Практические задания для выполнения в рабочей тетради для подготовки к семинарскому занятию




Задание 1.

1. Составить эссе на тему: Исторический очерк развития юридической психологии в России и за рубежом.

2. Составить доклады по методам юридической психологии.

Задание 2.

1.1. Рассмотрите существующие подходы к определению предмета юридической психологии.

А.Р. Ратинов в качестве предмета юридической психологии выделяет психические явления, механизмы, закономерности, связанные с возникновением, изменением, исполнением, нарушением и применением права.

А.В. Дулов отмечает, что предметом судебной психологии являются особенности развития и проявления психических закономерностей, связанных с процессом деятельности по осуществлению правосудия.

В.Л. Васильев полагает, что предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений.

А.М. Столяренко, посвятивший значительное количество работ внедрению достижений общей и юридической психологии в практику правоохранительных органов, в частности МВД, считает, что поскольку юридическая психология – «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» - так, как понимает свой предмет психологическая наука.

М.И. Еникеев указывает, что юридическая психология – прикладная отрасль психологии, изучающая закономерности и механизмы психики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом.

Какая точка зрения на предмет юридической психологии вам наиболее близка? Какая наиболее тесно, интегрировано отражает задачи психологии и права?

1.2. Определить какие понятия изучаются отраслями юридической психологии: преступник; осужденный; правовая социализация; деликт; допрос; вина; наказание; преступное сообщество; ресоциализация; правосознание.

1.3. Закончите мысль с обязательным обоснованием.

a) Психологические аспекты расследования преступлений изучает

психология…………………………………………………………………

b) Получение характеристик личности из разных источников является

методом……………………………………………………………………...

c) Уровень правосознания личности, правовую социализацию

изучает………………………………………………………………………

d) Роль различных факторов в детерминации преступного поведения

изучает психология………………………………………………………….

e) Психические закономерности в сфере правового регулирования

изучает психология…………………………………………………………

f) Психологические аспекты судебного разбирательства, вопросы

судебно-психологической экспертизы изучает……………………………

g) Психологические проблемы отбывания наказания преступниками

изучает психология…………………………………………………………

1.4. Определите, какие методы обозначены цифрами (1), (2), (3).

a) Отличием метода (1) от иных методов выступают невмешательство исследователя в протекание изучаемых психических явлений.

b) Использование метода (2) предполагает такое, хотя и незаметное для испытуемых, вмешательство ради создания условий, в которых изучаемые психические явления и механизмы предстали бы в наиболее чистом виде.

c) В основном метод (3) аналогичен методу (2) однако при его использовании испытуемые знают, что являются таковыми.

1.5. Установите, к какому из методов психологии относится положение: испытуемому предъявляется специально подобранное кратковременное задание, выполнение которого зависит от наличия у испытуемого определенных качеств – 1) анкета; 2) тест; 3) интервью; 4) беседа.

1.6. Изучение изготовленных человеком орудий преступлений, рукописных документов, записок, сочинений проводится при помощи метода………

1.7. Жизненный путь личности, важнейшие этапы и периоды изучаются с помощью метода___

1.8. Умение вступать в контакт, создать благожелательную атмосферу – необходимое условие метода…………………………

1.9. Вопрос «Для чего наблюдать?» предполагает…………………

1.10. Разработайте программу исследования психологических качеств сотрудника правоохранительных органов (по усмотрению) на основе применения конкретных методов.

1.11. «Во время одного из заседаний конгресса по психологии в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки на глазах у всех раздался выстрел, и оба человека выбежали из зала примерно через двадцать секунд после своего появления. Председатель сразу же попросил присутствующих записать все, что они видели. Втайне от участников конгресса все происходящее было предварительно инсценировано, отрепетировано и сфотографировано. Из сорока представленных отчетов лишь один содержал менее 20% ошибок, касавшихся основных фактов происшествия. 14 отчетов имели от 20 до 40%, а 25 отчетов – свыше 40% ошибок. Любопытно, что более чем в половине отчетов около 10% подробностей были чистейшей выдумкой. Результаты оказались весьма удручающими, несмотря на благоприятные условия – все происшествие было коротким и достаточно необычным, чтобы привлечь к себе внимание, подробности его были немедленно зафиксированы людьми, привыкшими к научным наблюдениям, причем никто из них не был вовлечен в происходящее. Эксперименты такого типа нередко проводятся психологами и почти всегда дают схожий результат» (Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987. С.103-104).

Почему получены такие результаты? Может ли наблюдение после такого факта считаться «методом» в психологии?

Задание 3. «Характеристика». Каждому студенту необходимо написать свою фамилию на маленьком листке бумаги, затем свернуть его и положить в коробку (шапку, пакет). Листки, содержащие фамилии студентов перемешиваются преподавателем. Каждому студенту предоставляется право «вытянуть» листок с фамилией одногруппника, на которого он должен подготовить характеризующий материал (характеристику). Задание выполняется анонимно.

Преподаватель зачитывает характеристику, предоставляя группе право угадать фамилию человека о котором идет речь в данном случае.

Примечание: при выполнении задания студенты должны использовать правила написания характеристик, а также опираться на знания, полученные ими ранее при изучении дисциплин уголовно- процессуального и философского направления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: