Психолого - педагогические аспекты развития музыкальных способностей




Музыкальные способности определяются современной психологией и педагогикой как специфическая форма познавательных способностей, которые проявляются в особой духовной деятельности человека (Борис Мих. Теплов, Гарри Степан. Тарасов, Эд. Бор. Абдуллин и др.).

Способности эти рассматриваются в двух аспектах - как способности к восприятию интонационно - образной, эмоциональной сферы музыки и как способности к ориентированию в её «акустической картине». В самом процессе музыкальной деятельности эти проявления способностей неразрывно связаны: «повышенная эмоциональная отзывчивость на музыку…образует склонность, влекущую за собой развитие слухомоторных способностей, а вместе с ними - музыкального слуха и чувства ритма». Развивающиеся музыкальные способности позволяют человеку более тонко чувствовать красоту, выразительность музыки, воспринимать в ней определённое художественное содержание и воспроизводить в своём исполнении.

Полноценное музыкальное развитие (восприятие, исполнение, творчество) требует от человека не только высокоорганизованных специальных способностей, но и высокого уровня общего развития, богатой эмоциональной культуры, тонкой наблюдательности творческого воображения.

В современных психолого- педагогических исследованиях (З.А. Ринкявичус, Г. С. Тарасов, В. И. Муцмахер, Г.М. Цыпин, А. Г. Каузова, А. Н. Николаева) музыкальное развитие ученика трактуется значительно шире развития его специальных способностей и на передний план выдвигаются задачи формирования личности ученика.

Проблема способностей подробно освещена в работах С. Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.Д. Шадрикова, Я.А. Пономарёва, Александра Наумовича Лука, Д. Кирнарской и других. В современной психологии под способностями принято понимать совокупность функциональных свойств (качеств) системы, проявляющихся в эффективной реализации конкретной деятельности.

Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами (регулирующими механизмами), обслуживающими возможность их приобретения.

Структура общих способностей состоит из моторных и познавательных особенностей психики человека. Моторные (или двигательные, тактильно - кинестетические) и познавательные (вербальные, психоэмоциональные) особенности усвоения социального опыта возможно рассматривать в структуре индивидуального развития. В музыкальной деятельности психомоторные (двигательные) особенности личности обуславливают проявление важнейшей характеристики музыкальности - темпо-ритмических способностей человека, позволяющих адекватно воспринимать главную особенность музыки - её временную природу.

Степень интенсивности переживаний, сила выраженности позитивных или негативных эмоций личности обуславливается как врождёнными способностями темперамента, так и преобладающим опытом переживаний, накопленных в социальных условиях жизнедеятельности индивида.

Развитие музыкальных способностей в практике музыкального образования можно понимать не только как формирование специальных, профессиональных навыков музицирования, но и как специфическое развитие общих способностей восприятия и ощущений, внимания и образной памяти, воображения и мышления, волевой регуляции, т.е. познавательных свойств личности. Анализируя разные виды музыкальной деятельности (слушание, творчество, исполнительство) учёные показывают, как реализуются в них принципы формирования музыкальных способностей (Арнольд Львович Готсдинер, Л.Л. Бочкарёв, К. В. Тарасова и др.).

В настоящее время исследованию общих способностей как компонентов специальных способностей посвящён ряд работ в области когнитивного обучения (Я. А. Пономарёв и др.). Ряд исследований (Г. С. Тарасов, И. В. Тихомиров) выявляют связь между музыкальными и общими умственными способностями, некоторые (Д. К. Кирнарской) посвящены теоретическому анализу и обоснованию различного рода сочетаний способностей, в частности, музыкальных с языковыми, основанных на сходстве словесного и музыкального языка.

Музыкальные способности разрабатывались в трудах по теории исполнительства педагогами Л. А. Баренбоймом, С. И. Савшинским, В. Г. Ражниковым, а также освещались в монографиях выдающихся педагогов - пианистов Г.Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. Е. Фейнберг. Музыкальные способности в этих работах рассматривались как условие успешной деятельности музыкантов.

Лев Аронович Баренбойм предлагает ввести в элементарный музыкальный комплекс такие, как умение наблюдать за течением музыки и читать её с листа, способность переживать музыкальную форму как процесс.

Большое внимание в музыкальной педагогике, музыкальной психологии и музыкознании (М. Г. Арановский, А. Н. Сохор, Д. К. Кирнарская) уделяется интеллектуальным процессам, подчёркивается, что в основе их лежит «языковой слой музыкального мышления», делающий возможной музыкальную и исполнительскую коммуникацию.

Особое внимание уделяется общетворческим, общехудожественным моментам в музыкальной одаренности, развитию музыкально - образного мышления и воображения, креативности как качества личности музыканта - исполнителя.

В работах Э. Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Г. С. Костюх, Г. С. Тарасова проанализирован подход к музыкальному восприятию как общему психологическому звену всех форм музыкальной деятельности, а также введения понятия культуры восприятия музыки, которая определяется как особая структурно - функциональная организация комплекса музыкальных способностей человека, обеспечивающая возможность понимать музыку адекватно замыслу композитора.

Восприятие музыки как познавательный процесс связано с развитием музыкального мышления, истоки которого - в ощущении интонации. Обращение к интонационной теории Б. В. Асафьева как музыкально - эстетической концепции музыки и её восприятие помогает определить пути развития музыкально - творческих способностей. Интонация - это главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли. Накопление интонаций создаёт сложный комплекс музыкальных представлений и даёт возможность приобщиться «к сокровищнице общепризнанных обществом, средой, эпохой... интонации», которую Асафьев называет устным музыкально - интонационным словарём.

Таким образом, проникновение в выразительно - смысловой подтекст интонации и есть основа, как музыкального, так и исполнительского развития.

Проведённый анализ теоретических подходов к проблеме развития музыкальных и творческих способностей оказывает влияние и на практические положения, которыми необходимо руководствоваться и в педагогической деятельности.

Музыкальные и творческие способности являются сложным сочетанием природного (врождённого), социального и индивидуального начала, развивающееся лишь в практической музыкальной деятельности.

Все музыкальные способности развиваются в условиях взаимодействия: не может быть одной способности при полном отсутствии других.

Особое значение в педагогическом процессе имеет достижение единства эмоционального и сознательного в развитии личности, что значительно повышает психические возможности учащихся и позволяет учителю расширять спектр средств педагогического воздействия. Это возможно благодаря активному привлечению связей музыки с жизнью, заострению внимания ученика на жизненном содержании музыки и её выразительных значений и внемузыкальных ассоциаций, обогащению музыкально - художественного опыта учащихся.

Анализ музыкально - педагогической и психологической литературы даёт основание утверждать, что в настоящее время среди учённых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

В отечественной психологии исследование музыкальных способностей связано с именем Б. М. Теплова. Он считал, что структура музыкальных способностей состоит:

1) из ладового чувства;

2) слухового представления;

3) музыкально-ритмического чувства.

Эти три частные способности образуют стержень музыкальности, т. е. способности воспринимать смысловое содержание музыки.

Музыкальные способности целесообразно формировать с раннего детства. В каждом виде музыкальной деятельности - восприятии, творчестве исполнительстве - кроме основных музыкальных способностей развиваются музыкальное мышление, исполнительские и творческие способности.

В процессе музыкальной деятельности развиваются общие способности ребёнка: внимание, память, эмоции, мышление, творческое воображение, укрепляется воля и др. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учёта их склонностей и интереса.

Качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое по сравнению с музыкальностью понятие и музыкальная одарённость.

В трудах Б. М. Теплова были разработаны категории музыкальной одарённости «качественно своеобразного сочетания способностей, от которых зависит возможность успешного осуществления музыкальной деятельности и которое определяется самой природой музыки как таковой», и музыкальности - «способности переживания музыки как выражения некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». Две стороны музыкальности - эмоциональную и слуховую Б. М. Теплов рассматривает в единстве, так как «взятые в отдельности, они лишают музыкального восприятия и переживания музыки предметной определённости».

Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, выделяет среди специальных способностей творческие способности, к которым относит:

1) способность видеть проблему там, где её не видят другие;

2) способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы;

3) способность применять навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой;

4) способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части;

5) способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

6) способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту;

7) гибкость мышления;

8) способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки;

9) способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющуюся систему знаний;

10) способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

11) легкость генерирования идей;

12) творческое воображение

13) способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения знаниями и умениями, а с другой - в процессе овладения умениями и знаниями происходит развития способностей.

Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с одной деятельности на другую.

Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом возможности представляют способности одного уровня, в результате чего открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития способностей более высокого уровня.

Способности разделяются на общие и специальные. В современной отечественной психологии способности выделяют с точки зрения психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные, мнемические, речевые и творческие.

Творческие способности относятся к группе, разделяемой на учебные и собственно творческие способности. При этом под творческими способностями разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

Иными словами, творческие способности определяют процесс индивидуального творчества в различных областях творческой деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: