Создание предметно - развивающей среды в группах как важный фактор обучения детей второму языку.




СОДЕРЖАНИЕ

1. Создание предметно - развивающей среды в группах как важный фактор обучения детей второму языку …………………………………3  
2. Проанализируйте содержание статьи по проблемам обучения детей дошкольного возраста второму языку. Статья прилагается с указанием реквизитов…………………………………………………………………8  
3.Разработать конспект занятия по обучению детей дошкольного возраста второму языку (на выбор - русскому, украинскому, крымскотатарском, иностранному языку)……………………………...10  
Список литературы……………………………………………………….13  
Приложение………………………………………………………………14  

 

Создание предметно - развивающей среды в группах как важный фактор обучения детей второму языку.

Cовременная система образования дошкольников ориентирует педа- гогов на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. Соответственно любое обучение, в том числе и обучение второму языку, должно быть направлено на развитие ребенка.

В исследованиях многих ученых, относительно развивающих резервов второго языка наряду с родным языком, подчеркивается тот факт, что процесс обучения должен влиять на интеллектуальные, эмоционально- волевые способности ребенка, обеспечивать развитие сенсорного вос- приятия, мотивационной сферы, умения общаться, вносить изменения в психическое развитие личности в целом.

Большое значение в развитии ребенка играет развивающая среда, ор- ганизованная в дошкольном образовательном учреждении. Сегодня про- блемой организации среды (развивающей, предметно-развивающей, пред- метно-игровой, социальной) занимаются многие современные ученые (А.М. Вербенец, А.Г. Гогоберидзе, Н.В. Нищева, Е.О. Смирнова и др).

Однако анализ психолого-педагогической, методической литературы показал, что исследований, посвященных организации предметно- развивающей среды на занятиях иностранным языком в дошкольном уч- реждении, нет. В ходе проведенного нами специального наблюдения также было выявлено, что преподаватели иностранного языка, работающие с до- школьниками, не уделяют должного внимания вопросам организации предметно-развивающей среды. Как правило, занятия иностранным языком проводятся в группах при детских садах, куда приходит преподаватель на время занятий или в дошкольных центрах, где есть отдельный кабинет для занятий иностранным языком, но и в них наблюдается некоторая спонтанность в организации предметно-развивающей среды. К основным проблемам можно отнести:

1) Нерациональная организация пространства (отсутствие коврового покрытия, размещение парт по школьному принципу, и как следствие, не- достаток места для игровой, музыкально-ритмической деятельности, теат- рализованной деятельности).

2) Статичность среды (наличие демонстрационных материалов, кото- рые не меняются со временем и не используются в учебном процессе).

3) Использование преимущественно одного вида наглядных материа- лов (картинок, настольных игр, игрушек).

4) Отсутствие атрибутов, предметов, позволяющих ребенку с первых минут «проникнуть» в мир другой культуры (географических карт, глобуса, флагов, литературы на иностранном языке для дошкольников, игрушек- персонажей из английских и американских сказок и т.д.).

Невнимание к предметно-развивающей среде со стороны педагогов может отрицательно сказаться на эффективности педагогического процесса в целом, а также будет способствовать снижению мотивации к иностранному языку со стороны дошкольников.

Предметно-развивающая среда, согласно А.М. Вербенец и А.Г. Гого- геберидзе – это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами, которая проекти- руется на основе: реализуемой образовательной программы; требований нормативных документов; материальных и архитектурно-пространст- венных условий; предпочтений и уровня развития детей; общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, ди- намичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образова- ния, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).

Принципы построения развивающей среды в дошкольном образова- тельном учреждении были изложены В.А. Петровским, Л.П. Стрелковой, Л.М. Клариной. Стоит отметить, что реализация некоторых принципов в полной мере не возможна в виду того, что обучение второму языку проходит в форме занятий и дети проводят в предлагаемых условиях ограниченное количество времени. На основе этих принципов были сформулированы принципы построения предметно-развивающей среды при организации обучения второму языку дошкольников:

1) принцип целесообразности и рациональности;

2) принцип стабильности-динамичности развивающей среды;

3) принцип гибкого зонирования;

4) принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благо- получия ребенка и взрослого;

5) принцип учета половых и возрастных особенностей детей;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эсте- тической организации среды;

7) принцип учета национально-культурного компонента.

Принцип целесообразности и рациональности является одним из наи- более важных, поскольку он создает атмосферу удобства и комфорта для участников процесса обучения – детей и педагога. Расположение всех ве- щей в кабинете, где проводятся занятия по иностранным языком с дошко- льниками, должно быть организовано так, чтобы каждая вещь, выполняя свою функцию, не мешала другим. Это, прежде всего, относится к расста- новке мебели, которая занимает, как правило, большую часть площади. В связи с этим предлагаем П- или Г- образное расположение столов и стульев. Опыт показал, что такое расположение позволяет педагогу и детям лучше видеть друг друга, при этом освобождается пространство для совместной деятельности, что особенно актуально в небольших по площади кабинетах.

Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предмет- но-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и реализуемой педагогом программы. Легкая мебель, ширмы позволяют трансформировать игровое пространство во время занятия, а наличие коврового покрытия позволит детям играть вме- сте на полу.

Принцип гибкого зонирования. Пространство в кабинете должно да- вать детям возможность заниматься разными видами деятельности и по- зволять детям самостоятельно определить содержание деятельности, наме- тить план действий, распределить свое время и активно участвовать в про- цессе обучения, взаимодействия с предметами и друг с другом. Предлагаем создать центры развития (центр игрового развития, центр речевого развития, центр творческого развития, центр познавательного развития), поскольку занятия предполагают интеграцию иностранного языка с продуктивными видами деятельности, характерными для детей старшего дошкольного возраста.

Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благопо- лучия ребенка и взрослого. В процессе проектирования предметно- развивающей среды необходимо создать обстановку, которая способство- вала бы эмоциональному благополучию ребенка, чувству защищенности и уверенности в себе посредством мягкой мебели, ковриков, зеркал, полочек, где можно хранить как принесенные из дома игрушки и ценные для ребен ка предметы, рисунки, поделки, так и материал, необходимый для обучения второму языку.

Принцип учета половых и возрастных особенностей детей. При созда- нии среды важно учитывать особенности дошкольников, их интересы. К этому принципу относится и подбор соответствующих полу (для мальчиков и девочек) игр и игрушек. В то же время в кабинете должны быть материалы, объединяющие детей обоего пола.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстети- ческой организации среды. В группе должно быть не только уютно и ком- фортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрас- ного. Интерьер группы должен меняться. Например, при ознакомлении де- тей с народным творчеством, традициями, педагогу целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, характерные для страны изучаемого языка.

Принцип учета национально-культурного компонента. Включение на- ционально-культурного компонента в процесс обучения иностранному языку возможно с первых занятий. Дети, особенно старшие дошкольники, проявляют большой интерес к национальным символам страны изучаемого языка, к традициям народа, к праздникам, к детской литературе и т. д. В связи с этим представляется целесообразным использовать предметы, кар- тинки, книги, аудио- и видеозаписи, которые познакомят ребенка с культурой другой страны.

Однако не следует отождествлять предметно-развивающую среду только с материально-технической базой. Это также условия, которые по- зволяют ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми. Качество дошкольного воспитания определяется характе- ром общения взрослого и ребенка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции. Позиция педагога должна исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Таким образом, предметно-развивающая среда – это материальные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие организацию образо- вательного пространства с целью осуществления развивающего обучения иностранному языку дошкольников.

 

 

2. Анализируйте содержание статьи по проблемам обучения детей дошкольного возраста второму языку. Статья прилагается с указанием реквизитов

Руководитель Ибрагимова Зульфия Замировна «Обучение татарскому языку русскоязычных детей в ДОУ» Международный образовательный портал [Электронный ресурс] https://edu.tatar.ru/almet/dou35/mal-strana/almetevsk/dou35/naz_vos/2 (Статья прилагается в приложении контрольной работы)

Язык – основное средство приобщения к национальной культуре, источник народной мудрости. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Но сейчас стало интереснее преподавать татарский язык русскоязычным детям дошкольного возраста.

В статье затрагивается вопрос актуальности изучения в дошкольных учреждениях двух языков. Все мы прекрасно понимаем, что владение дополнительным языком имеет положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику.

Приведенные в статье рекомендации позволяют выстроить грамотную работу по профилактике трудностей усвоения иностранного языка. А также в статье разработаны разные методики для разных групп, что позволяет детям лучше усваивать данный материал.

Если раньше в преподавании языков доминировали академичность, теория, то сейчас идет обращение к практике мультимедийности, обучения с помощью игр, сказок, мультфильмов. То есть дети теперь учатся играя. Игра это естественная форма детского существования. И самый прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие.

Но любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Поэтому педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона на занятии. Поэтому дети на занятиях должны не утомляться, быть раскрепощенными, сохранять заинтересованность. Чем более комфортны условия на занятиях, тем интенсивнее происходит усвоение иноязычной речи.
В целом методика обучения второму языку построена на принципах игры, сказки, воображения, фантазии, сравнения, соединения действия со словом, многократного повторения и обыгрывания всех изучаемых моментов.
Таким образом: тематика двуязычия становится из экзотики повседневностью, т. е. является жизненно важным вопросом для современной системы дошкольного воспитания.
Я благодарна воспитателям, которые отнеслись к изучению татарского языка ответственно и с пониманием. Но одного года мало, а я верю в успех.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: