(адаптация методики Козловой В.Т. «Исполнение инструкций»)
Интеллектуальная лабильность – это лабильность нервной системы в мыслительно-речевой деятельности, скорость перестройки интеллектуальных процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Интеллектуальная лабильность определяет скорость и точность восприятия и переработки полученной информации и реакции на нее, поэтому от уровня ее развития сильно зависит скорость, точность и полнота освоения новой деятельности.
Методика требует от испытуемого высокой концентрации внимания и быстроты действий. Обследуемые должны в ограниченный отрезок времени (несколько секунд) выполнить несложные задания, которые будет зачитывать экспериментатор. Обследование можно проводить как индивидуально, так и в группе, возможно использование магнитофона. Каждому испытуемому выдается специальный бланк.
Инструкция: На регистрационном бланке изображен большой прямоугольник, разделенный на маленькие квадраты. В правом верхнем углу каждого маленького квадрата указан его порядковый номер.
Посмотрите на прямоугольник, обратите внимание, что некоторые номера квадратов пропущены. Так, например, за квадратом № 1 следует квадрат № 4. Поэтому во время выполнения теста не стоит перебивать меня, когда я буду зачитывать задание, и говорить, что я пропустила 2 квадрат – он отсутствует в бланке.
В чем состоит сам тест? Я буду называть номер квадрата, а потом зачитывать задание, которое необходимо в этом квадрате выполнить. В зависимости от степени сложности задания на его выполнение дается от 2 до 5 секунд.
Какие-то задания будут совсем простые, какие-то посложнее. В любом случае в них не будет каких-то подвохов или ловушек. Основная сложность этого теста заключается в том, что он проходит в очень быстром темпе. Для того чтобы успешно с ним справиться, вам необходимо максимально сосредоточиться, смотреть строго на свой регистрационный бланк, внимательно меня слушать и выполнять задание в том квадрате, номер которого я назвала.
|
Я зачитываю задание только один раз, не повторяю, на вопросы не отвечаю, поэтому если вы отвлечетесь и прослушаете, что необходимо сделать, то не сможете его выполнить. Если вы прослушали, вы можете или попытаться вспомнить услышанное и все же выполнить это задание, или тихо спокойно ждать, когда я прочитаю следующее, не переспрашивая и не отвлекая соседей.
Разберем примеры заданий, какие могут быть в тесте. Положите ручки, ничего не пишите.
У вас будут задания двух разных типов. Задания первого типа можно выполнять уже по ходу моего чтения, если вы понимаете, что необходимо сделать. Я называю номер квадрата и зачитываю задание, которое необходимо в нем сделать.
Например. Квадрат 1. Справа от линии поставьте стрелку, направленную вниз, а слева напишите третью букву алфавита (по ходу чтения психолог выполняет необходимые действия в квадрате). Хочу отметить, что стрелки следует рисовать ровно, без наклона.
Задания второго типа невозможно выполнять по ходу чтения, их необходимо дослушать до конца. Например. Квадрат № 2. Если Вам больше 20 лет, напишите в круге сумму чисел 7 + 2. Мне больше 20, я ставлю 9. Если бы мне было меньше 20, что бы я делала? (ожидает ответа от аудитории). Правильно, ничего. Если условие не выполняется, вы ничего не делаете.
|
Обращаю Ваше внимание на те слова, которые мы написали с Вами, когда заполняли регистрационный бланк – это Ваше имя и название Вашего города. В тесте будут встречаться задания, когда я попрошу Вас написать ту или иную букву из этих слов. Будьте внимательны при выполнении таких заданий, поскольку при проверке я буду обращаться именно к тем словам в той форме, в которой Вы их написали.
Когда я скажу «СТОП» вам необходимо будет положить ручки и поднять работы вверх.
Если у Вас есть вопросы по выполнению, я готова на них ответить.
Возьмите ручки, приготовьтесь.
Пример на доске:
1 2
Примечания:
1. Перед проведением теста необходимо внимательно ознакомиться с заданиями и во время процедуры обследования четко произносить номер квадрата, в котором будет выполняться очередное задание, так как номера заданий и квадратов на бланке испытуемого не совпадают.
2. Если психолог при чтении заданий ошибся и прочитал что-то неверно, необходимо, не поправляясь, спокойно продолжать дальше. Поскольку времени очень мало, а противоречивая инструкция с большой вероятностью приведет к ошибкам, то результат оценивается по совпадению с тем, что было прочитано. При этом необходимо на каждом бланке написать, что в «квадрате Х было прочитано. У».
3. В квадрате 17 идет следующий текст: Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте ТОЧКУ пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек). В более ранних версиях методики было «точки», это опечатка, методика не имеет цели вводить в заблуждение и намеренно усложнять задание.
|
4. В квадрате 26 написаны именно русские буквы – А, Вэ, Эс, а не латинские, в тексте это помечено в скобочках.
Содержание методики
1. (квадрат 1) Напишите первую букву имени Сергей и последнюю букву первого месяца года (3 сек).
2. (квадрат 4) Напишите слово пар так, чтобы любая одна буква была написана в треугольнике (3 сек).
3. (квадрат 5) Разделите четырехугольник двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями (4 сек).
4. (квадрат 6) Проведите линию от первого круга к четвертому так, чтобы она проходила под кругом 2 и над кругом 3 (3 сек).
5. (квадрат 7) Поставьте плюс в треугольнике, а цифру 1 в том месте, где треугольник и прямоугольник имеют общую площадь (3 сек).
6. (квадрат 8) Разделите второй круг на ТРИ, а четвертый на ДВЕ части (4 сек).
7. (квадрат 10) Если сегодня не среда, то напишите предпоследнюю букву вашего имени (3 сек).
8. (квадрат 12) Поставьте в первый прямоугольник плюс, третий зачеркните, в шестом поставьте 0(4 сек).
9. (квадрат 13) Соедините точки прямой линией и поставьте плюс в меньшем треугольнике (4 сек).
10. (квадрат 15) Обведите кружком одну согласную букву и зачеркните гласные (4 сек).
11. (квадрат 17) Продлите боковые стороны трапеции до пересечения друг с другом и обозначьте ТОЧКУ пересечения последней буквой названия Вашего города (4 сек).
12. (квадрат 18) Если в слове синоним шестая буква гласная, поставьте в прямоугольнике цифру 1(3 сек).
13. (квадрат 19) Обведите большую окружность и поставьте плюс в меньшую (3 сек).
14. (квадрат 20) Соедините между собой точки 2, 4, 5, миновав 1 и 3 (3 сек).
15. (квадрат 21) Если два многозначных числа неодинаковы, поставьте галочку на линии между ними (2 сек).
16. (квадрат 22) Разделите первую линию на ТРИ части, вторую на ДВЕ, а оба конца третьей соедините с точкой А (4 сек).
17. (квадрат 23) Соедините нижний конец первой линии с верхним концом второй, а верхний конец второй - с нижним концом четвертой (3 сек).
18. (квадрат 24) Зачеркните нечетные цифры и подчеркните четные (5 сек).
19. (квадрат 25) Заключите две фигуры в круг и отделите их друг от друга вертикальной линией (4 сек).
20. (квадрат 26) Под буквой А поставьте стрелку, направленную вниз, под буквой В («Вэ») стрелку, направленную вверх, под буквой С («Эс») - галочку (3 сек).
21. (квадрат 27) Если слова дом и дуб начинаются на одну и ту же букву, поставьте между ромбами минус (3 сек).
22. (квадрат 28) Поставьте в крайней слева клеточке 0, в крайней справа плюс, в середине проведите диагональ (3 сек).
23. (квадрат 29) Подчеркните снизу галочки, а в первую галочку впишите букву А (3 сек).
24. (квадрат 30) Если в слове подарок третья буква не И, напишите сумму чисел 3+5 (3 сек).
25. (квадрат 31) В слове салют обведите кружком согласные буквы, а в слове дождь зачеркните гласные (4 сек).
26. (квадрат 32) Если число 54 делится на 9 без остатка, то опишите окружность вокруг четырехугольника (3 сек).
27. (квадрат 33) Проведите линию от цифры 1 к цифре 7, так, чтобы она проходила под четными цифрами и над нечетными (4 сек).
28. (квадрат 34) Зачеркните кружки без цифр, кружки с цифрами подчеркните (3 сек).
29. (квадрат 35) Под согласными буквами поставьте стрелку, направленную вниз, а под гласными - стрелку, направленную влево (5 сек).
30. (квадрат 36) Напишите слово мир так, чтобы первая буква была написана в круге, а вторая в прямоугольнике (3 сек).
31. (квадрат 37) Укажите стрелками направления горизонтальных линий вправо, а вертикальных вверх (5 сек).
32. (квадрат 39) Разделите вторую линию пополам и соедините оба конца первой линии с серединой второй (3 сек).
33. (квадрат 40) Отделите вертикальными линиями нечетные цифры от четных (5 сек).
34.(квадрат 41) Над линией поставьте стрелку, направленную вверх, а под линией - стрелку, направленную влево (2 сек).
35. (квадрат 42) Заключите букву М в квадрат, К в круг, О в треугольник (4 сек).
36. (квадрат 43) Сумму чисел 5+2 напишите в прямоугольнике, а разность этих же чисел - в ромбе (4 сек).
37. (квадрат 44) Зачеркните цифры, делящиеся на 3 и подчеркните остальные (5 сек).
38. (квадрат 45) Поставьте галочку только в круг, а цифру 3 - только в прямоугольник (3 сек).
39. (квадрат 46) Подчеркните буквы и обведите кружками четные цифры (5 сек).
40. (квадрат 47) Поставьте нечетные цифры в квадратные скобки, а четные в круглые (5 сек).
СТОП! Положили ручки! Подняли работы вверх!
Имя________________________________ Город ______________________________
4 | 5 |
| 7 | 8 | ||||||||||||||
|
| 17 | 18 | |||||||||||||||
19 |
|
| 23 | 25 | ||||||||||||||
| | 28 | 29 |
| 32 | |||||||||||||
| 36 | 37 | | |||||||||||||||
41 |
| 43 | 45 |
|
|
Ключ к методике «Интеллектуальная лабильность»