Технологическая карта урока
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 4 «В»
Тема урока: «Юность и надежды»
Цели: обсудить главные образы картин на темы молодости, красоты и счастья; закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства;
Планируемые образовательные результаты
Личностные умения | Метапредметные | Предметные |
имеют мотивацию учебной деятельности, способность к эстетической оценке произведений искусства. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей) о красоте молодости, мечтах и надеждах на будущее. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; | Знать: основные правила рисования Понимать: как расположить объекты на листе бумаге Применять: правила рисования гуашью Синтезировать: выполнение рисунка по теме урока Анализировать: картины художников, которые посвящены теме урока Оценивать: соответствует ли выполненная работа теме урока |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Молодость, радость жизни, счастье | |
Оборудование для урока Учитель | Презентация, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение. | |
Ученик | Белая бумага формата А4, гуашь, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Время |
1. Организационный момент | Сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства. Проверьте свое рабочее место. У вас на парте должны быть: лист бумаги, краски, кисти, стакан с водой. | 1 мин |
2. Актуализация знаний | -Начать наш урок я хочу с прочтения стихотворения: МЕЧТЫ Каждый на свете о чем-то мечтает, Всем нам чего-то чуть-чуть не хватает. Кто-то мечтает скорей подрасти, Кто-то – смешного щенка завести. Новую куклу ты хочешь иль книжку, Может, мечтаешь понянчить братишку, Может, к далеким уплыть островам, Может, к высоким подняться горам. Кто-то мечтает, чтоб все улыбались, Вместе дружили и чаще встречались. Знай, не бывает неважной мечты! Верь и надейся, и к ней стремись ты! Я же мечтаю, чтоб сбылись скорей Все мечты честных и добрых детей! Е. Коваленко (СЛАЙД) – Ребята, а вы мечтаете? О чем? Исполняются ли ваши мечты? | 2 мин |
3. Работа по теме урока | – Люди всех народов стремятся к счастью и верят, что в будущем жизнь будет лучше. Человек не может жить без мечты. А мечты и надежды связывают с юностью. В искусстве всех народов есть светлая тема радости жизни, красоты молодости, тема счастья. Многие художники изображали детей, юность: Леонардо да Винчи, Веласкес, Рембрандт, П. Рубенс, А. Венецианов, И. Репин, В. Серов и др. Перед нами картина «Девочка с персиками» В. Серова. (СЛАЙД) В центре картины художник поместил девочку-подростка Верочку Мамонтову. Весь облик ее говорит о живости характера, темпераменте. - Опишите, как она выглядит - Что вокруг нее находится? - Какая обстановка в комнате? Девочка сидит за столом в светло-розовой блузе. Перед ней на светлой скатерти персики и осенние листья. Комната озарена осенним светом, идущим через большие окна. Девочка как будто присела на минуту и сейчас же умчится, едва художник закончит ее рисовать. Сразу видно, что долго сидеть ей труднее, чем бегать, прыгать целый день! – Чем она похожа на вас? – Какие впечатления у вас от этой картины? – Что вы можете сказать о детстве этой девочки? – А вот еще одна картина – «Менины» (СЛАЙД) («фрейлины») испанского художника Веласкеса. Это групповой портрет, на нем изображена королевская семья (король Филип IV и его жена) и придворные королевы и инфанты (принцессы). - Ребята, как вы думаете, что на данной картине изображено? - Какое событие нам показывает художник? В просторном зале королевского дворца стоит тишина. По придворному этикету, пока король безмолвствует, никто не имеет права говорить. Вдруг распахивается дверь, и в нее вбегает маленькая светловолосая девочка в неудобном тесном платье. Придворные дамы и кормилица стараются удержать ее от неуместного проявления резвости и нарушения этикета, но инфанта (принцесса) не слушается, ей хочется бегать и резвиться. Увидев отца и мать, она внезапно останавливается, а Менина, почтительно склонившись, подносит бокал воды, чтобы успокоить ее. – Какие детские черты раскрыл художник в картине «Менины»? (Непосредственность, шалость, озорство, радость жизни) А также картина художницы Зои Серебряковой «Портрет дочерей» (СЛАЙД), которая изображает ее дочерей. У художницы было четверо детей, поэтому она охотно их рисовала их в разные моменты жизни — как во время сна, так и за разными занятиями. Эти картины полны спокойствия, искреннего любования детской жизнью. Ребята, а сейчас я хотела бы показать уже, известную вам картину. Это картина Валентина Александровича Серова «Мика Морозов» (СЛАЙД) Расскажите мне, пожалуйста, про эту картину. - Что происходит на этой картине? - Что мальчик мог увидеть перед собой? Увиденное его испугало, удивило или обрадовало? - Каким нам показывает мальчика художник? Опишите его лицо, позу, одежду. Мы не видим его ножек, но попробуйте определить, обут ли мальчик. - Какое настроение вызывает у вас этот портрет? С помощью чего художнику удалось передать такое настроение? И еще одну картину я хотела бы вам показать, это картина итальянского художника «Портрет старика с внуком» XV в. Гирландайо (СЛАЙД) Автор сравнивает два возраста. С какой любовью и теплом смотрят друг на друга дедушка и его маленький внучек, жившие 500 лет назад! Так ли уж отличаются они от современных дедушек и их любимых внуков? -Что хотел рассказать зрителю художник? (Знание, опыт даются людям путем жертв и горя. Только в начале жизни, в детстве существует радостный взгляд на жизнь) | 15 мин |
4. Продолжение работы по теме урока | -Ребята, сегодня вам нужно будет придумать и нарисовать образ радости детства и светлой юности. Дети рисуют. | 20 мин |
5. Рефлексия | Ребята, а сейчас я попрошу Вас выходить к доске и рассказывать, что вы изобразили. А сейчас мы составим с вами синквейн по теме нашего урока, а именно со словом «Юность» (дополнительно) Синквейн: 1.Слово 2.Два прилагательных 3.Три глагола 4.Фраза 5.Синоним | 5 мин |
6. Подведение итогов урока | Ребята, я благодарю вас за урок, вы все большие молодцы. Желаю вам успехов! | 1 мин |