Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих (слайд 5)




Тема урока: «Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные».

Цель: создать условия для изучения многообразия млекопитающих, отработки навыка работы с учебником и ресурсами интернета

Ход урока.

Организационный этап. Приветствие.

Этап актуализации опорных знаний

Прогрессивные черты млекопитающих:

· Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.

· Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.

· Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.

· Появление шерстного покрова.

· Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.

· Возникновение альвеолярных лёгких. (слайд 2)

Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Хочу узнать: как много млекопитающих обитают на Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих.

Хочу научиться: работать с текстом, составлять и отгадывать загадки, выделять главное в изученном с помощью заполнения таблицы

Хочу уметь: составлять текст сообщения по теме и выступать с ним. (слайд 4)

Работа с основным материалом урока. Первичное усвоение новых знаний.

В процессе изучения отрядов млекопитающих, вы должны заполнить в тетради таблицу:

Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих (слайд 5)

Название отряда Характерные признаки Представители
Насекомоядные    
Рукокрылые    
Грызуны    
Зайцеобразные    
Хищные    

                       
   
   
 
 
   
 
 
   
   
 

 


 


 


 

 

Особенности подкласса Первозвери. (слайд 8)

· Откладывают яйца;

· сохранились вороньи кости в плечевом поясе;

· имеется клоака;

· млечные железы примитивные, трубчатые;

· детёныши слизывают молоко с шерсти.

Особенности подкласса Звери. Низшие (Сумчатые)

· Плацента развита плохо;

· эмбриональный период очень короткий;

· детёныши рождаются плохо развитыми;

· доразвитие их происходит в сумке. (Слайд 9)

Особенности подкласса Звери. Высшие (Плацентарные)

· Всегда развита плацента;

· температура тела постоянная;

· хорошо развита кора больших полушарий;

· детёныши сами сосут молоко. (слайд 10)

Особенности отряда Насекомоядные.

· Зубы не делятся на группы;

· полушария головного мозга без извилин;

· мордочка вытянута в хоботок. (слайд 11, 12)

Современные натуралисты установили, что ёж – насекомоядный, запасов на зиму не делает и по деревьям не лазает! Но это сейчас известно, а в старые времена ежам чего только не приписывали! В деревнях считали, что ёж по ночам доит коров каким-то жестоким способом. После такой дойки молоко у буренки якобы идет с кровью. Крестьяне в ветеринарии не разбирались. Поэтому, обнаружив колючего вблизи от стада, убивали на месте. Хотя, молоко ёж с удовольствием пьет, но если налить.

Особенности отряда Рукокрылые.

· Приспособились к полёту;

· между передними конечностями, туловищем, задними конечностями и хвостом натянута кожистая перепонка;

· грудина имеет киль;

· обладают эхолокацией. (слайд 13, 14)

А знаете ли вы. Что касается только что рожденных мышат, то их вес равен четверти веса матери! Это все равно, что женщине в 60 кг. пришлось бы рожать младенца 15 кг. весом.

Особенности отряда Грызуны

· Передняя поверхность резцов покрыта прочной эмалью, поэтому сзади они стачиваются быстрее, чем спереди, и остаются всегда острыми;

· резцы постоянно растут, клыков нет, поэтому между резцами и коренными зубами – пустое пространство;

· коренные зубы имеют плоскую поверхность;

· питаются растительной пищей;

· кишечник удлиненный с хорошо развитой слепой кишкой, где переваривается твёрдая клетчатка. (слайды 15, 16)

Особенности отряда Зайцеобразные

· В верхней челюсти находятся две пары резцов: более длинные – снаружи, короткие расположены за ними с внутренней стороны;

· питаются растительной пищей;

· кишечник удлиненный с хорошо развитой слепой кишкой, где переваривается твёрдая клетчатка. (слайды 17, 18)

Особенности отряда Хищные

· Питаются животной пищей;

· хорошо развиты зубы, особенно на верхней челюсти - крупные остроконечные клыки и предкоренные, на нижней челюсти – первые коренные, большие и имеющие острые высокие вершины – их называют хищными зубами;

· шерсть длинная и густая;

· желудок простой, кишечник короткий;

· хорошо развиты полушария переднего мозга, имеющие извилины.

Первичное закрепление.

Задача 1. Загадка гласит:

«В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнце».

Какой зверёк нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни?

Задача 2. В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром». Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Какой зверёк изображен на фотографии?
Какими особенностями обладает хвост этого зверька?

Задача 3. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных.

Задача 4. Летучие мыши не реагируют на свет, однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.

Задача 5.

Вот хрустнули сухие ветки –
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.

А.Пружанский

– Какую ошибку допустил поэт?

Задача 6. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?

– Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые)

– Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные)

– У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны)

У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (Зайцеобразные)

Домашнее задание: Используя дополнительную литературу подготовить сообщение о любом, заинтересовавшем вас млекопитающем. (слайд 26)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: