Этап начального разучивания
Задачи и методическая последовательность детализации движения по отдельным ООТ
Цель — сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
Основные задачи:
1. Сформировать смысловое и зрительное представления о двигательном действии и способе его выполнения.
2. Создать двигательные представления по ООТ (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных элементов изучаемого действия (выделить ООТ в наблюдаемом действии, выделить (осознать) ООТ в исполняемом действии, сформировать двигательные представления о действии в каждой ООТ).
3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах (на уровне первоначального умения).
4. Предупредить или устранить значительные искажения в технике двигательного действия.
Средства:
1. Основное изучаемое упражнение.
2. Подводящие и имитационные упражнения.
Методические приемы:
1. Использование ограничителей и ориентиров.
2. Оказание дополнительной помощи.
3. Преднамеренное сопротивление.
4. Создание облегченных условий.
5. Использование ТСО.
Решение задач осуществляется поочередно.
Представления о технике у учеников формируются в результате объяснения упражнения преподавателем, восприятия показываемых движений, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений, наблюдений за действиями других занимающихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение техники действия.
Обучение двигательному действию начинается с постановки двигательной задачи, поиск и освоение способа решения которой и составляет сущность процесса обучения. Учитель сообщает задачу обучения и ставит двигательную задачу, способом решения которой предстоит овладеть.
|
Демонстрируется способ решения — изучаемое двигательное действие. После первой демонстрации, создающей у обучаемого общее представление, следует выделить смысл и основные элементы условия двигательной задачи и соответствующие элементы в способе ее решения.
Например, рассказывая о преодолении препятствий в барьерном беге, подчеркивают ведущее значение быстроты бега (максимальной скорости) и необходимость минимизации вертикальных перемещений ОЦТ; при обучении прыжку в высоту подчеркивают необходимость высокого взлета и ведущее значение отталкивания. Эти смысловые акценты формируют установку обучаемого на освоение материала, ориентируют всю его мыслительную, двигательную (осознанную и подсознательную) деятельность.
После объяснения способ решения двигательной задачи демонстрируется еще два-три раза (большее количество демонстраций не улучшает восприятия), при этом внимание обучаемого концентрируется на указанных основных элементах двигательной задачи и способа ее решения.
При обучении бегу на короткие дистанции инструкция содержит следующие сведения. «Вам следует добиться ощущения тяги, подобной ощущению бега под уклон. Это признак рациональности движений в целом (ООТ-4). В пробежках развивайте высокую, но не предельную скорость. Ваша осанка должна быть выпрямленной, при этом тяжесть тела перенесена вперед, на кончики пальцев ног или чуть дальше. Держите голову прямо и смотрите в сторону финиша, это важно, так как положение головы определяет положение туловища и создает условия для эффективного отталкивания (ООТ-1).
|
Опускайте ногу на дорожку быстро, но мягко, так, как вы делаете это, идя на цыпочках. При этом стопа сразу пружинисто включается в отталкивание (ООТ-2).
Пружинисто отталкиваясь стопой, активно проводите ногу назад, как бы отбрасывая дорожку, и, не дожидаясь, когда дорожка «уйдет» из-под ноги, «выдергивайте» бедро вперед, стараясь при этом ударить себя пяткой в ягодицу (ООТ-3).
В зависимости от особенностей и сложности изучаемой техники действия, физической подготовленности занимающихся двигательное действие разучивается по частям или в целом. На этом этапе разучивания действия широко применяют подводящие упражнения в условиях, облегчающих выполнение движений.Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, то вначале разучиваются эти фазы. В отдельных случаях изучение техники действия начинается с завершающих фаз, если необходимо предупредить травмирование.
Подводящие упражнения и регуляторы движений
Выполнение подводящих упражнений. Если действие настолько сложно, что обучаемый не может его выполнить, то преподаватель предлагает другое, доступное действие, которое содержит ООТ, требующую осознания. Подводящие упражнения – двигательные действия, облегчающие освоение основного физического упражнения благодаря содержанию в них элементов, сходных по внешним признакам и характеру нервно-мышечных напряжений. Подводящие упражнения направлены преимущественно на совершенствование координации при усвоении различных движений. Для подтягиваний в висе на перекладине подводящее – на низкой перекладине (прочувствовать распределение усилий на всей траектории движения). Подводящие упражнения должны помочь обучаемому сформировать двигательные представления, необходимые для освоения изучаемого действия.Часто они индивидуальны – эффективные для одних обучаемых могут оказаться ненужными или непригодными для других.
|
Привести примеры подводящих упражнений в различных видах спорта. Составить примеры.
Применение регуляторов движений. Применяя их, преподаватель ставит обучаемого в такие условия, в которых движение может быть выполнено только одним, правильным способом. Привести примеры в различных видах спорта.
Применяются регуляторы движений нескольких назначений:
- ограничители движений,
- указатели направлений,
- фиксаторы внимания,
- стимуляторыусилий.
Ограничители движения используют в тех случаях, когда обучаемыйзатрудняется регулировать длительность и направление усилий. Так, для постановки движения бедра толчковой ноги при сходе с барьера применяется ограничитель — маленький дополнительный барьер, который ставят на расстоянии 130—150 см впереди основного препятствия, сдвинув его на 70—80 см в сторону толчковой ноги. Дополнительное препятствие заставляет барьериста провести бедро толчковой ноги вперед длинным маховым движением, что, как правило, не получается при выполнении основного варианта. Привести примеры в различных видах спорта.
Указатели направления позволяют координировать движения, совершаемые в необычных позах, в безопорных положениях, после быстрых вращений, когда обучаемый теряет ощущения положения своего тела в пространстве или не чувствует направление движения. Так, для освоения оптимального угла выталкивания ядра применяют толкание через ветку дерева, направление разгибания из положения «отвал» на шесте осваивают, подвешивая яркий флажок. Привести примеры в различных видах спорта.
Фиксаторы внимания облегчают концентрацию внимания на том участке тела, который обозначен как ООТ. С этой целью к телу прикрепляют небольшое отягощение, и при движении, каким бы сложным оно ни было, этот участок тела воспринимается очень отчетливо. Так, отягощение, прикрепленное на нижней части голени, позволяет выделить ощущение ступни при изучении ее движения в прыжках, барьерном беге, метаниях и т. п. Привести примеры в различных видах спорта.
Стимуляторы усилий используют в тех случаях, когда обучаемый не может уловить ритм развития усилия. Предлагают преодолевать сопротивления различной интенсивности, исключаемые в нужные моменты действия: например, в начальной фазе — при изучении низкого старта в беге, в конечной фазе — при изучении метаний и т. п. Привести примеры в различных видах спорта.
Типичные ошибки этапа.