Основными требованиями к организационным структурам в системе таможенных органов являются:
1. Экономичность и простота. Чрезмерно громоздкая организационная структура таможенного органа ведет к повышению расходов на ее содержание, вследствие этого создание новых подразделений в рамках таможенного органа осуществляется только в тех случаях, когда это способствует повышению эффективности реализации функций таможенного органа. Примером подобного действия может служить создание отдела по борьбе с контрабандой наркотиков. Данное действие призвано увеличить эффективность деятельности таможенной системы в данном направлении, по сравнению с там временем, когда данная функция осуществлялась сотрудниками различных подразделений.
Экономические затраты на стимулирование работников и осуществление контроля должны быть минимальными и требовать минимальных усилий. Грамотно выстроенная организационная структура должна способствовать наличию у работников внутренней мотивации и развитию самоконтроля, таким образом минимальное количество сотрудников должно привлекаться к решению организационно – управленческих вопросов
2. Ясность. Данное требование отражается в четком распределении прав и обязанностей. Каждый сотрудник таможенного органа должен четко представлять: куда ему обращаться за информацией, где он находиться и кто принимает решения. Такое требования к организационным структурам как ясность нельзя отождествлять с простотой. Сложные структуры могут быть более ясными. В структуре, где не учтено данное требование могут возникать конфликты, которые провоцируют сотрудников впустую расходовать время, задерживают решение задач и принятие решений, способствуют ухудшению микроклимата.
3. Определенность. Правильно созданная организационная структура должна обеспечивать понимание у каждого сотрудника своих собственных задач. Это обеспечивается минимальной потерей информации от вышестоящих уровней управления к нижестоящим уровням управления.
4. Управляемость. Организационная структура должна облегчать и обеспечивать процесс принятия решений. В хорошо созданной организационной структуре управленческие решения принимаются «внизу - вверх», а в структуре, которая имеет ряд недочетов, наоборот, «сверху - вниз»
5. Устойчивость. Организационная структура так же должна обладать таким требованием как стабильность, то есть она должна качественно функционировать вне зависимости от того как на нее влияют внешние и внутренние факторы. Наличие стабильность в организационной структуре улучшает психологический климат в организации. Но в тоже время организационная структура должна иметь способность к саморазвитию и обновлению. Данное требование достигается за счет личностного и профессионального роста специалистов, работающих в организации.
6. Гибкость. Данное понятие является актуальным в настоящий период времени для открытых развивающихся социальных систем. Даже самая большая организационная структура не должна быть застывшей во времени, и она не создается раз и навсегда. Наличие гибкости у организационной структуры дает ей возможность быстро и оперативно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и дает возможность приспособиться к ним.
7. Гомеостатичность. Данное требование является производным от гибкости и устойчивости. Гомеостатичность подразумевает возможность системы автоматически вырабатывать реакции направленные на поддержание внутреннего равновесия. Структура является более устойчивой, если в ней возникает незначительное количество внутренних возмущений. Но при этом организационная структура должна совершенствоваться и видоизменяться при многократно повторяющихся типовых возмущениях.
Чем более сложной и более раздробленной является организационная структура, тем большее значение в управлении ею играют такие факторы как:
1. Передача полномочий. Например, начальник таможни, отвечающий за деятельность всего органа в целом, передает часть своих функций своим заместителям и начальника отделов и начальникам постов. Иначе говоря, он перепоручает решение частных вопросов подчиненным или группам специалистов, которые отвечают за решение данных задач.
2. Координация. Уровень согласованности усилий зависит от количества специалистов, участвующих в решении задачи. Чем больше специалистов участвует, тем выше должен быть уровень согласованности. Особое значение при координации действий имеет процесс передачи информации, как по горизонтали, так и по вертикали управления.
3. Компетентность. Данная характеристика предполагает четкое определение круга ответственности каждого работника. Компетентность руководителя находит свое отражение в его умение организовать работу коллектива и таможенного органа в целом.
4. Централизация. Степень централизации определяется количеством подчиненных находящихся в подчинении у одного руководителя. Чем больше подчиненных подчиняется одному руководителю, тем выше степень централизации. Каждый руководить вместе с нижестоящим звеном организационной структуры должен определить какое количество полномочий оставляет за собой, а какое передается на нижестоящий уровень.
Наряду с формальными или официальными организационными структурами в таможенных органах существуют неофициальные или неформальные структуры. Они характерны для низового звена управления и определяются личными взаимоотношениями служащих. Поэтому руководителю любого уровня необходимо уметь выстраивать организационную структуру двух уровней. С одной стороны это материальная организационная структура, а с другой психологическая, которая обеспечивает высокую мотивацию сотрудников, предотвращает конфликты
Таможенный пост
Отдельная должность по мобилизационной работе
Отдельная должность по охране труда и гражданской обороне
Подразделение защиты государственной тайны и специальной документальной связи
Подразделение бухгалтерского учета и финансового мониторинга
Подразделение кадров
Подразделение документационного обеспечения
Информационно-техническое подразделение
Правовое подразделение
Подразделение тылового обеспечения
Подразделение обеспечения деятельности склада временного хранения (таможенного склада)
Подразделение оперативно-дежурной службы и таможенной охраны
Подразделение таможенного оформления и таможенного контроля
- - подразделение таможенного досмотра;
- - подразделение таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами;
- - подразделение таможенного оформления и таможенного контроля транспортных средств;
- - подразделение контроля за таможенным транзитом;
- - подразделение подтверждения экспорта товаров;
- - подразделение контроля за складами временного хранения и зонами таможенного контроля;
- - подразделение таможенных платежей;
- - подразделение контроля таможенной стоимости;
- - подразделение товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений
- - подразделение валютного контроля;
- - подразделение таможенной статистики
Подразделение специальных таможенных процедур
Правоохранительные подразделения
- Оперативно-розыскное подразделение
- Подразделение по борьбе с контрабандой наркотиков
- Подразделение административных расследований
- Подразделение дознания