Практическое занятие
Тема: «Методика изучения массы предмета в курсе математики
в начальных классах»
Вопрос 1
Формируя у детей представления о массе предметов, учитель использует житейские понятия: яблоко, шкаф, гиря, портфель, коробка, арбуз и другие.
М2МЧ2
М2МЧ1
М1ЧЧ2
М2ЧЧ1
М1ДКТЧ2
М1ПЧ3
М1ИЧ2
М1ДЧ2
М2АЧ1
Стихотворения:
1. Меры массы.
Тяжелая тонна - почти масса слона,
Тысяче килограммам тонна равна.
1 тонна = 1000 килограммов.
Нам привезли в школьный буфет
Сто килограммов сладких конфет -
Это центнер один вкуснейших конфет.
Но все же скажите сладкому: "Нет!"
1 центнер = 100 килограммов.
2. Гиря весом один килограмм,
Значит в гире тысяча грамм,
Один килограмм равен тысяче грамм.
А грамм мы разделим на миллиграммы.
1 килограмм = 1000 граммов.
3. Один грамм
Зря не надо быть упрямым,
Надо вещи вешать граммом
В грамме этом - сам вникай-
Четверть лишь золотника.
4. Сто граммов
Так во всем ведётся мире-
Отливают в граммах гири.
Перевод и прост и прям:
Четверть фунта-сотня грамм
5. Мы узнали на уроке,
Что такое "килограмм".
Килограммы помогают,
Что угодно взвесить нам.
Можем мы узнать, на сколько
Тяжелее кит слона,
Сколько весит кот мой Васька,
Я и ты, он и она...
Загадка:
Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились.
(Весы)
В сказках иногда встречаются меры массы:
Заколдованная королевна»
«-А ну, земляк, раздели, пожалуйста! – Ладно! Бегите скорей по сосновым лесам, наберите смолы по сту пудов и несите сюда. Черти бросились по сосновым лесам, набрали смолы триста пудов и принесли к солдату»
100 пудов • 16,58 кг = 1658 кг = 1 т 658 кг; 300 пудов • 16,58 кг = 4974 кг =
= 4 т 974 кг это подобно весу машины ЗИЛ-130 или весу африканского слона. Фантастическая масса.
2. «Никита Кожемяка»
«Сжалился Кожемяка на сиротские слезы, сам прослезился. Взял он триста пудов пеньки, насмолил ее смолою, весь пенькою обмотался и пошел»
300 пудов • 16,58 кг = 4974 кг = 4 т 974 кг. Вот здесь в сказке явный перебор. Обмотаться и тащить на себе груз около 5 тонн это невозможно.
Пословицы и поговорки:
«Не доля пудами, доля золотниками».
«Мал золотник, да дорог»- так говорят о чем-то незначительном на вид, но очень ценном.
«Здоровье (слава) приходит золотниками, а уходит пудами.
«Мал золотник, да золото им весят, велик верблюд, да воду на нем возят».
«Беда (горе, несчастье, недоля) приходит пудами, а уходит золотниками».
«Вот так фунт!»- говорят, выражая разочарование, удивление.
«Это тебе не фунт изюму»- шутливое выражение о каком-нибудь шутливом деле.
«Фунт пуду должен уступить»- т.е. надо иметь уважение к старшим, более сведущим, опытным.
«Зернышко пуд бережет».
«Человека узнаешь, когда с ним пуд (три пуда) соли съешь».
«Сено на пуды, золото на золотники» -т.е. каждая вещь имеет свою определенную ценность.
«Пудовое горе с плеч свалишь, а золотниковыми подавишься»- т.е. не следует пренебрегать даже ничтожной опасностью.
«Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками».
«У него в голове ни ползолотника мозга (ума).
«Съел полпуда - сыт покуда».
«Свой золотник чужого пуда дороже».
«Одно зерно пуды приносит».
«Не худо, что булка с полпуда».
«Зернышко пуд бережет».
«За это можно пудовую (рублевую) свечку поставить».
Вопрос 2
Доказываем, что способ сравнения «на глаз» в данном случае не подойдет
(пример с коробками или шарик и арбуз)
а) Вводим способ сравнения «на руку», то есть с помощью мускульных ощущений.
Используют предметы, контрастные по массе (учебник и рюкзак, карандаш и учебник). Развиваем математическую речь, учим правильно говорить: масса одного предмета больше массы другого предмета.
б) после нескольких примеров подводим к проблемной ситуации. Показываем, что «на руку» сравнивать бывает сложно. Подводим ко 2 способу сравнения. Знакомим детей с чашечными весами.
На этот урок учитель должен принести весы. Их можно взять в кабинете физики. Располагаем эти предметы на чаши весов и смотрим: какая чаша опускается ниже, тот предмет тяжелее. Далее проводится несколько опытов по сравнению масс предметов.
в) В жизни не всегда можем расположить сравниваемые предметы на чаши одних весов.
Предположим, мы принесли ягоды и будем варить варенье, а сахара надо столько же купить в магазине. Нужно нести ягоды в магазин, но это неудобно. Есть способ сравнения с помощью «мерок», т.е. измерение.
В качестве мерок сначала можно использовать спичечные коробки с песком или кубики. Используя эти мерки, сравниваем массы предметов и затем показываем неудобство этого способа в жизни, т.к. нужна единая мера массы.
М1МЧ2
М2МЧ1
М2ЧЧ1
М1ДКТЧ2
М1ДКТЧ3
М1ПЧ3
М1ИЧ2
М1ДЧ2
М2АЧ1
Вопрос 3
Учитель дает учащимся две книги, которые очень незначительно отличаются по массе.
- Какая книга легче? Какая тяжелее? (Масса какой книги больше или масса какой книги меньше?) – (Мнения учащихся, естественно, не совпадают)
Возникшие разногласия учитель использует для того, чтобы познакомить учащихся с весами.
- Оказывается, не всегда можно сравнить предметы по массе, взяв их в руки (с помощью ощущений). Для сравнения масс пользуются простейшими чашечными весами. (Учитель знакомит учащихся с весами, рассказывает об их устройстве, зарисовывает схематическое изображение весов)
- А теперь давайте выполним следующие упражнения.
М1МЧ2
М2МЧ1
М2ЧЧ2
М1ДКТЧ3
М1ПЧ3
М2ПЧ2
М2ПЧ3
М1ИЧ2
М3ИЧ2
М1ДЧ2
М2ДЧ1
М2АЧ1
М2АЧ2
Вопрос 4
Сообщаем, что единая мера массы – килограмм (кг)
Показываем килограммовые гири, даем их подержать в руках. Далее учим определять массу в кг с помощью весов. Приносим несколько предметов массой 1, 2, 3 кг и показываем, как найти массу с помощью весов. Используем разные гири.
Учитель:
1. Работа в микро группах.
o Предлагает провести исследование, взвесив на весах предлагаемые продукты, данные зафиксировать на доске.
o Предлагает составить и записать из полученных чисел равенства или неравенства.
o Предлагает составить задачи, используя данные предметы и их массу.
2. Фронтальная, работа в парах, индивидуальная
o Предлагает рассмотреть иллюстрации и выполнить устно № 1с.36.
– Узнайте, что легче: арбуз или гиря?
– Узнай массу пакета с мукой.
Как можно с помощью гирь в 1кг, 2кг и 5кг взвесить 3кг? 7кг? 4кг?
o Организует решение задачи №2. Спрашивает: «Какая гиря привела весы в равновесие, если масса одной дыни 3кг, а масса арбуза 5 кг?»
o Организует самостоятельную работу по карточкам с последующей взаимопроверкой.
o Организует самостоятельную работу на ноутбуках, для проверки освоения новой темы.
Вопрос 5
С 1 по 4 класс учащихся знакомят с граммом, килограммом, центнером и и тонной. На итоговом уроке составляют сводную таблицу мер массы:
1 кг = 1000 г
1ц = 100 кг
1т = 1000 кг
1т = 10 ц
Предлагаем задания на перевод из одной меры в другую.
М3МЧ2
М4МЧ1
М2ЧЧ1
М3ЧЧ1
М3ДКТЧ2
М4ДКТЧ1
М3ПЧ1
М3ИЧ2
М3ДЧ2
М3АЧ1
Вопрос 6
Старинные русские меры
ГРАН
1. Мера массы в различных странах. В английской системе мер 1 гран = 64,8 мг.
2. Аптекарская мера в различных странах. В России до введения метрической системы мер 1 гран = 62,2 мг.
ДРАХМА
1. Мера массы в различных странах. В английской системе мер 1 драхма = 1,772 г. В других странах — около 3,2 г. В древних системах мер — от 3,2 до 6,5 г.
2. Аптекарская мера в различных странах. В Англии 1 драхма = 3,888 г. В России до введения метрической системы мер 1 драхма = 3,73 г.
ФУНТ
1. Мера массы в различных странах. Величина фунта изменяется от 317,62 г (Италия) до 560,1 г (Австрия). В английской системе мер 1 фунт = 453,592 г. В России до введения метрической системы мер 1ф унт = 409,5 г.
2. Аптекарская мера в различных странах. В английской системе мер 1 фунт = 373,242 г. В России до введения метрической системы мер 1 аптекарский фунт = 358,323 г.
УНЦИЯ
1. Мера массы. Величина УНЦИИ в различных странах различна В английской системе мер 1 унция = 16 ДРАХМАМ = 28,35 г.
2. Аптекарская мера в различных странах. В английской системе мер 1 унция = 8 ДРАХМАМ = 31,103 г. В России до введения метрической системы мер 1 унция = 8 ДРАХМАМ = 29,800 г.
ЛОТ
1. Мера массы в русской системе мер. 1 ЛОТ = 3 золотника = 12,797 г.
ДОЛЯ
1. Русская система мер массы (веса). 1 ДОЛЯ = 44,435 мг.