Долгосрочный период - продолжительный промежуток времени для того, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая производственные мощности. Например, в некоторых отраслях легкой промышленности возможно изменение производственных мощностей за один день, небольшая коммерческая фирма способна увеличить свои производственные мощности за неделю, но переоснащение тяжелой промышленности может продлиться годы. В этот период фирмы могут расширить свои мощности, увеличить масштабы производства. Последствия роста масштабов производства носят двоякий характер. Отмечается положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства7.
Постоянный эффект роста масштаба производства характеризуется тем, что объем выпуска продукции увеличивается с той же пропорции, что и затраты ресурсов. Убывающий эффект роста масштаба производства вызывает увеличение средних долгосрочных издержек: этот эффект характеризуется тем, что объем выпускаемой продукции увеличивается в меньшей степени, чем затраты ресурсов. То, каким будет эффект роста масштаба производства, зависит от возможностей для специализации труда и экономии на затратах определенных ресурсов при расширении производства в фирме.
В длинном периоде все затраты переменные. Затраты в длинном периоде можно изобразить посредством множества кривых затрат в коротком периоде, которые отличаются величиной постоянных затрат.
Состояние, при котором фирма в длинном периоде производит продукцию с минимальными средними затратами, называют равновесием производителя. Равенство является условием равновесия конкурентной фирмы, из которого определяются объемы труда и капитала, используемые фирмой в длинном периоде. Если отношение цен факторов производства не изменяется, то любой объем продукции фирма производит при одной и той же капиталовооруженности труда, т.е. за счет изменения масштаба производства.
|
2.3 Предельные издержки
Под предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек, происшедшее в результате изменения величины производства и реализации на 1 единицу.
Часто изменения издержек планируются в соответствии с гораздо большими изменениями объемов производства и реализации. В таких случаях вычислить собственно предельные издержки не представляется возможным. Тем не менее можно рассчитать величину, приближающуюся по значению к собственно предельным издержкам, - так называемые усредненные предельные издержки.
Под предельными издержками понимается средняя величина издержек прироста или издержек сокращения на единицу продукции, возникших как следствие изменения объемов производства и реализации более чем на 1 единицу.
.
РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Задание № 1
Рассчитайте ценовую эластичность спроса на продукцию фирмы исходя из следующих данных. Насколько целесообразно снижение цены в 6-ом периоде?
Исходные данные: Вариант № 1
Показатели | Периоды | ||||
Объем продаж, шт | |||||
Цена, руб | 3,5 | 2,5 | 1,5 | ||
Е (эластичность) | - | 4,29 | 0,08 | 0,07 | 0,06 |
. Для того чтобы измерить изменение величины спроса, необходимо взять интервал от 500 до 2500 шт.
Величина спроса изменилась на 2000 шт.:
|
- 500 = 2000 шт.,
или ((2000:500) *100%) = 400%
Однако если мы рассмотрим изменение величины спроса в обратном направлении, т.е. с 2500 до 500 шт., то в процентном отношении это составит:
((2000:2500)*100%)=80%.
Такие различия создают сложности при расчете коэффициента эластичности. Поэтому используется средняя точка выбранного интервала, которая составит:
(2500+500): 2= 1500 шт.
. Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
где Q0 и Q1 - величина спроса до и после изменения цены, шт.и P1 - начальная и новая цена, руб
. Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 шт. составит 500:1500=0,33 (33%)
. Изменение величины спроса в интервале от 1500 до 2000 шт. составит 500:2000=0,25 (25%)
. Изменение величины спроса в интервале от 2000 до 2500 шт. составит 500:2500=0,2 (20%)
По рассчитанным коэффициентам эластичности (см. табл.) можно сделать вывод, что в первом интервале спрос эластичен, т.к. Е = 4,29 , в остальных интервалах - неэластичен, т.к. Е = 0,08 ; 0,07 ; 0,06
Вывод: Цена на товар в первом периоде составляла 3,5 руб. за шт., затем она уменьшалась каждый период на 0,5 руб. за шт. и в 5 периоде достигла 1,5 - что меньше первоначальной цены примерно на 60%, при этом спрос на товар возрастал. Таким образом, уменьшение цены положительно повлияло на увеличение спроса на товар, и дальнейшее снижение цены в 6 периоде будет целесообразным действием.
Задание №2
Определите совокупные издержки, выручку от продаж и прибыль от продаж.
Исходные данные:
Показатель | Вариант №1 |
Цена за 1шт., руб | |
Переменные издержки на 1шт., руб | |
Постоянные издержки (на весь объем), руб | |
Объем выпуска, шт. |
|
. Совокупные издержки (себестоимость) = постоянные изд. + переменные изд. = 300 + (60 × 2000) = 120300 руб
. Выручка от продаж = объем выпуска × цена за 1шт. = 2000 × 100 =200000 руб
. Прибыль от продаж = выручка от продаж - совокупные изд.(себестоимость) = 200000-120300 = 79700 руб
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были рассмотрены основные виды издержек. Анализом своих издержек обязана заниматься каждая фирма, желающая выжить на рынке, так как минимизация издержек является обязательным условием получения наибольшей прибыли.
Так же минимизация издержек ведет к уменьшению цен на производимые фирмой товары или услуги, и как следствие повышение конкурентоспособности своего товара или услуги на рынке и увеличение спроса на них.
Список использованной литературы
издержка ресурс спрос продукция
1. Ткачева М.А., курс лекций по «Макро- и микроэкономическим основам рыночного ценообразования», РГСУ, 2012 г.
. Н.А. Раннева Л.Л. Любимов, «Основы экономических знаний» М.: Вита-пресс, 1998. - с.129
. Н. Грегори Мэнкью, «Принципы экономикс» СПб.: Питер, 4-е изд., 2003. - с.672
. Николаев И. П. Экономическая теория. - М.: Проспект. 2006г.. 511с.
. Интернет-поисковый портал Google
. Интернет-поисковый портал Yandex