Алгоритм работы:
Перекличка в комментариях с указанием ФИО студента
Выдача заданий для студентов
Выполнение заданий студентами
Сдача заданий до конца занятия в личные сообщения
Тема: Планирование доходов
План:
1. Многовариантный подход планирования доходов в торговле.
2. Особенности планирования доходов в предприятиях питания.
3. Экономическое обоснование размера торговой надбавки
Методические указания:
1. Законспектируйте представленный информационный материал в соответствии с поставленными вопросами. Отнеситесь с ответственностью, т.к. в дальнейшем будут практические работы.!!!!!
2. Обратите внимание на примеры решенных задач.
3. Своевременно сдайте конспекты. Некачественно выполненный конспект – снижение оценки.
Цель: Дать экономическое обоснование суммы доходов на предстоящий период, с целью получения прибыли предприятия в условиях самостоятельности и самоокупаемости.
Информация для обоснования плана доходов:
1. Данные анализа работы предприятия за предыдущие годы.
2. Социально-экономические показатели района деятельности (денежные доходы населения, численность, половозрастной их состав; развитие отраслей деятельности).
3. Данные о деятельности предприятий конкурентов, поставщиков.
4. Прогнозные расчеты объема продажи товаров в целом, по товарным группам.
5. Индекс инфляции.
6. Договоры на поставку товаров.
7. Нормативные документы, регулирующие цены, налоги.
8. План издержек и прибыли на предстоящий период.
9. Экономическое обоснование размера торговой надбавки.
Методика планирования – многовариантный подход:
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ. Расчет дохода от реализации товара на планируемый период производится на основе плановой структуры товарооборота и установленных размеров торговых надбавок.
|
При расчете суммы торговых надбавок по каждой товарной группе следует иметь ввиду, что оборот розничной торговли планируется в розничных ценах, а торговая надбавка устанавливается в % к обороту в оптово-отпускных ценах. Поэтому, сумма торговой надбавки по каждой товарной группе рассчитывается следующим образом:
Сумма торговой надбавки = | ОРТ * % ТН | , |
100 % + % ТН |
где ОРТ – это плановый объем оборота розничной торговли без НДС (10% или
20%).
% ТН – это процент торговой надбавки по плану.
Например: План ОРТ по товарной группе «Кондитерские изделия» на планируемый квартал установлен в размере 800,0 тыс.руб., торговая надбавка установлена 30%, НДС – 20%.
1. Оборот розничной торговли без НДС = | 800 * 100 % | = 678 тыс.руб. |
120 % |
2. Сумма доходов торговой надбавки по плану на квартал = | 678 * 30% | = 156,5 тыс.руб. |
130 % |
3. Уровень доходов по плану, % = | 156,5 | х 100% = 19,6 % |
Для экономического обоснования плана доходов в целом по торговому предприятию необходимо иметь данные о доле товаров во всем товарообороте, имеющих ставку НДС - 20% и 10%.
Тогда порядок расчета плана доходов следующий:
1. Средний размер НДС рассчитывается по средней арифметической взвешенной =
х = | Σ Хƒ | , |
Σ ƒ |
где Х – ставка НДС;
ƒ – удельный вес товарооборота с соответствующей налоговой ставкой.
2. Средний размер торговой надбавки в целом по предприятию также рассчитывается по средней арифметической взвешенной:
|
х = | Σ Хƒ | , |
Σ ƒ |
где Х – размер торговой надбавки в % по товарным группам;
ƒ – удельный вес данных товарных групп в общем товарообороте.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ. В основе данного подхода берется план поступления товаров, исходя из заключенных договоров поставки и утвержденных размеров торговых надбавок.
Плановая сумма доходов = | План поступления * % ТН | , |
100 % |
где план поступления в отпускных ценах без НДС.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ. Носит целевой подход (метод прямого счета), в основе которого планируемые суммы издержек обращения и прибыли.
План дохода = План И.О. + План прибыли
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ. Основан на данных факторного анализа.
Последовательность расчета:
1. Факторная модель = Д = | УД % * ОРТ | |
100 % |
2. Изменение доходов в планируемом периоде = ΔД = Дплан. - Дотч.
2.1. Изменение доходов в планируемом периоде за счет изменения оборота:
Δ Д (ОРТ) = | (ОРТплан. * ОРТотч) * УДотч. % | |
100 % |
2.2. Изменение доходов в планируемом периоде за счет уровня доходов:
Δ Д (УД) = | (УДплан. - УДотч.) * ОРТплан. | |
100 % |
3. Плановая сумма доходов на предстоящий период:
Дплан. = Дотч. ± Δ Д(ОРТ) ± Δ Д(УД)
3. Особенности планирования доходов в предприятиях питания.
Виды и структура доходов на предприятиях питания такие же, как и в торговле:
1. Доходы от реализации формируются за счет наценки на продукцию собственного производства и торговой надбавки на покупные товары. Это – разница между выручкой от реализации и покупной стоимостью в отпускных ценах.
|
Наценка (торговая надбавка) включается в состав продажной (учетной) цены предприятия и представляет собой добавленную стоимость, созданную трудом работников питания, и предназначенную для возмещения расходов и получения прибыли. Наценка (торговая надбавка) устанавливается в % к отпускной цене поставщика без НДС; самостоятельно предприятиями питания с учетом спроса на продукцию, издержек обращения и производства и нормы прибыли.
Методика планирования доходов в предприятиях питания аналогична как в торговых предприятиях, то есть применяется многовариантный подход.
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ. В основе которого, план оборота по собственной продукции и покупным товарам на предстоящий период; утвержденные размеры наценки на продукцию собственного производства и торговой надбавки на покупные товары. Расчет производится по элементам:
Общая сумма доходов по плану = план. сумма наценки + план. сумма торговой надбавки + план. сумма доходов от прочей деятельности
ВАРИАНТ ВТОРОЙ: В основе которого, план поступления сырья и товаров в отпускных ценах, а также утвержденные размеры наценок и торговых надбавок.
Экономическое обоснование торговой надбавки
Повторить тему «Формирование розничных цен».
Торговая надбавка – основной источник дохода, предназначена для покрытия расходов (издержек) и получения прибыли. Торговая надбавка (ТН) устанавливается в % к отпускной цене без НДС. Издержки обращения и прибыль, как составные элементы торговой надбавки устанавливаются в % к розничной цене. Поэтому при обосновании необходимо это учитывать.
I вариант обоснования:
1.1. Уровень дохода (% ТН к розничной цене) =
= Уровень издержек по плану % + Уровень прибыли по плану %
(Ур.И.О. + Ур. пр.)
1.2. % ТН к отпускной цене без НДС = | Ур. дохода к розничной цене % | х 100 |
100% - Ур. дохода к розничной цене % |
Например: Обоснуйте размер торговой надбавки поторговому предприятию, если плановый уровень издержек для магазина определен в размере 23,0%, а плановый уровень прибыли – 4,0%.
1) Уровень дохода = 23% + 4% = 27,0%
2) % ТН = | 27 % | х 100 % = 37 % |
100 % - 27 % |
2 вариант обоснования размера торговой надбавки:
Исходные данные: План ОРТ на предстоящий период = 800,0 тыс.руб. НДС – 10%.
Плановый уровень издержек 23,0%, уровень прибыли 4%.
1) Уровень дохода % = 27% = 23,0% + 4,0%
2) ОРТ без НДС = | 800 * 100% | = 727,3 тыс.руб. |
110% |
3) Плановая сумма доходов (торговой надбавки) = | 27% * 727,3 | = 196,4 тыс.руб. |
100% |
4) План оборота в отпускных ценах = план оборота без НДС - плановая сумма
доходов (торговой надбавки) = 727,3 - 196,4 = 530,9 тыс.руб.
5) % ТН = | Сумма ТН | х 100 % = | 196,4 | х 100 % = 37,0% |
Оборот в отпускных ценах | 530,9 |
Экономическое обоснование наценки в предприятиях питания производится аналогично как в торговле.