Тернистый путь педагога исследователя




«Будем жить для своих детей»

Фридрих Фербель

Аннотация: в статье охарактеризована педагогическая система Ф. Фрёбеля. Данная система рассматривается в контексте организации образовательной среды, творческое мышление у детей дошкольного возраста. Названы особо важные для развития творческих способностей виды деятельности, основанной на идеях Фрёбеля.

Ключевые слова: взгляды Фербеля,,,детский сад,, разработал, дети, игры.

Имя Фридриха Фребеля (1782 — 1852) тесно связано с созданной им системой воспитания маленьких детей, а также с термином «детский сад», прочно вошедшим в педагогику как название учреждения общественного дошкольного воспитания. Учение Фребеля до сих пор остается предметом изучения педагогов всего мира. Его призыв к родителям, воспитателям «Будем жить для наших детей!» и сегодня является побудительным мотивом к поиску более совершенных путей и методов воспитания детей.

Первое воспитательное учреждение Фербеля. ✔

Поскольку в это время особую актуальность приобрели вопросы организации учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, Фребель в 1816 г. в Тюрингии в скромной деревушке Грисгейм открыл свое первое воспитательное учреждение “Универсальный германский воспитательный институт”, которое через год он перенес в соседнюю деревню Кайльгау. Следуя педагогическим принципам Песталоцци, Фребель в своем институте занимался с детьми физическими упражнениями, приучал их к сельскохозяйственному труду, в обучении использовал наглядность. Работа Фребеля шла успешно, и учреждение быстро приобрело большую известность.

Первые годы самостоятельной педагогической деятельности подвели Фребеля к мысли, что качество школьного обучения во многом, если не во всем, зависит от правильного воспитания ребенка на предыдущей ступени —в дошкольном возрасте. Несколько лет жизни он посвятил изучению этого периода детства, вел наблюдения за малышами, за общением родителей с детьми. Результатом этой работы стал труд «Воспитание человека» (1826).

В основу теоретической разработки своей воспитательной системы Фребелем были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с постулатами немецкой философии.

Хочу обратить внимание на особенности вклада Фербеля в педагогическую систему.

Дары Фербеля ✔

Дар первый: разноцветные мячи на верёвочке Подходящий возраст: с 3 месяцев до 4 лет. Цель игры: знакомство с цветами; первичное понимание формы; развитие пространственного мышления; развитие мелкой моторики.

Дар второй: куб, цилиндр и шар Возраст: с 2 лет. Цель игры: знакомство с формами и свойствами предметов; развитие исследовательских навыков. Шар — символ движения, куб — символ покоя, в то время как цилиндр совмещает свойства обоих предметов.

Дар третий: куб, разбитый на 8 кубиков Возраст: от 3 лет. Цель игры: понимание целого и частей («сложное единство»); развитие творческих способностей; развитие координации; понимание симметрии.

Дар четвертый: куб, разделенный на 8 плиток Возраст: с 3 лет Цель игры: развитие пространственного мышления; понимание взаимоотношений между различными частями целого; развитие зрительно-моторной координации.

Дар пятый: куб, разделенный на 27 маленьких кубиков, при этом 9 из них разделены на более мелкие составляющие. Возраст: с 4 лет Цель игры: знакомство с понятиями квадрата и треугольника; знакомство с объемными формами (куб и треугольная призма); развитие воображения; развитие зрительно-моторной координации.

Дар шестой: куб, разделенный на 27 кубиков, многие из которых разделены на другие фигуры Возраст: с 4 лет Цель игры: знакомство с понятиями полуцилиндра; развитие пространственного мышления; развитие воображения.

Дар седьмой: Цель: демонстрирует абстракцию, подготавливает ребёнка к рисованию. Применение: используется для демонстрации изображения как заместителя реальных объектов. Направленность: развивает воображение.

Дар восьмой: Цель: демонстрирует линию и вводит понятие длины. Применение: используется для введения идеи периметра. Направленность: р азвивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар девятый: Цель: представляет идею кривой Применение: используется для введения идеи края цилиндра. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень.

Дар десятый: Цель: демонстрирует, что линия состоит из точек. Применение: используется для конструирования континуума из конечных объектов. Направленность: развивает моторные навыки, координацию, переводит математические способности на новый уровень. Теперь ребёнок может переходить к изобразительной деятельности.

По моему мнению можно выделить минусы даров Фербеля:

· жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом;

· ограничивается свободное творчество ребёнка.

Также можно выделить и плюсы даров педагога:

· последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами;

· включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка;

· признание роли самого ребенка в умственном и сенсорным развитии;

· обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Первые трудности тернистого пути педагога исследователя✔

В 1828 г. Фребель был обвинен в распространении вредных идей. И хотя специально назначенная комиссия не подтвердила этих подозрений, большинство родителей забрали детей из института, который в 1829 г. пришлось закрыть. Фребель пытался открывать воспитательные учреждения в разных местах, но всюду встречал сопротивление.

В 1833 г. Бернское правительство предложило Фребелю возглавить сиротский приют в Бургдорфе, основанный Песталоцци, в котором обучались дети разного возраста, в том числе дошкольники. Проводя с ними экспериментальную работу, Фребель определял содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста. В 1837 г. Фребель вернулся в Тюрингию и основал в Бланкенбурге (близ Кайльгау) учреждение, которому в 1840 г. дал название "детский сад".

Для пропаганды своей педагогической теории и методики Фребель в 1838—1840 гг. издавал газету “Воскресный листок под девизом “Будем жить для наших детей”.

Детский сад в Бланкенбурге просуществовал всего 7 лет и был закрыт из-за недостатка средств. Но Фребель продолжал работу и осуществил подготовку “детских садовниц — воспитательниц. В конце жизни ему удалось открыть еще один детский сад в Мариентале, но в 1851 г. по приказу немецких властей все детские сады в Германии были запрещены как составляющие часть якобы социалистической системы Фребеля, имеющей целью вести юношество к атеизму. Это было сильным ударом для Фребеля.

Итак, значение Фребеля в истории педагогики определяется тем, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки, впервые создав теорию работы дошкольных учреждений. Он много сделал для пропаганды идеи дошкольного воспитания и широкого распространения детских садов.

Литература:

1.https://studopedia.org/3-76820.html

2. https://students-library.com/library/read/95974-pedagogiceskaa-teoria-i-deatelnost-ffrebela



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: