Тема урока: «Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные».
Цель: создать условия для изучения многообразия млекопитающих, отработки навыка работы с учебником и ресурсами интернета
Ход урока.
Организационный этап. Приветствие.
Этап актуализации опорных знаний
Прогрессивные черты млекопитающих:
· Высокое развитие нервной системы, есть кора больших полушарий.
· Дифференцировка позвоночного столба на чётко выраженные отделы, перемещение конечностей с боков тела под туловище.
· Возникновение органов, обеспечивающих развитие зародыша в теле матери, и вскармливание детёнышей молоком.
· Появление шерстного покрова.
· Полное разделение кругов кровообращения и возникновение теплокровности.
· Возникновение альвеолярных лёгких. (слайд 2)
Вывод: прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Хочу узнать: как много млекопитающих обитают на Земле, на какие отряды они делятся. Изучить особенности каждого отряда и основных представителей, а так же выявить значение млекопитающих.
Хочу научиться: работать с текстом, составлять и отгадывать загадки, выделять главное в изученном с помощью заполнения таблицы
Хочу уметь: составлять текст сообщения по теме и выступать с ним. (слайд 4)
Работа с основным материалом урока. Первичное усвоение новых знаний.
В процессе изучения отрядов млекопитающих, вы должны заполнить в тетради таблицу:
Сравнительная характеристика основных отрядов млекопитающих (слайд 5)
Название отряда | Характерные признаки | Представители |
Насекомоядные | ||
Рукокрылые | ||
Грызуны | ||
Зайцеобразные | ||
Хищные |
Особенности подкласса Первозвери. (слайд 8)
· Откладывают яйца;
· сохранились вороньи кости в плечевом поясе;
· имеется клоака;
· млечные железы примитивные, трубчатые;
· детёныши слизывают молоко с шерсти.
Особенности подкласса Звери. Низшие (Сумчатые)
· Плацента развита плохо;
· эмбриональный период очень короткий;
· детёныши рождаются плохо развитыми;
· доразвитие их происходит в сумке. (Слайд 9)
Особенности подкласса Звери. Высшие (Плацентарные)
· Всегда развита плацента;
· температура тела постоянная;
· хорошо развита кора больших полушарий;
· детёныши сами сосут молоко. (слайд 10)
Особенности отряда Насекомоядные.
· Зубы не делятся на группы;
· полушария головного мозга без извилин;
· мордочка вытянута в хоботок. (слайд 11, 12)
Современные натуралисты установили, что ёж – насекомоядный, запасов на зиму не делает и по деревьям не лазает! Но это сейчас известно, а в старые времена ежам чего только не приписывали! В деревнях считали, что ёж по ночам доит коров каким-то жестоким способом. После такой дойки молоко у буренки якобы идет с кровью. Крестьяне в ветеринарии не разбирались. Поэтому, обнаружив колючего вблизи от стада, убивали на месте. Хотя, молоко ёж с удовольствием пьет, но если налить.
Особенности отряда Рукокрылые.
· Приспособились к полёту;
· между передними конечностями, туловищем, задними конечностями и хвостом натянута кожистая перепонка;
· грудина имеет киль;
· обладают эхолокацией. (слайд 13, 14)
А знаете ли вы. Что касается только что рожденных мышат, то их вес равен четверти веса матери! Это все равно, что женщине в 60 кг. пришлось бы рожать младенца 15 кг. весом.
Особенности отряда Грызуны
· Передняя поверхность резцов покрыта прочной эмалью, поэтому сзади они стачиваются быстрее, чем спереди, и остаются всегда острыми;
· резцы постоянно растут, клыков нет, поэтому между резцами и коренными зубами – пустое пространство;
· коренные зубы имеют плоскую поверхность;
· питаются растительной пищей;
· кишечник удлиненный с хорошо развитой слепой кишкой, где переваривается твёрдая клетчатка. (слайды 15, 16)
Особенности отряда Зайцеобразные
· В верхней челюсти находятся две пары резцов: более длинные – снаружи, короткие расположены за ними с внутренней стороны;
· питаются растительной пищей;
· кишечник удлиненный с хорошо развитой слепой кишкой, где переваривается твёрдая клетчатка. (слайды 17, 18)
Особенности отряда Хищные
· Питаются животной пищей;
· хорошо развиты зубы, особенно на верхней челюсти - крупные остроконечные клыки и предкоренные, на нижней челюсти – первые коренные, большие и имеющие острые высокие вершины – их называют хищными зубами;
· шерсть длинная и густая;
· желудок простой, кишечник короткий;
· хорошо развиты полушария переднего мозга, имеющие извилины.
Первичное закрепление.
Задача 1. Загадка гласит:
«В одёжке богатой,
Да сам слеповатый,
Живёт без оконца,
Не видывал солнце».
Какой зверёк нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни?
Задача 2. В «чёрном ящике» находится фотография полуводного зверька, которого К. Линней назвал «мускусным бобром». Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см. высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Какой зверёк изображен на фотографии?
Какими особенностями обладает хвост этого зверька?
Задача 3. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных.
Задача 4. Летучие мыши не реагируют на свет, однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных.
Задача 5.
Вот хрустнули сухие ветки –
Ночные бдения зверей:
Охотятся хорьки и белки
На зазевавшихся мышей.
А.Пружанский
– Какую ошибку допустил поэт?
Задача 6. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся?
– Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые)
– Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные)
– У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны)
У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (Зайцеобразные)
Домашнее задание: Используя дополнительную литературу подготовить сообщение о любом, заинтересовавшем вас млекопитающем. (слайд 26)