость, точность и полнота освоения новой деятельности.

Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.

Инструкция: На регистрационном бланке изображен большой прямоугольник, разделенный на маленькие квадраты. В правом верхнем углу каждого маленького квадрата указан его порядковый номер.

Посмотрите на прямоугольник, обратите внимание, что некоторые номера квадратов пропущены. Так, например, за квадратом № 1 следует квадрат № 4. Поэтому во время выполнения теста не стоит перебивать меня, когда я буду зачитывать задание, и говорить, что я пропустила 2 квадрат – он отсутствует в бланке.

В чем состоит сам тест? Я буду называть номер квадрата, а потом зачитывать задание, которое необходимо в этом квадрате выполнить. В зависимости от степени сложности задания на его выполнение дается от 2 до 5 секунд.

Какие-то задания будут совсем простые, какие-то посложнее. В любом случае в них не будет каких-то подвохов или ловушек. Основная сложность этого теста заключается в том, что он проходит в очень быстром темпе. Для того чтобы успешно с ним справиться, вам необходимо максимально сосредоточиться, смотреть строго на свой регистрационный бланк, внимательно меня слушать и выполнять задание в том квадрате, номер которого я назвала.

Я зачитываю задание только один раз, не повторяю, на вопросы не отвечаю, поэтому если вы отвлечетесь и прослушаете, что необходимо сделать, то не сможете его выполнить. Если вы прослушали, вы можете или попытаться вспомнить услышанное и все же выполнить это задание, или тихо спокойно ждать, когда я прочитаю следующее, не переспрашивая и не отвлекая соседей.

Разберем примеры заданий, какие могут быть в тесте. Положите ручки, ничего не пишите.

У вас будут задания двух разных типов. Задания первого типа можно выполнять уже по ходу моего чтения, если вы понимаете, что необходимо сделать. Я называю номер квадрата и зачитываю задание, которое необходимо в нем сделать.

Например. Квадрат 1. Справа от линии поставьте стрелку, направленную вниз, а слева напишите третью букву алфавита (по ходу чтения психолог выполняет необходимые действия в квадрате). Хочу отметить, что стрелки следует рисовать ровно, без наклона.

Задания второго типа невозможно выполнять по ходу чтения, их необходимо дослушать до конца. Например. Квадрат № 2. Если Вам больше 20 лет, напишите в круге сумму чисел 7 + 2. Мне больше 20, я ставлю 9. Если бы мне было меньше 20, что бы я делала? (ожидает ответа от аудитории). Правильно, ничего. Если условие не выполняется, вы ничего не делаете.

Обращаю Ваше внимание на те слова, которые мы написали с Вами, когда заполняли регистрационный бланк – это Ваше имя и название Вашего города. В тесте будут встречаться задания, когда я попрошу Вас написать ту или иную букву из этих слов. Будьте внимательны при выполнении таких заданий, поскольку при проверке я буду обращаться именно к тем словам в той форме, в которой Вы их написали.

Когда я скажу «СТОП» вам необходимо будет положить ручки и поднять работы вверх.

Если у Вас есть вопросы по выполнению, я готова на них ответить.

Возьмите ручки, приготовьтесь.

Пример на доске:

1 2

 

 

Примечания:

1. Перед проведением тес­та необходимо внимательно ознакомиться с заданиями и во время проце­дуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.

2. Если психолог при чтении заданий ошибся и прочитал что-то неверно, необходимо, не поправляясь, спокойно продолжать дальше. Поскольку времени очень мало, а противоречивая инструкция с большой вероятностью приведет к ошибкам, то результат оценивается по совпадению с тем, что было прочитано. При этом необходимо на каждом бланке написать, что в «квадрате Х было прочитано. У».

3. В квадрате 17 идет следующий текст: Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте ТОЧКУ пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек). В более ранних версиях методики было «точки», это опечатка, методика не имеет цели вводить в заблуждение и намеренно усложнять задание.

4. В квадрате 26 написаны именно русские буквы – А, Вэ, Эс, а не латинские, в тексте это помечено в скобочках.

 


Содержание методики

1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).

2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).

3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).

4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).

5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).

6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).

7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).

8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0(4 сек).

9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).

10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).

11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересече­ния друг с другом и обозначьте ТОЧКУ пересечения последней бук­вой названия Вашего города (4 сек).

12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1(3 сек).

13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).

14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).

15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, по­ставьте галочку на линии между ними (2 сек).

16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).

17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек).

18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).

19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).

20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В («Вэ») стрелку, направленную вверх, под буквой С («Эс») - галочку (3 сек).

21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).

22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).

23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).

24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).

25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 сек).

26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9 без остатка, то опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).

27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).

28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).

29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек).

30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек).

31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).

32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).

33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек).

34.(квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек).

35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек).

36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек).

37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3 и подчеркните остальные (5 сек).

38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек).

39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).

40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек).

СТОП! Положили ручки! Подняли работы вверх!


Имя________________________________ Город ______________________________

  4 5
1 2 3 4    
6

7 8  

  1 3 5 4

БНЛЕОШАК
13

    17 18  
19
79542838954283
20

 
А
  1 2 3 4 5  
22

23
 
24

25
А В С

 
27

28 29
САЛЮТ ДОЖДЬ
30

  32
 
33

   
   
   
34

КПАИРО
35

36 37
 
39

 
41
м к о
42

43
 
44

45
1А7 Б2С
46

7 4
47

 

Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: