1. Развитие историко-правовой науки в России (отдельные периоды, историографические проблемы, творчество деятелей науки).
2. Развитие юридического образования в России (отдельные периоды, высшие учебные заведения).
3. Хазарский каганат: государственный строй и развитие права.
4. Субъекты древнерусского права.
5. Киевская Русь как раннефеодальная монархия: государственный строй.
6. Становление древнерусского права. Источники права.
7. Государственный строй и право русских удельных княжеств в период феодальной раздробленности (на примере Ростово-Суздальского или Галицко-Волынского княжеств).
8. Золотая Орда как военно-феодальное государство.
9. Великая Яса как памятник права.
10. Правовые системы монгол и Московской Руси: сравнительная характеристика.
11. Эволюция социально-правовых институтов и государственных органов Новгородской феодальной республики (XII-XV вв.).
12. Судебно-процессуальные институты по Псковской судной грамоте.
13. Вещные права и земельные правоотношения по Псковской Судной грамоте.
14. Статут Великого княжества Литовского (Литовский статут) 1529 года – кодификация феодальных правовых норм.
15. Субъекты права русского централизованного (Московского) государства (ХV- начале ХVI вв.).
16. Московское государство как сеньориальная монархия (ХV- начале ХVI вв.).
17. Система феодального права по общерусским судебникам XV–XVI вв.
18. Регулирование государственно-правовых отношений Соборным Уложением 1649 г.
19. Систематизация гражданско-правовых норм в Соборном Уложении 1649 г.: вещное, обязательственное, наследственное право.
20. Формы судебного процесса по Соборному Уложению 1649 года.
21. Система доказательств по Соборному Уложению 1649 года.
|
22. Государственный строй Российской империи в первой четверти XVIII в.
23. Изменение правового положения сословий Российской империи в ходе реформ первой четверти XVIII в.: дворянство, духовенство, горожане, крестьяне.
24. Развитие уголовного права и процесса в первой четверти XVIII в.
25. Развитие сословного законодательства во второй половине XVIII в. (на примере одного из сословий: дворянства, духовенства, горожан, крестьян).
26. Губернские реформы XVIII века: цели, институты, значение.
27. Судебные реформы XVIII века: содержание и значение.
28. Государственные органы «верховного» и «подчиненного» управления в Российской империи первой половине XIX в.: система и статус.
29. Государственный совет Российской империи (1802 – 1917 гг.) как правовой институт.
30. Собственная Его Императорского Величества канцелярия (1826-1917 гг.) в системе государственной власти Российской империи.
31. Комитет министров (1802-1906 гг.): правовой статус и значение.
32. Министерская система в российской империи (1802-1917 гг.): структура; статус министерств; значение.
33. Сенат в истории российского государства (1711 – 1917 гг.): институциональный анализ.
34. Правовое регулирование государственной службы Российской империи в XVIII – первой половине XIX вв.
35. Эволюция правового положения дворянского сословия Российской империи в XVIII – первой половине XIX века.
36. Эволюция правового положения духовенства Российской империи в XVIII – первой половине XIX века.
37. Эволюция правового положения городских сословных групп (купцы, мещане) Российской империи в XVIII – первой половине XIX века. (на примере одного из сословий: дворянства, духовенства, горожан, крестьян).
|
38. Правовое положение российского крестьянства Российской империи в XVIII – первой половине XIX века.
39. Крестьянский вопрос в законодательной деятельности самодержавия в первой половине XIX века.
40. Развитие формы российского права в XVIII – первой половине XIX вв.
41. Государственно-правовая концепция М. М. Сперанского.
42. Полное собрание законодательства Российской империи как юридический памятник.
43. Систематизация русского законодательства в первой половине XIX в.: цели, направления, результаты.
44. Свод законов Российской империи: структура, издания, значение.
45. Кодификация российского уголовного права в первой половине XIX в.
46. «Лестница наказаний» по Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года.
47. Развитие вещного (обязательственного, наследственного, семейного – по выбору) права в XVIII – первой половине XIX века.
48. Регулирование земельных правоотношений в России в XVIII- первой половине XIX вв.
49. Крепостное право в России: источники, основные этапы развития, система правовых норм.
50. Правовое содержание крестьянской реформы 1861 г.
51. Реформы местного самоуправления в России в 1860-70-х гг.
52. Судебная реформа 1864 года: цели, нормативные основы, судебно-процессуальные институты.
53. Развитие российского права во второй половине XIX в. (гражданское, уголовное, процессуальное).
54. Высшие и центральные государственные органы в России в 1905-1914 гг.: система, статус, порядок взаимодействия.
55. Правовое положение российского императора в 1905-1914 гг.
|
56. Правовое положение Совета министров Российской империи и в 1905-1914 гг.
57. Правовое положение Государственного совета Российской империи в 1905-1914 гг.
58. Основные законы Российской империи в редакции 1906 г.
59. Правовое содержание аграрной реформы 1906-1910 гг.
60. Государственная дума Российской империи: статус, порядок формирования, организация работы.
61. Государственная дума Российской империи I-IV созывов: основные законопроекты.
62. Правовое положение депутата Государственной думы Российской империи.
63. Конституционная монархия в России: реальность или иллюзия?
64. Государственный строй России в период республики (февраль – октябрь 1917 г.)
65. Законодательная деятельность Временного правительства.
66. Учредительное собрание Российской республики: цели, порядок созыва, роспуск (1917-1918 гг.).
67. Государственный строй советского государства (октябрь1917 – 1918 гг.).
68. Первые декреты Советского государства (октябрь1917 – начало1918 гг.).
69. Формирование советского права. Первые советские кодексы.
70. Конституция РСФСР 1918 г.: разработка, содержание и значение.
71. Создание системы правоохранительных органов Советского государства.
72. Советская судебная система (1917- 1921 гг.)
73. Революционный трибунал в советской судебной системе (1917 – 1922 гг.).
74. Советское союзное федеративное государство: создание, субъекты, государственный строй.
75. Конституция СССР 1924 г.: разработка, структура, содержание, значение.
76. Советская юстиция и правоохранительные органы в период проведения НЭПа (1922-1929 гг.).
77. Кодификация советского законодательства в 1920-е годы.
78. Режим личной власти и культ личности Сталина: содержание и правовая оценка.
79. Правоохранительная и судебная система СССР в 1930-е годы.
80. Конституция СССР 1936 г.: разработка, структура, содержание, историко-правовая оценка.
81. Развитие советского права в 1930-е годы.
82. Развитие советской федерации в 1930-е гг.
83. Государственный строй СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
84. Советское право в годы Великой Отечественной войны.
85. Развитие советского права в 1950-70-е гг. (на примере ряда отраслей права).
86. Государственный строй СССР в 1960-70-е гг.
87. Конституция СССР 1977 г.: преемственность и новеллы.
88. Развитие права в СССР и РСФСР в период “перестройки” (1985 – 1991 гг.).
89. Разработка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 года.
90. Распад и роспуск СССР: историко-правовой анализ.
91. Государственный строй Российской Федерации в 1991-2003 гг.
92. Эволюция институтов российского семейного права (брак, развод, усыновление, опека) в X–XVII (XVIII – XX) вв.
93. Регулирование отношений наследования в российском праве в X–XVII (XVIII – XX) вв. основные этапы.
94. Развитие конструкции состава преступления в истории российского права в X–XVII (XVIII – XX) вв.: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона преступления.
95. Развитие института наказания в российском праве в X–XVII (XVIII – XX) вв.: цели, виды, организация исполнения.
96. Развитие процессуальных форм и институтов российского права в X–XVII (XVIII – XX) вв.
97. Советское трудовое право: историческая эволюция правовых институтов.
98. Основные этапы развития российской прокуратуры (XVIII–XX вв.).
99. Судебный процесс с участием коллегии присяжных в дореволюционном и современном российском праве.
Показатели, критерии и шкала оценивания выполнения докладов (текущий контроль, формирование компетенций ОПК-2; ОПК-6; ПК-2.)
Показатели: соответствие оформления предъявляемым требованиям, соответствие содержания работы заданию, степень раскрытия темы. Обоснованность и доказательность выводов. Грамотность изложения и качество оформления работы. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала.
Критерии оценивания:
- знание категорий и понятий государства и права России, их источников, содержания и этапов развития России;
- умение правильно определять нормативный правовой акт, подлежащий применению к соответствующим отношениям; - умение совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- умение принимать правовые решения в соответствии с правовыми актами, регулирующими те или иные правоотношения в истории России; - умение правильно оформлять материалы работы.
№ п/п | Оценка | Критерии оценивания |
«5» (отлично) | Содержание работы в полном объеме соответствует теме доклада, студент четко и без ошибок составил план работы. Обучающийся показал знание фактического материала, в работе отсутствуют фактические ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. Доклад четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части работы логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем работы укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Обоснованность и доказательность выводов. Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений. | |
«4» (хорошо) | Содержание работы в целом соответствует теме доклада, на все поставленные вопросы доклада даны ответы, показано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки, имеются отдельные замечания по содержанию ответа. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения. Изложение отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики. Доклад в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части доклада логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем доклада незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла. Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, оформлении работы. Есть 1-2 орфографические ошибки. Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений. | |
«3» (удовлетворительно) | В целом раскрыты все вопросы, заявленные в докладе с отдельными замечаниями, студент ответил на все поставленные вопросы с отдельными недостатками. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25- 30%). Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи. Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в работе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам. Доклад слабо структурирован, нарушена заданная логика. Части доклада разорваны логически, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры работы: постановка проблемы - аргументация - выводы. Объем доклада в существенной степени (на 25-30%) отклоняется от заданных рамок. Текст доклада примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3-5 орфографических ошибок. Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки, исправления, отклонения от правил оформления доклада. | |
«2» (неудовлетворительно) | Студент не выполнил или не раскрыл тему доклада, совершил существенные ошибки при раскрытии поставленных вопросов по теме доклада, не ответил на конкретные вопросы. Обучающийся имеет слабые, фрагментарные, разрозненные знания категорий и понятий конституционного права (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины. Содержание работы не соответствует теме доклада или соответствует ему в очень малой степени. Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны. Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны; доклад представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура работы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Текст доклада представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу). Работа выполнена неаккуратно, с нарушением предъявляемых требования, с обилием помарок и исправлений. |