О малоизвестных страницах биографии А. А. Фета




МБУ «Межпоселенческая районная бибилотека

Верховского района Орловской области»

 

 

 

 

Верховье

 

ББК 91я 1

Поэ 67

 

 

Поэт и фермер земли Орловской. А. А. Фет: известный и неизвестный: дайджест /МБУ «Межпоселенческая районная бибилотека Верховского района Орловской области»; [сост. Л. Величкина]. – Верховье, 2013. – 9 с.: фот. – [16 библ. зап.]

 

 

В этом году исполняется 235 лет как императрица Российского государства Екатерина II издала именной указ «Об учреждении Орловской губернии».

Орловская губерная богатами имена людей, кто внёс вклад в развитие общественно – культурной жизни своего Отчества. Одним из таких представителей является А. А. Фет.

Афанасий Афанасьевич Фет - один из самых пронзительных русских лириков. Его называют «певцом любви и красоты», «волшебником слова». Он прожил долгую и трудную жизнь. Читателям из его творческого наследия известны в основном поэзия и меньше - проза, переводы, публицистика, мемуары, письма. Лучшая часть оригинальной лирики Фета обеспечивает за ним весьма видное место не только в русской, но и в западноевропейской поэзии XIX века.

Рождение и смерь поэта окутаны тайной. Эта тайна не раскрыта и по сей день. Мало что знают читатели знают и о частной жизни поэта. Литературоведы, и исследователи жизни и творчества Фета пытаются найти ответы на многие вопросы.

Ещё заслуги Афанасия Афанасьевича Фета перед Отечеством - не только как поэта, но и как фермера - хозяина.

В дайджесте «Поэт и фермер земли Орловской. А. А. Фет: известный и неизвестный», кратко изложены публикации о малоизвестных и интересных фактах биографии А. А. Фета, о вечной любви поэта; о женщине, связавшей с ним свою судьбу.

 

© Муниципальное бюджетное учреждени

«Межпоселенческая районная бибилотека

Верховского района Орловской области»

 

© Составитель Лариса Величкина

 

Афанасий Афанасьевич Фет - поэт, прозаик, публицист, переводчик. Один из самых пронзительных русских лириков. Его называют «певцом любви и красоты», «волшебником слова».

Афанасий Афанасьевич Фет прожил долгую и трудную жизнь. Сложной была и его литературная судьба. Из его творческого наследия читателю известны в основном поэзия и меньше - проза, переводы, публицистика, мемуары, письма.

«Жизнь моя», - говорил, Фет, - «самый сложный роман». Жизненный путь величайшего русского лирика Афанасия Фета литературоведы довольно точно определят латинской пословицей «Per aspera», что переводится «через тернии – к звёздам». Тернии были заложены уже в обстоятельствах рождения мальчика, а путь к звёздам – в его имени. «Афанасий» в переводе, с греческого означает «бессмертный». Бессмертие открылось Фету через поэзию. Рождение и смерь поэта окутаны тайной. Эта тайна не раскрыта и по сей день.

Родился Афанасий Фет (Шеншин) 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в селе Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Архивные документы указывают и другие даты: 29 октября. 29 ноября.

До сих пор исследователи спорят, был ли Фет родным сыном помещика Афанасия Неофитовича Шеншина, в имении которого появился на свет, или его мать Шарлотта-Елизавета Беккер (Фёт) родила ребёнка от своего бывшего мужа – немца Иоганна-Петера-Карла-Вильгельм Фета, после того, как 18 сентября 1820 года она тайно выехала из Германии в Россию.

В Шарлоту Фёт Афанасий Шеншин страстно влюбился, находясь на лечении в Германии. Афанасий Неофитович женился за границей на лютеранке, но без православного обряда, вследствие чего брак, законный в Германии, был признан незаконным в России. Когда же в России был совершен обряд православного венчания, будущий поэт уже проживал под материнской фамилией "Фет" (Foeth), считаясь внебрачным ребенком. Только под старость Фет стал хлопотать об узаконении и получил фамилию отца.

В 30 ноября 1820 года А. А. Фет был крещен по православному обряду и при рождении записан "законным" сыном Афанасия Неофитовича Шеншина и Шарлотты-Елизаветы Беккер.

 

В наше сознание поэт вошёл под немецкой фамилией Фет, и мало, кто не знает, что в конце жизни он носил русскую фамилию Шеншин (род Шеншиных берёт своё начало из 15 века. Фет гордился своими предками). Фамилия же Фет стала его литературным псевдонимом. (На могильной плите стоит двойная фамилия – Фет-Шеншин).

В 1834 году ошибка в документах обнаружилась и Афанасий Афанасьевич Фет был лишен фамилии Шеншин, дворянства и русского подданства. В 1873 году поэт официально вернул себе фамилию Шеншин, но литературные произведения и переводы продолжал подписывать фамилией Фет.

До 14 лет Афанасий жил и учился дома, а затем, в период с 1835 по 1837 год в городе Верро (Лифляндский губернии), в немецком частном пансионе Кроммера. Афанасий проявлял интерес к классической филологии. В это время начал писать стихи. «Я с детства был жаден до стихов», - писал он на склоне лет. Основной темой лирики Фета является природа и любовь. Фет вырос на поэзии Пушкина и Жуковского.

В 1837 году его перевезли в Москву. Вскоре он поступил в Московский университет, на историко-филологический факультет. И период с 1838 по 1844 года А. А. Фет учился в Московском университете.

Уже в 1840 г. появился в Москве первый сборник стихов Фета "Лирический пантеон А. Ф.". Сборник успеха в публике не имел, но обратил на себя внимание журналистики.

С 1842 года появляются публикации Фета в журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки". Наибольшее литературное влияние на Фета как лирика, оказывал в то время Гейне.

Желание дослужиться до дворянства побудило Фета поступить на военную службу. В 1845 году поэт становится унтер-офицером провинциального полка. А в 1853 году А.А. Фет переходит на службу в привилегированный гвардейский полк.

В молодости Фет был замечательно красив – и об этом пишут все исследователи его творчества. На портретах молодой Фет «мечтательный юноша – корнет, похожий слегка на Гейне, худощавый и почти болезненный, с тонкими чертами». Он был бравым военным, которому так шёл мундир

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь к Марии Лазич, которая повлияла на все его творчество. Любовь была взаимной, и у них не было сомнений, что их встреча судьбоносна и они предназначены друг другу.

Среди родственников Марии Фет считался её женихом. Но настал день, когда, разрывая в кровь собственное сердце, он вынужден был сказать Марии «прощай» и тем самым разбить две судьбы. У Фета не было денег, не было дворянского звания.

И для того, чтобы вернуть себе дворянское звание, Фет должен стать военным и дослужиться до офицерского звания, на что требовалось не менее 15 лет. И без постоянного дохода он не мог взять ответственность за будущее любимой девушки. А Мария восприняла всё иначе.

Это было мучительное расставание. Страдал Фет, страдала Мария уже вдалеке друг от друга. Она действительно «не могла жить» без него. Вскоре Мария Лазич погибла при непонятных обстоятельствах. Исследователи предполагают, что это было самоубийство.

До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви. И любил. Любил ту, которой он, молодой и красивый, в своё время решился сказать «нет».

Вся любовная лирика Фета, а он писал страстные, исполненные живого чувства стихи до конца дней, навеяна Марией Лазич. Мотив огня, сжигающего пламени любви поселился в лирике Фета навсегда.

Росла его поэтическая слава. Сам Фет был без ума от своих стихов и ни от кого этого не скрывал. Он писал: «Я люблю, просто обожаю свои стихи. Это высшее наслаждение для меня…».

В 1850 году в Москве выходит второй сборник стихотворений Фета под названием "Стихотворения". Сборник принёс успех - открыл ему в Петербурге доступ в кружок "Современника", где он познакомился c Тургеневым и В.П. Боткиным.

В 1856 году – третий сборник стихов, который получил общественное признание.

Литературные успехи побудили Фета оставить военную службу, уходит в отставку в чине гвардейского штаб-ротмистра и поселяется в Москве. Начинает активно писать стихотворения.

В 1857 году, спустя шесть лет после гибели Марии Лазич, он женился в Париже на Марье Петровне Боткиной и, чувствуя в себе практическую жилку, решил посвятить себя сельскому хозяйству. В 1860 году он купил хутор Степановку в Мценском уезде, и энергично принялся хозяйничать, живя там безвыездно и лишь зимой наезжая ненадолго в Москву. Мария Петровна было хорошей, доброй хозяйкой. Детей в семье не было.

Интересный и ранее неизвестный материал, составленный из архивных документов об истории женитьбы А. А. Фета на М. П. Боткиной опубликован в журнале «Новый мир» № 5 за 1997 год. Это исследование опровергает ранее бытующее мнение, что это честный брак по расчёту, бес симпатии.

Сохранились письма поэта к невесте, своей будущей жене. В них – его любовь, тоска одиночества, беспокойство, что долго нет ответных писем, тревога, что счастье может рухнуть, наконец, благодарность и успокоенность после получения писем Марии Петровны.

Письма Фета к невесте интересны и тем, что в них выражены его представления о семейном и домашнем быте, который может дать уверенность и покой в супружеской жизни. Письма Фета к невесте отражают его представления о взаимоотношениях между мужем и женой, основывающихся помимо любви на дружбе и доверии. В одном из своих писем к Марии Петровне, по мнению биографов поэта, в нём он открыл тайну своего рождения, признавая своим отцом Фета. В письмах были, конечно, и стихи, обращённые к Марии Петровне и отображающие душевное состояние влюблённого поэта.

Мария Петровна стала именно такой женой, о которой, судя по его письмам, мечтал Фет: любящей, преданной, внимательной, заботливой, вопреки представлению некоторых биографов, не только понимающей его творчество, ни и посильно помогающей мужу в этих занятиях.

Особенные черты его мировоззрения – уважение к собственному прошлому, стремление сохранить национальные традиции русского народа. «История народа, - по мнению А. Фета, - в сущности история его земледелия».

Фет хотел видеть Россию не убогой, а процветающей, фермерской, с культурным хозяином на земле, который умел бы хорошо работать, красиво жить и отдыхать, был бы воспитан и образован. Он считал, что в человеке должно гармонично соединиться два начала: материальное и духовное, так как одно без другого ущербно.

Сам он свою «умственную и материальную жизнь» создавал «по кирпичику». «Я люблю ту землю, - писал он Л. Н. Толстому в 1862 году, - чёрную, рассыпчатую, которую я теперь рою и в которой я буду лежать». Фету приходилось учиться всему: земледелию, тонкостям строительства, взаимоотношениям с работниками. Он старался быть заботливым и справедливым: учил крестьянских детей грамоте по мере сил, лечил производственные травмы за свой счёт, при этом вёл «нравственную борьбу с расхлябанностью и разгильдяйством». Среди местных жителей поэт прослыл «строгим, очень строгим барином». Но и: «Правильный барин, что и говорить» - было мнение о Фете у народа. Народная молва донесла до наших дней весть о том, что барин Шеншин «хлеба всем вдоволь давал».

Современники отмечали его силу характера, упорство, настойчивость в достижении цели, никогда не унывал. И благодаря личным качествам, хозяйственная деятельность Фету удалась.

 

Фет стал образцовым хозяином – фермером, пользовался уважением в округе. Главным условием процветания всех и каждого считал Фет. Является любовь к труду. Об этом он пишет 51 очерк «Из деревни».

С 1862 по 1871 год в журналах были опубликованы два самых крупных прозаических цикла Фета: "Из деревни" и "Записки о вольнонаемном труде".

Фет познакомился у Тургенева с Л.Н. Толстым. Алексей Толстой восторженно принял книгу Фета «Стихотворения», вышедшую в 1863 году: «…Я наконец познакомился с его книгой – там есть стихотворения, где пахнет душистым горошком и клевером, где запах переходит в цвет перламутра.

В сияние светляка, а лунный свет или луч утренней зари переливается в звук. Фет – поэт единственный в своём роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе, и он намного выше своего времени, не умеющего его оценить».

«Несвоевременным» поэтом считали его многие современники, а затем и литературоведы.

В течение десяти с лишком лет (1867 - 1877) Фет был мировым судьей и писал в это время в "Русском Вестнике" журнальные статьи о сельских порядках. Хозяином он оказался превосходным.

В 1873 году по разрешению царя разночинец Фет получает титул дворянина и фамилию Шеншин.

В 1877 году бросил Степановку и купил имение Воробьевку в Щигровском уезде, Курской губернии, близ Коренной Пустыни.

В 1881 году Фет купил в Москве дом и стал приезжать в Воробьевку на весну и лето уже дачником, сдав хозяйство управляющему. В это время довольства и почета Фет с новой энергией принялся за поэзию оригинальную и переводную, и за мемуары.

Он издал в Москве: четыре сборника лирических стихотворений "Вечерние огни" и переводы Горация, Ювенала, Катулла, Тибулла, Овидия, Виргилия, Проперция, Персия и Марциала; перевод обеих частей "Фауста" Гете; написал мемуары "Ранние годы моей жизни, и "Мои воспоминаний; перевод сочинений А. Шопенгауэра.

Под конец жизни состояние Фета дошло до величины, которую можно назвать богатством.

В 1883 – 1891 годах публикуются четыре выпуска сборника стихотворений А.А. Фета "Вечерние огни".

29 января 1889 года торжественно отпразднован в Москве юбилей 50-летней литературной деятельности Фета. Вскоре после того ему было Высочайше пожаловано звание камергера.

 

 

Скончался Афанасий Афанасьевич 21 ноября 1892 году в Москве, не дожив двух дней до 72 лет, от сердечного приступа, которому предшествовала попытка самоубийства. Считается, что поэт похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных, в родовом склепе под алтарём Покровской церкви.

Смерть мужа Мария Петровна переживала очень тяжело. Сорок дней провела она в селе Клейменово, где он похоронен, и почти каждый день ездила на дорогую могилу. Более тридцати пяти лет прошли по жизни рука об руку Афанасий Афанасьевич и Мария Петровна. Они почти не расставались, а в редкие периоды разлуки писали друг другу письма. Их взаимоотношения в течение всей совместной жизни можно проиллюстрировать стихотворением «Другу», которым Фет ответил на согласие Марии Петровны стать его женой.

Вернувшись в Москву, Мария Петровна продолжила незавершенные работа Афанасия Афанасьевича – переводы, мемуары. И одновременно включилась в подготовку к изданию сборника «Лирические стихотворения А. Фета».

Посмертные издания его оригинальных стихотворений: "Лирические стихотворения А. Фета" в двух томах, изданные в Санкт-Петербурге в 1894 году, с биографией, написанной К. Р. и под редакцией К. Р. и Н.Н. Страхова и "Полное собрание стихотворений" в трех томах, изданное в Санкт-Петербурге, под редакцией Б.В. Никольского в 1901 году.

Как личность, Фет представляет собой своеобразный продукт русской помещичьей и дворянской дореформенной среды. Тургенев называет "закоренелым и остервенелым крепостником и поручиком старинного закала".

В пределах семьи и дружеского кружка Фет отличался мягкостью и добротой, о которых неоднократно, с большой и искренней похвалой, отзываются в письмах к И. Тургенев, Л. Толстой, В. Боткин и др.

Как поэт, Фет значительно возвышается над Шеншиным - человеком. Кажется, будто самые недостатки человека превращаются в достоинства поэта.

Главная литературная заслуга Фета - в оригинальной его лирике. Фет рассчитывает всегда на вдумчивого читателя и помнит мудрое правило Аристотеля, что в наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением. Лучшим его стихотворениям всегда присущ лаконизм.

Второе достоинство Фета как лирика, тесно связанное с его символизмом, умение, точно обозначив в заглавии предмет песнопения, подбирать к нему удачные поэтические сравнения, оживляющие интерес к прозаическому явлению.

Третья добродетель великого лирика - умение небрежно набрасывать слова, картины и образы, не связывая их стилистически, в полной уверенности, что внутренняя связь даст в результате то, что называется настроением.

Четвертое положительное качество лирики Фета - его версификация, ритмически разнообразная, благодаря разнообразию в числе стоп одного и того же размера.

Все названные достоинства присущи всей вообще области Фетовской оригинальной лирике, независимо от ее содержания.

Особое, не очень значительное место в литературной деятельности Фета занимают его многочисленные переводы. Они отличаются дословностью, но слог их значительно напряженнее, искусственнее и не правильнее, чем в оригинальной лирике Фета.

В итоге, лучшая часть оригинальной лирики Фета обеспечивает за ним весьма видное место не только в русской, но и в западноевропейской поэзии XIX века.

Обозревая свою жизнь на склоне лет, Фет однажды скажет: «Часто мне приходит мысль, что стольники и воеводы - мои предки, если бы могли подняться из могил, и быть может, взглянув на меня, не покраснели бы от стыда».

И действительно, ни предкам А. А. Фета, ни потомкам краснеть за него не приходится. Заслуги Афанасия Афанасьевича Фета перед Отечеством и как поэта, и как фермера неоспоримы.

Библиография:

 

1. Русские писатели: биобиблиографический словарь. В 2 т. Т 2. М – Я. / под

ред. П. А. Николоева. – Москва: Просвещение, 1990. – С. 340–345.

 

 

2.Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. – Москва: Аванта+, 1998.

– С. 514 – 521.

 

***

 

3. Маричева, Л. Это счастье – «видеть плоды усилий» / Лариса Маричева // Наш

Орёл … пролетая столетия…: книга – альбом / сост. и автор проекта А. П.

Олейникова; под общ. ред. И. Я. Мосякина. – Орёл: ОРАГС, 2003. –

С. 210–213.

 

 

О малоизвестных страницах биографии А. А. Фета

читайте:

 

1. Андреева, Н. «Нас нельзя разлучить…» / Надежда Андреева // Сельская новь.

– 2009. - № 3. – С. 3 –33.

 

2. Асланова, Г. «Навстречу сердцем к вам лечу» / Галина Асланова // Новый

мир. – 1997. - № 5. – С. 197–210.

 

3. Блинков. А. Кирпичики от Фета: замечательный русский лирик был и

образцовым сельским хозяином / Алексей Блинков // Сельская новь. –

2010. - № 12. – С. 64–65.

 

4. Блок, А. П. Из «летописи жизни Блока» / А. П. Блок // Истории

русской провинции: историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл,

1995. – С. 1 –19; 2 –33; 74–77.

 

5. Лурье, С. Театр теней / Самуил Лурье // Звезда. – 1993. - № 5. – С. 204–207.

 

6. Маричева, Л. Per aspera / Лариса Маричева // Истории русской провинции:

историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл, 1995. – С. 20–25.

 

7. Маричева, Л. Родовое гнездо Шеншиных / Лариса Маричева // Истории

русской провинции: историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл,

1995. – С. 10–13.

 

8. Маричева, Л. Судьбы предназначенье / Лариса Маричева // Орловская

правда. – 2010. - 4 дек. – С. 4.

 

9. Никитин, Г. Фет – земледелец / Г. Никитин // Дружба народов. – 1995. – № 1.

– С. 137–149.

 

10. Почечикин, В. Философская дерзость / Владимир Почечикин // Истории

русской провинции: историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл,

1995. – С. 26-27.

 

11. Преснецова, Е. Певец любви и красоты / Елена Преснецова // Время

Орловское. – 2010. – 16 июля. – С. 11.

 

 

12. Селеверстова, Л. Волшебник слова / Л. Селеверстова // Орловский

комсомолец. – 2009. – 22 дек. – С. 7.

 

13. Сорина, Л. Афанасий Фет у Алексея Толстого / Лариса Сорина // Орловская

правда. – 2008. – 15 янв. – С. 5.

 

14. Тарасов, Н. Странная история помещика Шеншина / Н. Тарасов, В. Тарасон

// Поколение. – 2000. - № 73 (май), № 74 (май).

 

15. Черемисинов, Г. А. Первый фермер / Г. А. Черемисинов // Истории русской

провинции: историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл, 1995. –

С. 60-73.

 

16. Чернов, Н. Фет в кругу сородичей / Николай Чернов // Истории русской

провинции: историко – просветительский журнал. Т. 9. – Орёл, 1995. –

С. –9.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: