История Отечества на уроках вдумчивого чтения




 

Низкий уровень чтения – острая проблема современной России. На рубеже веков мы утратили статус самой читающей страны, падает уровень грамотности населения. От чтения зависит грамотность и культура нации, поэтому так важно прикладывать максимум усилий для привлечения людей к чтению. Не на высоком уровне находится и историческая культура общества. Сегодня историю зачастую пишут непрофессионалы, творятся новые мифы. Читатель же мало интересуется историей Отечества, а если интересуется, то читает, как правило, низкопробную современную псевдоисторическую прозу.

В данной работе хотелось бы осветить опыт изучения истории Отечества на уроках вдумчивого чтения в средней школе. Уроки вдумчивого чтения становятся распространенной формой работы с художественной литературой: в журнале «Литература в школе» публикуются качественные разработки таких уроков, например по сказанию С. Лагерлёф «Малиновка» («Красношейка») [1, с. 10 – 13], по сказке Л. Н. Толстого «Зерно с куриное яйцо» [2, с. 3 – 5] и другие.

С чего начинается подготовка к уроку вдумчивого чтения? Первый этап – отыскание подходящего текста. Это должен быть короткий рассказ, в котором поставлены вечные нравственные вопросы человеческого бытия, заставляющие человека делать выбор между верой и неверием любовью или ненавистью, прощением или местью, скупостью или щедростью и другие. Великая русская литература богата такими рассказами. Среди авторов – А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков, К. М. Станюкович, В. П. Астафьев. Устное народное творчество, произведения древнерусской литературы (у которых автор не всегда известен) также сохранили для нас множество духовных сокровищ. Обязательный критерий для отбора текста – краткость, рассказ должен быть прочитан и изучен во время урока. Чтения рассказа, по нашему мнению, не должно занимать более 20 минут. Для этого иногда можно немного сократить текст, не в ущерб смыслу. Из авторов исторической прозы необходимо отметить Н. А. Полевого, А. М. Волкова, В. С. Пикуля. Изучение истории на уроке вдумчивого чтения способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Беседа о вечных вопросах – духовно-нравственному воспитанию.

На втором этапе необходимо составить перечень вопросов для размышления и беседы с учащимися. Например, при изучении «Повести о житии и храбрости благоверного и великого князя Александра Невского» (в адаптированном пересказе для детей) можно задать следующие вопросы: как автор характеризует Александра Невского? Что помогло ему одержать победы в битвах с врагом? В чем значение трудов и подвигов Александра Невского для сохранения и развития Русского государства? [3, с. 87 – 104].

Произведения русского народного творчества, древнерусской и классической, а также советской литературы содержат малоизвестные современному человеку слова, например «шлях», «черноризец», «жбан», «дебелый». Поэтому к каждому произведению необходимо составить словарь малопонятных слов. Они расширяют словарный запас и кругозор человека. Например, в уральской «Сказке о золотой погибели» встречаются такие слова как «Микеша», «смолокуры», «сиверко». Микеша – это сокращение сокращенное имя от имени Никифор, смолокуры – ремесленники, которые добывали из древесины уксус и скипидар, а сиверко – типично уральское слово, означающее северный холодный ветер. «Сказка о золотой погибели» не только рассказывает о смолокуренном и старательском промыслах на Урале, но содержит нравственный урок: главный герой прячет в скале золото, чтобы никому не досталось, в итоге золото приковывает его к камню, где он и погибает. Никому его спрятанное золото не приносит пользы [4].

Если взять за основу художественное произведение, история будет гораздо лучше восприниматься детьми, чем просто совокупность фактов по тому или иному вопросу. Настоящий кладезь знаний – небольшой отрывок из драмы А. С. Пушкина «Борис Годунов». В отрывке великий поэт рассказывает, как монах Чудова монастыря Пимен пишет летопись: монастыри были и остаются центрами книжной учености, летописцами всегда были монахи. Пимен воспринимает создание летописи как «долг, завещанный от Бога». Инок понимает, что «Недаром многих лет / Свидетелем Господь меня поставил / И книжному искусству научил…». А в будущем «монах трудолюбивый… правдивые сказанья перепишет…» – здесь речь идет о летописных сводах. Летописец всегда опирается на источники, которые оставили его предшественники. А. С. Пушкин словами Пимена призывает поминать великих князей «за их труды, за славу, за добро», а «за грехи, за темные деянья» не осуждать, а смиренно умолять Спасителя Иисуса Христа [5, с. 261]. Отрывок этот можно взять эпиграфом к уроку об исторических источниках.

Одной из противоречивых личностей отечественной истории был и остается царь Иван Грозный. Одни считают его безумным тираном, другие – дальновидным политиком, философом на троне. Интересные прочтения эпохи Ивана Грозного содержаться в романе А. М. Волкова «Зодчие» и в исторической миниатюре В. С. Пикуля «Дорогой Ричарда Ченслера». А. М. Волков подчеркивает огромный вклад царя в развитие русской культуры: строительство Покровского собора, составление большого церковного труда «Четьи-Минеи», начало книгопечатания. В романе «Зодчие» перед нами – молодой, блестяще образованный и деятельный государь, поборник Российской державы [6, с. 318 – 324]. Миниатюра «Дорогой Ричарда Ченслера» – сокровищница исторических, этнографических, географических фактов, деталей морского дела, языкознания. Эта миниатюра рассказывает о малоизвестных страницах истории – о первом англичанине, побывавшем в России и написавшем о ней восторженные воспоминания. Ченслер бросил якорь в 1553 году близ Холмогор, был встречен поморами, побывал при дворе Ивана Грозного, после чего организовал торговлю России с Великобританией [7, с. 602 – 610].

Сегодня появляются замечательные исторические рассказы современных писателей. А. Ю. Сегень написал прекрасный рассказ «Суворов приказывает» о жизни и подвигах великого полководца [с. 276 – 283]. Т. Воронин опубликовал в «Независимой газете» блестящий очерк о поэте-декабристе К. Ф. Рылееве. Автор ярко показал поразительную перемену в Рылееве: попав под арест в Петропавловскую крепость, он из бунтаря и ненавистника царя через покаяние превратился в глубоко верующего человека, уповающего только на царскую милость. Царь казнил мятежника, ибо таков закон, но его вдове он выплачивал пожизненную пенсию []. К слову, К. Ф. Рылеев написал замечательную поэму «Иван Сусанин», которую мы также читаем на наших уроках [8, с. 73 – 77].

Изучение перечисленных произведений сопровождается показом иллюстраций и не является какой-то рутиной для школьников. Все перечисленные произведения вызывают у школьников неподдельный интерес и живой отклик: учащиеся принимают активное участие в обсуждении, с помощью наводящих вопросов делают правильные выводы. Ребята с нетерпением ждут следующего урока и очередного рассказа.

Уроки вдумчивого чтения позволяют познавать историю на эмоциональном уровне, учат детей размышлять о поступках и их последствиях, оценивать исторические события. На таких уроках расширяется кругозор и словарный запас ребенка, развивается интерес к чтению. Урок вдумчивого чтения – перспективная форма. Ее можно эффективно применять не только на уроках литературы, но и на уроках истории, географии, английского языка. Русская классическая литература имеет огромный воспитательный потенциал, являет собой подлинную сокровищницу духовности и правды.

Список использованной литературы

1. Соловецкая М. Г. «Блаженны чистые сердцем…». Урок внеклассного чтения по сказанию Сельмы Лагерлёф «Малиновка» // Уроки литературы. – 2011. – № 4. – С. 10 – 13.

2. Назарова С. В. Рассказ Л. Н. Толстого «Зерно с куриное яйцо»: урок вдумчивого чтения // Уроки литературы. – 2007. – № 11. – С. 3 – 5.

3. Святой благоверный Александр Невский // Избранные жития святых в пересказе для детей. – М.: ТРИМ, 1994. – С. 87 – 104.

4. Сказка о золотой погибели [Электронный ресурс]. URL: https://www.skazochnik.info/urskaz/urskaz5.php (дата обращения: 4.05.16 г.).

5. Пушкин А. С. Борис Годунов // Пушкин А. Собрание сочинений в шести томах. Т. 3. – М.: Правда, 1969. – С. 251 – 336.

6. Волков А. М. Зодчие. – М.: Детская литература, 2007. – 430 с.

7. Пикуль В. С. Дорогой Ричарда Ченслера // Пикуль В. С. Каждому свое. – М.: Современник, 1990. – С. 602 – 610.

8. Сегень А. Ю. Суворов приказывает // Сегень А. Ю. Наше родное. – М.: Покров, 2014. – 512 с.

9. Воронин Т. «О, милый друг, как спасительно быть христианином…» // Независимая газета от 25.07.2001 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/style/2001-07-25/8_ryleev.html (дата обращения: 4.05.16 г.).

10. Рылеев К. Ф. Иван Сусанин // Рылеев К. Ф. Избранное. – М.: Детская литература, 1977 – С. 73 – 76.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: