Психическое развитие ребенка на первом году жизни.




Основные закономерности психического развития ребенка.

1.1. «Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа».

Объясните высказывания Л.С. Выготского (т.4, с.252), опираясь на занятия о закономерностях психического развития детей.

Ответ: критические возрасты относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Л.С. Выготский, Э. Эриксон). Это значит, что критические возрасты закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания.

К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11—12 лет).

Для периодов критического возраста характерны процессы перехода к качественно иному типу взаимоотношений детей со взрослыми, учитывающему их новые, возросшие возможности. Изменения в период критического возраста охватывают три ключевых компонента психологического возраста ребенка: его "социальную ситуацию развития", ведущий тип деятельности, всю структуру сознания ребенка. Предпосылки для этих преобразований постепенно и чаще всего незаметно для окружающих формируются и накапливаются на протяжении периода, предшествующего кризису.

1.2. Среди некоторых родителей бытует мнение, что недостатки их детей: лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься – предопределены наследственностью.

Какие факторы психического развития влияют на формирование таких черт характера?

Ответ: Факторами называются постоянно действующие обстоятельства, вызывающие устойчивые изменения того или иного признака.

Можно выделить основные 4 условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулированные Г.М. Дульневым и А. Р. Лурия.

 

Первое важнейшее условие — «нормальная работа головного мозга и его коры»; при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека. Второе условие — «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов». Третье условие — «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром». Четвертое условие — систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Итак, на формирование таких недостатков детей как лень, непослушание, упрямство, нежелание заниматься влияет не фактор наследственности, а фактор несистематичного и непоследовательного обучения. Эта задача родителей выбрать такой стиль воспитания, при котором ребёнок сможет заниматься развить в себе такие качества как трудолюбие, послушание и любовь к приобретению знаний.

1.3. Представьте себе ситуацию, предложенную французским психологом А.Пьероном.

Вообразим, что нашу планету постигла катастрофа. Остались в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло. Все материальные и духовные ценности сохранились.

Как будет происходить психическое развитие детей?

Ответ: дети не смогут воспользоваться материальными и духовными ценностями, перенять их и оценить по достоинству, поскольку необходима активная передача опыта старшего поколения младшему. Передача общественно-исторического опыта должна осуществляться через обучение и воспитание.

Психическое развитие ребенка на первом году жизни.

2.1. Объясните, почему недоношенные дети опережают по своему развитию доношенных сверстников (если считать по гестационному возрасту исчисленному от момента зачатия). Почему тем не менее уровень развития недоношенного ребенка в 4 месяца со дня его рождения не соответствует таковому у доношенных сверстников?

Ответ: недоношенным детям свойственны более быстрые темпы физического развития, чем доношенным, причем чем меньше была масса тела при рождении, тем быстрее она увеличивается. Так, если у доношенного ребенка масса тела обычно удваивается по сравнению с первоначальной к 4-5 месяцам, у недоношенного с массой тела 2000-2500 граммов - к 3-3,5 месяцам, с массой тела 1000-1500 - к 2,5-3 месяцам, а с массой тела 800-1000 граммов - к концу 2-го месяца.

Однако нервно-психическое развитие недоношенных детей идет медленнее и запаздывает примерно на 3-4 месяца. Оно зависит и от первоначальной массы тела, и от того, родился ли ребенок только недоношенным, или к тому же еще и больным. Зависимость нервно-психического развития ребенка от степени недоношенности особенно заметна в первые шесть месяцев.

Медленнее догоняют своих сверстников дети, матери которых страдают хроническими заболеваниями или перенесли токсикоз беременности, осложненные роды. В этих случаях снижение темпов роста и развития обусловлено не только незрелостью, но и прямым влиянием на нервную систему ребенка кислородного голодания, интоксикации и других неблагоприятных факторов.

2.2. Мама Наташи (девочке 4 месяца) все время на прогулке и дома говорит и говорит, напевает песенки.

Соседка сказала ей: «Ну что ты с ней говоришь, она все равно ничего не понимает!»

Правильно ли поступает мама Наташи? Какое влияние оказывает речь взрослого на развитие психики ребенка?

Ответ: Мама Наташи поступает правильно. Речь взрослого развивает положительные эмоции и речь ребенка. Хотя девочка и не говорит, но уже слышит речь и определенным образом связывает слова с предметами окружающего ее мира. Чем больше ребенок в первые месяцы жизни слушает и чем чаще мать отвечает на малейший лепет ребенка, тем интенсивнее развиваются его способности к овладению речью.

2.3. Мише (9 месяцев) очень нравиться выбрасывать игрушки из кровати. Мама постоянно поднимает игрушки и кладет их в кроватку, а сын достает их и снова бросает на пол.

Как должна вести себя мама в данной ситуации?

Какой вид мышления развивается у малыша при подобных действиях с игрушками, предметами?

Ответ: с 4 до 7 месяцев младенец активно обнаруживает скрытые свойства объектов, он притягивает и рассматривает предметы, хватает и отбрасывает их, причем в определенное место, например на пол, чтобы услышать звук; в возрасте с 7 до 10 месяцев малыш соотносит предмет с определенным местом в пространстве, части с целым предметом. Он вкладывает и вынимает предметы, укладывает их на определенное место, придает предмету устойчивость, всовывает и нанизывает, перемещает предмет толчками в определенном направлении, отталкивает его для того, чтобы достать знакомый предмет, захлопывает крышку.

Мама может предоставить Мише больше возможностей для развития, дав ему возможность передвигаться самостоятельно и предложив ему для исследования игрушки или объекты, которые соответствуют его этапу развития (пирамидку, например). В таком случае ребенок сам берет нужные ему предметы, активно познает их свойства и соотносит предмет с определённым местом в пространстве. До года у младенцев развивается наглядно–действенное мышление (первая ступень развития мышления)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: