Выступление педагога-психолога МОУ «УВК№16 г.Донецка» Клевцовой Ю.В.
«Формы и методы проведения Недели психологии»
Слайд
Учебно-воспитательный комплекс выполняет новые требования ГОС в организации воспитательной среды детей детского сада и младшего школьного возраста. Приобретаем опыт организации воспитательной работы: в саду, в школе – и вне школы, в ходе учебного процесса – во внеучебное время. Жизнь ребенка складывается из двух частей: собственно, школьной – учение, успеваемость, учитель, воспитатель, различные школьные дела, одноклассники, одногруппники и жизни остальной – детсадовской, домашней, дворовой, уличной, в различных компаниях, сообществах…Со временем «вторая» жизнь приобретает большую власть над ребёнком, чем первая.
Воспитание творческой личности, духовных ценностей, толерантности, дружеских отношений между детьми, патриотизма, отзывчивости — вот главные цели, которые помогает решить воспитательная часть. В этом непосредственную помощь оказывает Неделя психологии, которая заставляет задуматься над взаимоотношениями между друзьями, научить видеть необычное в привычном, привлекает детей к тесному общению со своим внутренним миром, к познанию себя, формирует духовные ценности, развивает логическое мышление, воображение, творческие способности.
Слайд
Проведению Недели психологии предшествует подготовительный этап, на котором разрабатывается план. Большое внимание уделяется оформлению недели: это и план недельных мероприятий, реклама недели, стендовые задания, просто интересный познавательный материал, специальные выпуски школьных газет, выставки – объявления и т.д.
|
При планировании такого рода мероприятий необходимо опираться на следующие принципы:
· Целостность - неделя психологии должна быть целостной и законченной, иметь очерченное начало и конец, можно придумать основную идею, которая красной нитью пройдет через все мероприятие.
· Последовательность – каждый день (или мероприятие) должен плавно перетекать в следующий;
· Доступность – все мероприятия должны иметь определённую возрастную адресованность;
· Комплексность – события должны охватывать всю школу или сад, всех участников образовательного процесса;
· Активность и сознательность – мероприятия должны активизировать познавательные процессы участников, а не носить лишь развлекательный характер.
Организация и проведение подобного рода мероприятий требуют от организаторов изобретательности, а также больших временных затрат. Однако все это окупается сторицей - живым откликом со стороны детей, родителей и учителей и их растущим интересом к предлагаемому материалу.
Слайд
На протяжении многих лет работы на каждую Неделю психологии я создаю занимательную презентацию, приуроченную к общей теме. «Интервью о волшебном мире», «Всем дружным ребятам посвящается»», «Права детей в сказках», «Альманах детских фантазий», каждая из которых сопровождается просмотром мультипликационных фильмов с нравственным уроком. Это мультфильмы «Смешарики», «За щелчок», «Просто так», «Палочка –выручалочка», «Уроки тетушки Совы». Мульт-терапия это одно из направлений арт-терапии. Ее образный, метафорический язык прекрасно подходит для психологической работы с детьми разного возраста.Для дошкольников более подходящим является пассивное направление мульт-терапии – просмотр мультфильмов.Он оказывает значительное влияние на развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка. Правильный подбор материала позволяет работать с детскими страхами, тревожностью, самовосприятием. В процессе просмотра мультфильмов у детей формируются:
|
- представления о добре и зле
- правила и эталоны хорошего и плохого поведения
- умение распознавать чувства и эмоции
Терапевтические мультфильмы, которые можно использовать на занятии
- “Подарок для самого слабого” - Разбираем взаимоотношения в коллективе
- “Три поросенка” - снятие мнимых неадекватных страхов.
- “И так сойдет” - ответственность за свои поступки, аккуратность
- “Дудочка и кувшинчик” - о трудолюбии
- “Заяц-хваста” - воспитание нравственных качеств.
- “Сказка про лень” - преодолеваем лень
- “Нехочуха” - преодолеваем негативизм
- “Два жадных медвежонка” - преодолеваем жадность
- “Замок лгунов” - преодоление детской лжи
- “Мой друг зонтик” - учимся заводить друзей
- “Сестрички — привычки” - развитие аккуратности, преодоление лени
- “Однажды утром”, “Обида” - развитие дружелюбия, сотрудничества
- “13 рейс” - преодолеваем трусость, суеверие
- “Зайка зазнайка” - учимся общаться
- “Чуня” - самопознание — какой я?
- “Варежка” - забота о питомцах
- “Жили-были мысли” - самопознание
- “Маша больше не лентяйка” - преодолеваем лень
- “Самый большой друг” - учимся общаться.самопознание
- “Задиристый мишка” - учимся общаться
- “Ворон-обманщик” - преодоление склонности ко лжи
|
Для детей старшего возраста можно использовать фрагменты художественных фильмов, прекрасно работает старый забытый «Ералаш».
Слайд 4
Результат просмотра презентаций всегда радует своим оптимизмом и улыбками детей.
Слайд 5-9
Коллективное творчество и продукт, который всегда остается после Недели психологии украшать школьный класс и служит напоминанием о проведенных днях психологии – это «Волшебные гнездышки», «Пуговичное дерево», «Дети на планете», «Конфетное дерево желаний», «Рисунок на ладошке», «Мандала». В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.
Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество.
Слайд 10
Игрушка является символом детства, его неотъемлемым атрибутом. Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями, страхами. Наблюдая за тем, как, во что и с чем играют дети, можно многое узнать о характере, привычках и преимущества дошкольников и младших школьников. Одно из любимых мною мероприятий –«День детской игрушки» дает возможность познакомится с внутренним миром каждого ребенка, узнать поближе его тайны. А сколько радости можно доставить своим друзьям и близким подарив одну из своих игрушек другому!!!Такие акции всегда на ура!
Слайд 11
На Неделе психологии мы знакомимся не только с игрушками, но и с любимыми членами семьи, семейными традициями и праздниками. Семейные традиции и ритуалы позволяют формировать у малыша ощущение стабильности того или иного семейного уклада. Кроме того, ежедневные ритуалы создают уникальные детские воспоминания, которые когда-нибудь ваш малыш поведает своим детям. Традиции семьи дают возможность ребенку ощутить чувство гордости за свою семью и за себя. Создать собственные традиции в семьи, которые будут передаваться от детей к внукам и т.д., может каждый из нас. Только при этом необходимо учитывать, чтобы то или иное событие было ярким и запоминающимся для ребенка, а главное позитивным, чтобы повторяющееся событие соблюдалось в обязательном порядке, независимо от чего-либо, а главное, чтобы в этом традиционном событии было что-то, что влияло бы на чувства и восприятие ребенка.
Слайд 12
Мир детства наших детей всегда проходит в окружении Донецкого Республиканского академического театкукол, ни одного представления мы не пропустили! Театр кукол – любимое зрелище детей, куда они попадают впервые в своей жизни, где знакомые и близкие им игрушки начинают оживать, двигаться, разговаривать… И не только – куклы учат думать, размышлять, воспитывают эмоции, эстетический вкус, отношение к окружающему миру. Словом, театр кукол способствует формированию будущей личности, помогает отличать добро от зла, расти добрыми, порядочными, смелыми.
Через Донецкий кукольный прошло не одно поколение детей. О наших успехах свидетельствуют многочисленные награды на престижных международных фестивалях. Но главная награда для театра – это любовь маленьких и взрослых поклонников.
Виктор Стариков Директор театра, заслуженный работник культуры, профессор
Слайд 13,14
У нас подрастают, и собственные артисты! Конкурс «Юных чтецов» и «Юных талантов» помогает открывать новые грани творчества наших воспитанников. Основные задачи конкурсов — объединить усилия учителей, родителей для того, чтобы помочь детям поделиться друг с другом радостью открытия созвучного их собственным переживаниям литературного сюжета, помочь найти в писателе интересного собеседника и советчика, встретить своих героев, которые станут для них эталоном, найти свои маяки и ориентиры, которые ребята смогут пронести через всю жизнь. Это возможность продемонстрировать свои творческие достижения на районных и городских концертных площадках, возможность познакомиться с культурой и историей разных городов и стран.
Слайд 15
Любовь и сострадание к животным нужно прививать с самого детства. Психика маленьких детей похожа на губку, впитывающую в себя все, что ее окружает. Именно в школьном возрасте дети максимально точно копируют поведение окружающих их людей. Поэтому нам нужно на личном примере показывать свое положительное отношение к братьям нашим меньшим. Взрослым хочется, чтобы дети выросли добрыми и отзывчивыми. Один из лучших способов для этого – прививать малышу любовь к «братьям меньшим». Как правило, забота о животных развивает в детях такие важные качества, как ответственность и доброта.
Слайд 16-17
Педагогическая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психической напряженности. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций при общении педагогов с учащимися. Это обусловлено и тем, что в основном педагогические коллективы женские, в связи с чем в них наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, заражение эмоциями друг от друга, в том числе и отрицательными. Кроме того, психический склад людей, избравших педагогическую профессию — слабая нервная система, низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость, — способствует возникновению у них психосоматических заболеваний. В связи с такими фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?
Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения. Для этого на Неделе психологии в обязательном порядке я провожу мероприятия по укреплению психологического здоровья! Замечательно помогает расслабиться арт-терапия «Интуитивное рисование», семинары на юмористические школьные темы «Сочинения детей», развлекательные юмористические тесты, мини-театры. Заряжаю своим оптимизмом и творчеством!
Слайд 18
Метод арт-терапии позволяет каждому человеку и маленькому и взрослому творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах и танцевать настроение. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Огромное преимущество, арт-терапии заключается в свободе проявлений, высказываний и действий, которые мы чаще всего не позволяем себе в жизни. А наши маленькие художники и выдумщике еще живут в волшебной стране Фантазий и позволяют себе жить счастливо!
Слайд 19-20
Оформление помещения очень важный элемент визуального общения с родителями и детьми:
- информационные стенды, плакаты, изречения мудрых людей
- объявление о неделе психологии
- план недели психологии;
- стенгазеты, плакаты, буклеты
Буклет - это мой продукт Недели психологии, в котором отражается главная цель и пожелания, которые я хотела донести в кругу моих участников.
Слайд 21
Благодарю за внимание!