Экономическое обоснование торговой надбавки




Алгоритм работы:

Перекличка в комментариях с указанием ФИО студента

Выдача заданий для студентов

Выполнение заданий студентами

Сдача заданий до конца занятия в личные сообщения

Тема: Планирование доходов

План:

1. Многовариантный подход планирования доходов в торговле.

2. Особенности планирования доходов в предприятиях питания.

3. Экономическое обоснование размера торговой надбавки

Методические указания:

1. Законспектируйте представленный информационный материал в соответствии с поставленными вопросами. Отнеситесь с ответственностью, т.к. в дальнейшем будут практические работы.!!!!!

2. Обратите внимание на примеры решенных задач.

3. Своевременно сдайте конспекты. Некачественно выполненный конспект – снижение оценки.

Цель: Дать экономическое обоснование суммы доходов на предстоящий период, с целью получения прибыли предприятия в условиях самостоятельности и самоокупаемости.

Информация для обоснования плана доходов:

1. Данные анализа работы предприятия за предыдущие годы.

2. Социально-экономические показатели района деятельности (денежные доходы населения, численность, половозрастной их состав; развитие отраслей деятельности).

3. Данные о деятельности предприятий конкурентов, поставщиков.

4. Прогнозные расчеты объема продажи товаров в целом, по товарным группам.

5. Индекс инфляции.

6. Договоры на поставку товаров.

7. Нормативные документы, регулирующие цены, налоги.

8. План издержек и прибыли на предстоящий период.

9. Экономическое обоснование размера торговой надбавки.

Методика планирования – многовариантный подход:

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. Расчет дохода от реализации товара на планируемый период производится на основе плановой структуры товарооборота и установленных размеров торговых надбавок.

При расчете суммы торговых надбавок по каждой товарной группе следует иметь ввиду, что оборот розничной торговли планируется в розничных ценах, а торговая надбавка устанавливается в % к обороту в оптово-отпускных ценах. Поэтому, сумма торговой надбавки по каждой товарной группе рассчитывается следующим образом:

 

Сумма торговой надбавки = ОРТ * % ТН ,
100 % + % ТН

 

где ОРТ – это плановый объем оборота розничной торговли без НДС (10% или

20%).

% ТН – это процент торговой надбавки по плану.

 

Например: План ОРТ по товарной группе «Кондитерские изделия» на планируемый квартал установлен в размере 800,0 тыс.руб., торговая надбавка установлена 30%, НДС – 20%.

1. Оборот розничной торговли без НДС = 800 * 100 % = 678 тыс.руб.
120 %

 

2. Сумма доходов торговой надбавки по плану на квартал = 678 * 30% = 156,5 тыс.руб.
130 %

 

3. Уровень доходов по плану, % = 156,5 х 100% = 19,6 %
 

 

Для экономического обоснования плана доходов в целом по торговому предприятию необходимо иметь данные о доле товаров во всем товарообороте, имеющих ставку НДС - 20% и 10%.

Тогда порядок расчета плана доходов следующий:

 

1. Средний размер НДС рассчитывается по средней арифметической взвешенной =

х = Σ Хƒ ,
Σ ƒ

 

где Х – ставка НДС;

ƒ – удельный вес товарооборота с соответствующей налоговой ставкой.

 

 

2. Средний размер торговой надбавки в целом по предприятию также рассчитывается по средней арифметической взвешенной:

 

х = Σ Хƒ ,
Σ ƒ

 

где Х – размер торговой надбавки в % по товарным группам;

ƒ – удельный вес данных товарных групп в общем товарообороте.

 

 

ВТОРОЙ ВАРИАНТ. В основе данного подхода берется план поступления товаров, исходя из заключенных договоров поставки и утвержденных размеров торговых надбавок.

Плановая сумма доходов = План поступления * % ТН ,
100 %

 

где план поступления в отпускных ценах без НДС.

 

 

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. Носит целевой подход (метод прямого счета), в основе которого планируемые суммы издержек обращения и прибыли.

 

План дохода = План И.О. + План прибыли

 

 

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ. Основан на данных факторного анализа.

Последовательность расчета:

 

1. Факторная модель = Д = УД % * ОРТ  
100 %

 

2. Изменение доходов в планируемом периоде = ΔД = Дплан. - Дотч.

 

2.1. Изменение доходов в планируемом периоде за счет изменения оборота:

 

Δ Д (ОРТ) = (ОРТплан. * ОРТотч) * УДотч. %  
100 %

 

2.2. Изменение доходов в планируемом периоде за счет уровня доходов:

 

Δ Д (УД) = (УДплан. - УДотч.) * ОРТплан.  
100 %

 

3. Плановая сумма доходов на предстоящий период:

 

Дплан. = Дотч. ± Δ Д(ОРТ) ± Δ Д(УД)

 

 

 

3. Особенности планирования доходов в предприятиях питания.

 

Виды и структура доходов на предприятиях питания такие же, как и в торговле:

1. Доходы от реализации формируются за счет наценки на продукцию собственного производства и торговой надбавки на покупные товары. Это – разница между выручкой от реализации и покупной стоимостью в отпускных ценах.

Наценка (торговая надбавка) включается в состав продажной (учетной) цены предприятия и представляет собой добавленную стоимость, созданную трудом работников питания, и предназначенную для возмещения расходов и получения прибыли. Наценка (торговая надбавка) устанавливается в % к отпускной цене поставщика без НДС; самостоятельно предприятиями питания с учетом спроса на продукцию, издержек обращения и производства и нормы прибыли.

Методика планирования доходов в предприятиях питания аналогична как в торговых предприятиях, то есть применяется многовариантный подход.

 

ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. В основе которого, план оборота по собственной продукции и покупным товарам на предстоящий период; утвержденные размеры наценки на продукцию собственного производства и торговой надбавки на покупные товары. Расчет производится по элементам:

Общая сумма доходов по плану = план. сумма наценки + план. сумма торговой надбавки + план. сумма доходов от прочей деятельности

 

 

ВАРИАНТ ВТОРОЙ: В основе которого, план поступления сырья и товаров в отпускных ценах, а также утвержденные размеры наценок и торговых надбавок.

 

Экономическое обоснование торговой надбавки

 

 

Повторить тему «Формирование розничных цен».

Торговая надбавка – основной источник дохода, предназначена для покрытия расходов (издержек) и получения прибыли. Торговая надбавка (ТН) устанавливается в % к отпускной цене без НДС. Издержки обращения и прибыль, как составные элементы торговой надбавки устанавливаются в % к розничной цене. Поэтому при обосновании необходимо это учитывать.

 

I вариант обоснования:

1.1. Уровень дохода (% ТН к розничной цене) =

= Уровень издержек по плану % + Уровень прибыли по плану %

(Ур.И.О. + Ур. пр.)

 

1.2. % ТН к отпускной цене без НДС = Ур. дохода к розничной цене % х 100
100% - Ур. дохода к розничной цене %

 

Например: Обоснуйте размер торговой надбавки поторговому предприятию, если плановый уровень издержек для магазина определен в размере 23,0%, а плановый уровень прибыли – 4,0%.

 

1) Уровень дохода = 23% + 4% = 27,0%

 

2) % ТН = 27 % х 100 % = 37 %
100 % - 27 %

 

2 вариант обоснования размера торговой надбавки:

Исходные данные: План ОРТ на предстоящий период = 800,0 тыс.руб. НДС – 10%.

Плановый уровень издержек 23,0%, уровень прибыли 4%.

 

1) Уровень дохода % = 27% = 23,0% + 4,0%

 

2) ОРТ без НДС = 800 * 100% = 727,3 тыс.руб.
110%

 

3) Плановая сумма доходов (торговой надбавки) = 27% * 727,3 = 196,4 тыс.руб.
100%

4) План оборота в отпускных ценах = план оборота без НДС - плановая сумма

доходов (торговой надбавки) = 727,3 - 196,4 = 530,9 тыс.руб.

 

5) % ТН = Сумма ТН х 100 % = 196,4 х 100 % = 37,0%
Оборот в отпускных ценах 530,9

 

Экономическое обоснование наценки в предприятиях питания производится аналогично как в торговле.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: