Номинация «Люди и судьбы»




Международный молодёжный Историко-образовательный конкурс «Морское наследие России»

Номинация «Люди и судьбы»

Тема работы:

«Капитан «Варяга»: судьба кавалера ордена Святого Георгия 4-й степени Всеволода Федоровича Руднева»

Автор: Низиков Алексей Алексеевич,

5 курс, филиал НВМУ (г.Мурманск)

 

Руководитель: Крупко Анна Ивановна,

преподаватель русского языка и литературы,

филиал НВМУ (г. Мурманск)

 

 

 

 

Мурманск

2020 г.

Наверх, вы товарищи, все по местам!

Последний парад наступает!

Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,

Пощады никто не желает!

 

Все вымпелы вьются, и цепи гремят,

Наверх якоря поднимают.

Готовятся к бою орудия в ряд,

На солнце зловеще сверкают.

Любому моряку известны эти слова из песни, посвященной неравному бою крейсера «Варяг» и канонерки «Кореец» с японской эскадрой, произошедшему в самом начале русско-японской войны, 27 января (9 февраля по новому стилю) 1904 года, у корейского порта Чемульпо. Крейсером командовал капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, за этот бой он был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

Родился Всеволод Руднев 31 августа 1885 года в городе-крепости Динамюнде. Предки его долгие годы служили под Андреевским флагом: представители морской династии Рудневых участвовали в Азовском походе Петра I, в русско-турецкой войне 1828-29 годов, в Крымской войне - Синопском сражении и обороне Севастополя. Юный Всеволод с детства был воспитан на рассказах о героических подвигах русских моряков, о встречах с адмиралом Нахимовым.

В 1872 году Руднев поступил в Морское училище в Санкт-Петербурге, которое блестяще закончил через четыре года, сдав выпускные экзамены на высший балл и получив Нахимовскую премию. На время учебы приходятся первые его морские походы, в том числе заграничные, на учебном фрегате «Петропавловск». В звании гардемарина будущий капитан выполнял обязанности простого матроса, нёс вахты, на практике обучаясь нелегкому морскому делу. Служба Руднева происходила в эпоху полного отмирания парусного флота. Пар шел на смену ветру. Несмотря на это, Руднев считал, что каждый уважающий себя моряк обязан пройти школу парусов, получить уроки смелости и находчивости.

На своем капитанском мостике Всеволод Федорович любил повторять фразу: «Море ошибок не прощает». Мореходным искусством он овладел в совершенстве: за все свои многолетние плавания (а только заграничных было девять) Руднев не совершил ни одной аварии, командуя различными кораблями. На его счету три кругосветных плавания. В одном из них он был командиром канонерской лодки «Гремящий» - совсем не океанского судна.

Наблюдательность и неутомимая любознательность были характерными чертами Руднева. Еще в первом плавании он начал вести дневники и в дальнейшем не оставлял этой привычки. Из любого дальнего похода привозил несколько исписанных тетрадей. В начале ХХ века опубликовал книгу «Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-83 годах». Всегда много читал, имел дома большую библиотеку. На каждом корабле, на котором проходил службу, в каюте было много книг. Конечно, это были книги по морскому делу и истории мореплавания. В одном из своих дневников он писал: «В море я вижу и ощущаю море жизни, а вот на берегу, в городе, где, по-моему, действительно море жизни, я почему-то скучаю» [1].

И действительно, вся многолетняя служба проходила в основном на кораблях. Добросовестное выполнение любого дела – большого или малого, командование ли это портовым пароходом «Работник» или должность старшего офицера (заместителя капитана) на новейшем броненосце «Гангут» закрепило за ним славу отличного офицера. Характерен такой эпизод из службы Руднева. В 1900 году ему было поручено привести из Германии новейший эсминец «Скат». Поход оказался очень трудным – шторма, неполная команда, наконец, неисправный компас. Несмотря на это, задача была выполнена точно в срок.

В 1893 году ему присваивают звание капитана 2 ранга и назначают старшим офицером на броненосец «Император Николай I». Броненосец в составе эскадры под командованием контр-адмирала Степана Осиповича Макарова был отправлен на усиление Средиземноморской эскадры. Руднев высоко оценил Макарова - талантливого адмирала, знающего морского офицера и человека большой души. После окончания крейсирования в водах Средиземноморья броненосец ушел в кругосветное плавание – третье и последнее для Руднева.

В 1900 году Руднев назначается старшим помощником командира главной базы Тихоокеанской эскадры русского флота - Порт-Артурского порта: он принимал участие в работах по улучшению порта, его электрификации и укреплении береговой обороны. Через год он получает чин капитана 1 ранга и почти сразу становится командиром крейсера «Варяг». Это семнадцатый корабль в послужном списке Руднева и девятый, которым он командовал.

В январе 1905 года наместник Дальнего Востока адмирал Алексеев направляет крейсер в нейтральный порт Чемульпо для охраны русской дипломатической миссии в Корее.

27 января (9 февраля) внезапной атакой японских миноносцев на гавань Порт-Артура началась русско-японская война. В этот же день Руднев получил ультиматум командующего японской эскадрой контр-адмирала Уриу, требовавшего сдать русские корабли японцам. Руднев принял решение прорываться из порта. Построив команду, он объявил о своем решении: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Не сдадим крейсер и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, особенно комендоры. Каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. Итак, смело в бой, за честь нашего флага! Ура!»

Чтобы прорваться в море, русские корабли должны были пройти по узкому длинному фарватеру длиной около тридцати миль и шириной до четверти мили. Этот путь предстояло пройти под огнем японских кораблей. В 11 часов «Варяг» и «Кореец двинулись навстречу врагу. Команды крейсеров нейтральных держав, мимо которых проходили русские корабли, выстроились вдоль бортов, отдавая честь мужеству русских моряков, идущих на верную гибель.

Выход русских кораблей из порта стал для японцев неожиданным – они были уверены, что русские побоятся вступать в бой с превосходящим их по силам противником. В эскадре Уриу насчитывалось 6 крейсеров и 8 миноносцев.

Сражение, длившееся немногим более часа, вошло в историю. Русские моряки сражались с невиданной храбростью:

Из пристани верной мы в битву идем,

Навстречу грозящей нам смерти,

За Родину в море открытом умрем,

Где ждут желтолицые черти!

В ходе боя один офицер и 34 матроса «Варяга» были убиты, шесть офицеров и 85 нижних чинов получили ранения и контузии. Сам Руднев был ранен в голову и контужен, но продолжал руководить боем. «Варяг» получил многочисленные повреждения, но и его орудия причинили серьезные повреждения японским крейсерам. Но попытка прорыва не удалась, корабли с серьезными повреждениями вернулись на рейд Чемульпо. Было принято решение затопить корабли на рейде. После эвакуации раненых и команды на крейсере открыли кингстоны. Израненный корабль тонул неохотно, полностью скрывшись под водой только спустя три часа:

Не скажут ни камень, ни крест, где легли

Во славу мы русского флага,

Лишь волны морские прославят вовек

Геройскую гибель «Варяга»!

Руднев, как и положено капитану, покинул мостик корабля последним. Он держал у груди изорванный осколками японских снарядов баковый флаг «Варяга». Сейчас этот флаг хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге.

Участников боя встречали в России как героев. Руднев был награжден орденом Святого Георгия, получил звание флигель-адъютанта и был назначен командиром новейшего эскадренного броненосца «Андрей Первозванный». В 1907 году японский император Муцухито в знак призвания героизма русских моряков наградил Руднева орденом Восходящего солнца II степени. Руднев орден принял, как знак уважения противника, но никогда его не носил.

В ноябре 1905 года Руднев, человек прямой и справедливый, отказался принять участие в подавлении выступлений революционно настроенных матросов своего экипажа и вышел в отставку с производством в звание контр-адмирала. Последние годы он жил в своем имении в деревне Мышенки Алексинского уезда, где 7 (20) июля 1913 года умер. Похоронен прославленный моряк возле церкви Казанской Богоматери села Савино Заокского района Тульской области.

Жизнь и подвиг Всеволода Федоровича Руднева, без сомнения, останутся в памяти потомков, как навсегда славен в словах знаменитой песни крейсер «Варяг»!

 

Список использованной литературы:

1. Боть В. И. Героический подвиг крейсера «Варяг» // Тульские епархиальные ведомости. — 2004. — № 1. — С. 2.

2. Надеждин С. Командир легендарного крейсера // Заокский вестник — 2000. — 18, 21, 25 июля; 4, 8, 15, 18, 22 авг.

3. Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера: [Ист.-биогр. очерк о жизни и деятельности контр-адмирала В. Ф. Руднева, командира крейсера «Варяг»]. — Тула: Кн. изд-во, 1960. — 247 с.: ил.

4. Чернов Ю. И. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев и бой крейсера «Варяг» 27 января 1904 г. // Щит Отечества: Сб. материалов межрегион. военно-ист. конф. «Вооруженные силы России и Тула». — Тула, 1996. — С. 23—26. — Библиогр. в примеч.

5. Чернов Ю. И. В. Ф. Руднев и подвиг крейсера «Варяг»: (по воспомин. участника боя Д. Я. Белоусова) // Военно-морские силы России и Тульский край: Сб. материалов науч. конф. — Тула, 1997. — С. 37—43.

6. Шикман А. П. Руднев Всеволод Фёдорович // Деятели отечественной истории: Биогр. слов. -справ. / А. П. Шикман — М, 1997. — Кн. 2. — С. 231—232.

7. Иванов В. В. К 100-летию Русско-японской войны 1904—1905 гг. Боевые награды российских героев войны 1904—1905 гг.

 

 

Приложения:

 

Всеволод Федорович Руднев, контр-адмирал.

 

«Варяг» на рейде Чемульпо, 16 октября 1902 года.

 

«Бой «Варяга». Картина художника П. Мальцева.

Памятник В.Ф. Рудневу в Туле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: