Основными показателями, отражающими конечный результат использования основных фондов, являются: фондоотдача, фондоемкость и коэффициент использования производственной мощности.
Фондоотдача определяется отношением объема выпущенной продукции к стоимости основных производственных фондов:
Кф.о. = N/Фс.п.ф.,
где Кф.о. -фондоотдача; N - объем выпущенной (реализованной) продукции, руб.; Фс.п.ф. - среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
Фондоемкость - величина обратная фондоотдаче. Коэффициент использования производственной мощности определяется как отношение объема выпущенной продукции к максимально возможному выпуску продукции за год.
Основными направлениями улучшения использования основных фондов являются:
· техническое совершенствование и модернизация оборудования;
· улучшение структуры основных фондов за счет увеличения удельного веса машин и оборудования;
· повышение интенсивности работы оборудования;
· оптимизация оперативного планирования;
· повышение квалификации работников предприятия.
Предпринимательство. Товарное производство и рынок
Предпринимательство. Виды и субъекты
В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отмечается, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно – производственную, торгово – закупочную, Инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами.
Субъекты предпринимательства:
1. граждане России и других государств, неограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
2. граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
3. объединения граждан (партнёры).
Предпринимательская деятельность осуществляется:
1. самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность;
2. руководителем предприятия от имени собственника и т.д..
Виды предпринимательства:
1. производственное – деятельность направленная на производство продукции, проведение радот и оказание услуг,сбор, обработку представление информации, подлежащей реализации потребителям. Функция – производство, результат – производство товара и реализация. Производственное предприятие считается самым трудным видом предпринимательства и обеспечивает 10-12% рентабильности предприятия.
2. коммерческое - товарно – денежные отношения, торгово – обменные операции, т.е. перепродажа товара и услуг. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20-30% от затрат.
3. финансовое – разновидность коммерческого, объектом купле - продажи выступает специфический товар – деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и др.). Товаром является финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает финансовые операции с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности, далее идёт поиск потенциальных покупателей денег, валюты, и др. Считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при продолжительности сделки менее одного года и 10-15% - для долговременных сделок.
4. посредническое – проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. З а оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
5. страховое – особая форма финансового предпринимательства. Предприниматель получает страховые взносы, которые возвращаются плательщику только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Все виды предпринимательской деятельности направлены на получение дохода и связаны с различной степенью экономического риска предпринимателя.
Товарное производство
Под товарным производством понимается такое производство, при котором продукты производства для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка. Условием, необходимым для возникновения товарного производства, является общественное разделение труда. Этапы развития товарного производства связаны с развитием обмена, рынка.
Выделяют следующие типы рынка:
· неразвитые;
· свободные;
· регулируемые;
· деформированные.
Каждому типу рынка соответствует особая модель товарного производства:
· товарное производство неразвитого рынка;
· товарное производство свободного рынка;
· товарное производство регулируемого рынка;
· товарное производство деформированного рынка
Рынок – это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена, купле - продажи товаров (услуг). Основными элементами рыночного механизма является цена, спрос, предложение. Соотношение спроса и предложения определяет цену товара на рынке.
Закон спроса отражает зависимость между относительной ценой на товар и величиной спроса на него: рост спроса влияет на снижение цены, а его сокращение способствует росту цен на рынке.
Составной частью рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция – основной механизм формирования хозяйственных пропорций, направленный на создание наиболее благоприятных условий сбыта продукции и максимальное удовлетворение (табл.2.1).
Рынок обладает сложной структурой, являясь, по сути, системой множества разнообразных специализированных рынков.
Таблица 2.1
Типы конкуренции и рынка | Количество и размер фирм | Характер продукции | Условия выхода на рынок и ухода с него | Доступность информации |
Чистая конкуренция | Множество мелких фирм | Однородная продукция | Отсутствие затруднений | Равный доступ ко всем видам информации |
Монополистическая конкуренция | Множество мелких фирм | Разнородная продукция | Отсутствие затруднений | Некоторые затруднения |
Олигополия | Число фирм невелико, есть крупные фирмы | Разнородная и однородная продукция | Возможны отдельные препятствия | Некоторые ограничения |
Монополия | Одна или несколько крупных фирм | Уникальная продукция | Практически непреодолимые барьеры выхода на рынок | Некоторые ограничения |
Существуют различные их классификации в зависимости от выбранного критерия (табл.2.2).
1. По отношению к субъекту рыночных отношений:
· рынок продавца,
· рынок покупателя
· рынок посреднических операций (рынок промежуточных продавцов).
2. По географическому признаку:
· Внутренний (национальный рынок, подразделяющийся на региональные, местные рынки и т.д.);
· Внешний рынок (мировой, приграничный и т.п.).
3. По характеру продаж:
· Оптовые
· Розничные
Таблица 2.2
Рынок товаров и услуг | Финансовый рынок | Рынок интеллектуальной продукции | Рынок труда |
Рынок средств производства | Рынок ценных бумаг | Рынок технологий, опытно – конструкторских разработок | Занятые |
Рынок потребительских товаров | Рынок капитала | Рынок фундаментальной научной информации | Безработные |
Рынок услуг производственного и непроизводственного назначения | Валютный и ссудный рынок | Рынок информации | Биржи труда, система подготовки и переподготовки кадров |
1. По отраслевому признаку выделяют:
· Рынок сырья (уголь, нефть, газ, древесина и др.);
· Рынок производства (зерно, рыба, мясо т.д.);
· Рынок машиностроения (атомобили, мащины и т.д.) и др. отраслевые рынки.
В силу производимых товаров (сложность, длительность изготовления и др.), удалённости продавцов и покупателей друг от друга, возможности задержки в оплате поставленных товаров каждый рынок должен располагать соответствующей инфраструктурой – системой специализированных организаций.
Инфраструктура рынка включает кредитную систему, систему биржевой торговли, совокупность самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли.
Кредитная система состоит из банковской системы, страховых компаний, фондов профсоюзов и других организаций. Первым ярусом банковской системы является центральный банк, вторым – коммерческие, ипотечные, инновационные, инвестиционные и др. банки.
Биржа – организованный оптовый рынок, действующий как аукцион по купле – продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Действует на основании устава под руководством биржевой компании. Клиенты – физические лица, торгово-промышленные корпорации, кредитно – финансовые институты. Биржи бывают:
· товарные (специализированные, универсальные);
· фондовые (по сделке с ценными бумагами);
· валютные (купле - продажа национальной валюты);
Кроме биржевой торговли, товарный рынок обслуживается сетью самостоятельных предприятий оптовой и розничной торговли, использующих разно – образные организационные формы (ярмарки, аукционы, выставки – продажи и др.).
Основные преимущества рыночной экономики:
1. эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
2. высокая степень гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям производства;
3. внедрение достижений науки и техники в производстве;
4. свобода выбора и действий предпринимателей и потребителей;
5. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
6. относительно быстрое восстановление нарушенного экономического равновесия.
Основные недостатки рынка:
1. отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного пользования;
2. отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
3. неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
4. отсутствие гарантии занятости населения;
5. отсутствие механизма финансирования развития фундаментальных и прикладных исследований в науке;
6. нестабильность развития и подверженность рецессивным и инфляционным процессам.
Существование проблем, решение которых в рамках стихийных рыночных отношений невозможно, обуславливает значимость государственных институтов и развитии национальной экономики. Государство призвано всемирно воздействовать созданию нормальных условий для функционирования рыночных механизмов и дополнять их элементами, позволяющими решать те задачи, с которыми рынок не справляется.
Современный рынок характеризуется, с одной стороны, концентрацией капитала и развитием корпоративных форм организации бизнеса, а с другой – сохранением множества мелких товаропроизводителей с присущим им духом предпринимательства, гибкостью и адаптивностью. Интенсивно развивается важнейшая составляющая рынка – рынок информации.
Задача
Проведите анализ доходов от торговых надбавок (от реализации) по торговому предприятию.
Оборот розничной торговли в отчётном году составил 24300,0 тыс. руб., в предшествующем году – 15600,0 тыс. руб.. Сумма доходов от торговых надбавок в отчётном периоде составила 5615,0 тыс. руб., в предшествующем – 3436,0 тыс. руб. Средний индекс розничных цен – 1,4.
Решение:
1. Определяем уровень доходов от торговых надбавок;
Отчётный год
(5615 / 24300) * 100% = 23,11 % к обороту;
Предшествующий год
(34,36 / 15600) * 100 % = 22,03 % к обороту;
2. Определяем изменения уровня доходов;
23,11 – 22,03 = +1,08 % к обороту;
3. Рассчитаем динамику:
Доходов 5615 / 3436 * 100 % = 163,4 %
Оборота 243000 / 15600 * 100 % = 155,8 %
4. Рассчитаем изменение доходов под влиянием всех факторов в совокупности: 5615 – 3436 = + 2179 тыс.руб.
5. Влияние изменения объёма оборота
(24300-15600)* 22,03 / 100 = 1916,6 тыс. руб.
За счёт изменения розничных цен
(24300-243000/1,4)*22,03/100=+1529,5 тыс. руб.
За счёт изменения физического объёма оборота
(24300/1,4-15600)*22,03/100=+387,1 тыс. руб.
6. Влияние всех других факторов в совокупности (изменения уровня доходов) +2179 - (+1916,6) = +262,4 тыс. руб. или
(23,11 – 22,,03) * 24300 / 100 = + 262,4 тыс. руб.
На основании произведённых расчётов можно сделать следующие выводы:
Уровень доходов от реализации торгового предприятия составил в отчётном году 23,11 % к обороту, что выше показателей предшествующего года на 1,08% к обороту. Увеличение уровня доходов явилось следствием опережающего роста суммы доходов по сравнению с ростом оборота(динамика составила 163,4% и 155,8 % соответственно). На изменение суммы доходов (на 2179 тыс. руб.) оказали влияние различные факторы. В результате квеличения оборота сумма доходов от торговых надбавок могла возрасти на 1919,6 тыс. руб.(преимущественно за счёт роста цен). Влияние же всех прочих факторов в совокупности способствовало увеличению суммы доходов на 262,4 тыс. руб.