Виды технического обслуживания и ремонта вагонов и их периодичность устанавливают в зависимости от пробега в километрах или от предельно допустимых сроков эксплуатации между ремонтами. Так, например, крытые грузовые вагоны, изготовленные после 1984 г., проходят капитальный ремонт (КР) через 13 лет после постройки и через 12 лет после очередного КР; их подвергают деповскому ремонту (ДР) через 3 года после постройки и через 2 года после ДР и КР или пробега 100 тыс. км. Пассажирские вагоны проходят КР-1 через 5 лет, КР-2 — через 20 лет, капитально-восстановительный ремонт (КВР) — не ранее чем через 20 лет; ДР — через 2 года или после 300 тыс. км пробега, ТО-3 — не позднее чем через 6 мес. или после 150 тыс. км пробега.
1.1. Техническое обслуживание и ремонт грузовых вагонов
Система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов предусматривает:
- техническое обслуживание вагона — операцию или комплекс операций по поддержанию работоспособности либо исправности грузового вагона в сформированных или транзитных поездах, а также порожнего вагона при подготовке к перевозкам без его отцепки от состава или группы вагонов;
- техническое обслуживание с диагностированием — комплекс операций по инструментальному контролю технического состояния составных частей вагона с использованием диагностических средств, переводом вагонов в нерабочий парк и подачей на специализированные пути для ремонта или замены;
- текущий отцепочный ремонт вагона — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности грузового вагона с заменой или восстановлением отдельных частей, проводимый с подачей на специализированные пути.
|
По состоянию грузового вагона, месту обнаружения его отказа и отцепки, текущий отцепочный ремонт подразделяется:
- на текущий ремонт вагона ТР-1 — ремонт порожнего вагона, выполняемый при его подготовке к перевозке с отцепкой от состава или группы вагонов, с подачей на специализированные пути с переводом в нерабочий парк. При этом порядок перевода в нерабочий парк вагонов принадлежности железнодорожной администрации или владельца инфраструктуры и собственных вагонов, приписанных к железнодорожной администрации, устанавливается этой железнодорожной администрацией или владельцем инфраструктуры;
— текущий ремонт вагона ТР-2 — ремонт груженого или порожнего грузового вагона с отцепкой от транзитных и прибывших в разборку поездов или от сформированных составов, переводом в нерабочий парк и подачей на специализированные пути;
— деповской ремонт вагона — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса вагона с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и с контролем технического состояния составных частей;
— капитальный ремонт вагона — ремонт, выполняемый для восстановления исправности, полного или близкого к полному восстановлению ресурса вагона с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые;
— капитальный ремонт с продлением срока службы (КРП) — контроль технического состояния всех несущих элементов конструкции вагона с восстановлением их назначенного ресурса, заменой или восстановлением любых его составных частей, включая базовые, и назначением нового срока службы.
|
1.2. Техническое обслуживание и ремонт пассажирских вагонов
Техническое обслуживание пассажирских вагонов предусматривает:
- текущий ремонт вагонов — ремонт, выполняемый с отцепкой от транзитных поездов или сформированных составов, а также с отцепкой вагонов от состава или от поезда в пунктах формирования или оборота пассажирских поездов с подачей их на специализированные ремонтные пути или в вагонные депо;
- техническое обслуживание вагонов ТО- / — обслуживание вагонов в составах поездов в ПТО станций формирования и оборота пассажирских поездов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях;
- техническое обслуживание вагонов ТО-2 — обслуживание вагонов перед началом летних и зимних перевозок;
- техническое обслуживание ТО-3 — единая техническая ревизия основных узлов пассажирских вагонов, проводимая через 6 мес. после постройки, планового вида ремонта, предыдущей ревизии, с отцепкой от составов на специализированных путях в вагонных депо или в пунктах формирования пассажирских поездов;
- капитальный ремонт КР-1 — плановый ремонт вагонов для восстановления исправности и ресурса вагонов путем замены или ремонта изношенных и поврежденных узлов и деталей, а также посредством их модернизации;
- капитальный ремонт КР-2 — плановый ремонт для восстановления исправности и ресурса вагонов с частичным вскрытием кузова до металла, с заменой теплоизоляции и электропроводки, при необходимости — с заменой базовых систем, элементов конструкций и модернизацией основных узлов;
|
- капитально-востановительный ремонт — ремонт пассажирских вагонов с использованием восстановленных существующих конструкций кузовов и тележек, обновлением внутреннего оборудования и созданием современного интерьера.
Ремонтные предприятия
Ремонт и текущее содержание вагонов обеспечивают вагоноремонтные заводы, а также сооружения и устройства вагонного хозяйства: вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического и контрольно-технического обслуживания, механизированные пункты текущего отцепочного ремонта, специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов и контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хозяйства входят вагоноколесные мастерские, контейнерные депо и мастерские, перестановочные пункты, пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов, а также ремонтно-экипировочные депо для пассажирских вагонов.
Вагоноремонтные заводы, являющиеся промышленными пред-приятиями, предназначены для проведения КР вагонов, их модернизации, изготовления запасных частей и формирования колесных пар. Эти заводы, как правило, специализируются на ремонте одного типа вагонов. Их размещают таким образом, чтобы было удобно обслуживать определенные районы сети железных дорог с учетом преобладающего типа вагонов с целью сокращения затрат времени на пересылку их в ремонт.
Вагонные депо с соответствующими ремонтно-заготовительными цехами, относящиеся к структурным подразделениям вагонного хозяйства железных дорог — филиалам ОАО «РЖД», предназначены для планового ДР и текущего отцепочного ремонта вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для ПТО и безотцепочного ремонта вагонов в пределах участков, прикрепленных к депо. Вагонные депо могут быть грузовыми, пассажирскими и рефрижераторными, а при небольшом объеме ремонта — смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов).
В настоящее время часть пассажирских вагонных депо на железных дорогах подчинена пассажирским службам или компаниям.
Депо имеют следующие основные цехи и отделения: сборочные, колесно-тележечные, механические, автосцепки и автотормозов, Роликовых подшипников и букс, малярные, кузнечно-рессорные, Деревообрабатывающие, электросварочные и др.
При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих депо стремятся максимально механизировать и автоматизировать производственные процессы. В передовых депо организован ремонт грузовых вагонов на поточно-конвейерных линиях. Весь ремонт, начиная с разборки и кончая сборкой и испытанием, выполняется с помощью механизмов.
В целях повышения производительности труда и сокращен простоя вагонов в ремонте вагонные депо специализируются, к правило, на ремонте вагонов одного-двух типов. Новые депо для грузовых вагонов рассчитаны на ремонт 6—10 тыс. вагонов в год. Они располагаются, в основном, на сортировочных станциях и пунктах массовой подготовки вагонов к перевозкам.
Депо, предназначенные для ремонта и содержания пассажирских вагонов, размещают в пунктах, к которым приписано не м нее 1000 вагонов.
Пункты подготовки вагонов к перевозкам служат для выполнен ТР и подготовки вагонов под перевозку грузов, чтобы не было задержки поездов и отцепки вагонов в пути следования и обеспечивалась сохранность перевозимых грузов. Эти пункты размещена в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости типа вагонов различают пункты подготовки полувагонов, платформ и цистерн, комплексной подготовки крытых и изотермических в гонов, а также промывочно-пропарочные станции.
Пункты технического обслуживания вагонов размещают на сортировочных, участковых и пассажирских станциях для выявлен и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и для обеспечения максимально возможного-их пробега без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами. В состав смен ПТО входят специализированные бригады по ремонту тормозного оборудования.
В основе работы ПТО сетевого значения (сетевые пункты технического обслуживания — СПТО) лежит применение высокоэффективных безлюдных технологий ТО и ремонта вагонов с широким применением автоматизированных диагностических комплексов контроля технического состояния вагонов, укрупненных специализированных путей ремонта вагонов с полной механизацией всех ремонтных работ и современного программно-технологического комплекса АСУ ПТО, связывающего все подразделения ПТО в единую информационную систему.
Пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТ организуют для выявления и устранения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения, и для опробования тормозов. Эти пункты размещают в парках приема сортировочных станций, на участковых станциях, где происходит смена локомотивов или локомотивных бригад, и на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками.
Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) располагают на сортировочных станциях или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов. На некоторых сортировочных и крупных участковых станциях выделяют специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов.
Контрольные посты предназначены для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения. Эти посты размещают перед промежуточными станциями, разъездами и обгонными пунктами на участках с интенсивным безостановочным движением поездов.
Вагоноколесные мастерские служат для ремонта колесных пар, а контейнерные депо и мастерские — для планового, текущего и капитального ремонтов контейнеров.
Перестановочные пункты предназначены для перестановки вагонов с колеи, имеющей ширину 1520 мм, на колею шириной 1435 мм. Здесь происходит смена тележек: вагоны поднимают на домкратах, затем выкатывают тележки одной колеи и подкатывают тележки ругой колеи. Для предупреждения схода тележек на перестановочных путях укладывают контррельсы. Такие пункты размещают на пограничных станциях.
Пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов служат для заправки этих вагонов топливом, маслом, водой и хладагентом (фреон, аммиак), а также обеспечения другими материалами.
В таких ПТО проводят периодический профилактический осмотр, регулирование аппаратуры и ремонт рефрижераторных вагонов.
Ремонтно-экипировочные депо (РЭД) предназначены для ремонта и экипировки пассажирских вагонов при подготовке их к рейсу (снабжение водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами, наружная и внутренняя уборка с обмывкой и санитарной обработкой). Эти депо располагаются на пассажирских технических станциях в пунктах формирования пассажирских составов и приписки большого числа пассажирских вагонов.