К проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) подготовлен во исполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н.Козака (пункты 10 и 10.1 протокола совещания от 19.03.2018 № ДК-П9-55пр), Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В.Гордеева от 16.09.2019
№ АГ-П9-7891 и направлен на совершенствование процедуры выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, при строительстве объектов капитального строительства в границах населенных пунктов, а также за их пределами.

Проектом федерального закона предусматривается необходимость подготовки, утверждения и размещения Федеральным агентством
по недропользованию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием единой электронной картографической основы, создаваемой в соответствии с законодательством
о геодезии и картографии, специальных карт (схем), на которых в отношении территорий за границами населенных пунктов отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода.

Со дня утверждения таких карт (схем) получение заключения Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки за границами населенных пунктов не требуется, поскольку вся необходимая информация будет отражена на указанных картах (схемах).

Таким образом, необходимость получения заключения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки проектом федерального закона будет исключена из Закона Российской Федерации
от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» (далее – Закон «О недрах»).

Необходимая для подготовки Федеральным агентством по недропользованию карт (схем) информация о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены территориальными балансами запасов общераспространенных полезных ископаемых, а также о границах предоставленных в пользование участков недр местного значения, имеющих статус горного отвода, в отношении территорий за границами населенных пунктов, будет предоставляться Агентству уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, что обеспечит оперативную актуализацию карт (схем), в том числе по объектам, отнесенным к компетенции субъектов Российской Федерации.

Отменяя необходимость получения заключения Федерального агентства по недропользованию или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки за границами населенных пунктов, сохраняется необходимость получения разрешения на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, только в отношении земельных участков, расположенных в границах площадей, отображенных на указанных специальных картах (схемах), которое с учетом разграничений полномочий Российской Федерации и ее субъектов будет выдаваться Федеральным агентством по недропользованию (его территориальными органами) или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок и сроки выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, включая исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче таких разрешений, будет установлен актом Правительства Российской Федерации в реализацию проекта федерального закона.

Одновременно проектом федерального закона устанавливается, что в случае, если строительство объектов капитального строительства осуществляется
в границах населенного пункта, получение разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, не требуется.

Необходимость отображении на специальных картах (схемах) не только месторождений полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, но и границ предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, обусловлена следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона Российской Федерации «О недрах» строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами.

Согласно пунктам 1, 2, 6 и 7 статьи 22 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Таким образом, осуществление строительства объектов капитального строительства на территории предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, может привести к несоблюдению требований по рациональному использованию и охране недр, требований к промышленной безопасности и безопасности людей, работающих и (или) проживающих на данной территории.

В связи с этим проектом федерального закона предусматривается возможность недропользователя ограничить или запретить застройку в границах принадлежащего ему горного отвода. В частности, предусматривается предоставление недропользователем в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на застройку, информации о влиянии предполагаемой застройки
на перспективы продолжения выполнения работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. С учетом указанной информации уполномоченный орган принимает решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения на застройку.

Схожее правовое регулирование, направленное на установление ограничений или запретов на застройку в границах принадлежащего пользователю недр горного отвода, предусмотрено Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 119-ФЗ).

Согласно подпунктам 14 и 15 части 1 статьи 7 Федерального закона № 119-ФЗ к основаниям для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование относятся следующие обстоятельства:

испрашиваемый земельный участок указан в лицензии на пользование недрами или находится в границах территории, указанной в такой лицензии, за исключением случаев предоставления в пользование участков недр для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, осуществляемых за счет бюджетных средств, геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений углеводородного сырья, либо для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

испрашиваемый земельный участок находится:

а) на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых;

б) в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья) или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), осуществляемых по совмещенной лицензии.

При этом проект федерального закона, в отличие от Федерального закона № 119-ФЗ, не предусматривает безусловного отказа в выдаче разрешений
на застройку территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, как не предусматривает и безусловного права недропользователя ограничить или запретить застройку в границах принадлежащего ему горного отвода.

Дополнительно проектом федерального закона вносятся корреспондирующие изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, что источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка, расположенного вне границ населенного пункта, являются специальные карты (схемы), на которых отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода (части 2 и 3 статьи 57.3).

Кроме того, проектом федерального закона предусматриваются изменение
в часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающее необходимость представления в составе заявления о выдаче разрешения на строительство также разрешения на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, в случае, если строительство, реконструкция объекта капитального строительства осуществляется за границами населенного пункта.

Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального и регионального бюджетов.

Проект федерального закона соответствует положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Проект федерального закона не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты.

Включение в проект федерального закона положения о вступлении его положений в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования обусловлено необходимостью подготовки подзаконных нормативных правовых актов в реализацию проекта федерального закона.

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ

Федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию с в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации»

 

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.

 

 


 

ПЕРЕЧЕНЬ

Нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации»

 

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:

1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка подготовки, утверждения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» специальных карт (схем), на которых
в отношении территорий за границами населенных пунктов отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы предоставленных
в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода».

Обоснование необходимости подготовки: статья 1 проекта федерального закона.

Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки, а также предмет и содержание правового регулирования – установление Порядка подготовки, утверждения и размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» специальных карт (схем), на которых в отношении территорий
за границами населенных пунктов отображаются месторождения полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также границы предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, в соответствии с проектируемыми нормами проекта федерального закона.

Сроки подготовки: к сроку принятия проекта федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной: Минприроды России, Роснедра.

2. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка и сроков выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода,
а также оснований для отказа в выдаче таких разрешений».

Обоснование необходимости подготовки: статья 1 проекта федерального закона.

Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки, а также предмет и содержание правового регулирования – установление Порядка и сроков выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных
в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, а также оснований для отказа в выдаче таких разрешений, в соответствии с проектируемыми нормами проекта федерального закона.

Сроки подготовки: к сроку принятия проекта федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной: Минприроды России, Роснедра.

Принятие предлагаемого проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» потребует принятия следующих ведомственных нормативных правовых актов:

приказ Минприроды России «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление застройки площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.02.2013 № 53».

Обоснование необходимости подготовки: статья 1 проекта федерального закона.

Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки, а также предмет и содержание правового регулирования – регламентация
в Административном регламенте процедуры выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых,
и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода (за исключением участков недр местного значения), определение порядка и сроков выдачи разрешений на застройку территорий, планируемых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, оснований для отказа в выдаче таких разрешений.

Сроки подготовки: к сроку принятия проекта федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной: Минприроды России, Роснедра.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: