Организация предприятия.




Учредители предприятия. Предприятие может создаваться одним или несколькими частными лицами, другими предприятиями или государством.

Учредители должны осуществить предусмотренные законом действия по его организации, включая образование имущества предприятия, его государственную регистрацию, получение лицензии на осуществление избранной предпринимательской деятельности.

Первоначально имущество предприятия создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов, паев). Вкладываться могут денежные средства, материальные ценности и другие виды имущества.

Обычно имущество предприятия обособленно и существует независимо от имущества его учредителей и участников (лиц, не имеющих отношения к учреждению предприятия и только вносящих свою долю в его имущества) и работников, занятых на предприятии. По своим обязательствам предприятие несет ответственность своим имуществом.

Имущественный комплекс предприятия. Имущественный комплекс предприятия включает все виды имущества, которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности. Наряду с привычными материально-вещественными элементами – зданиями, сооружениями, земельными участками, машинами, оборудованием, сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, наличными денежными средствами – в нем содержатся и нематериальные элементы, представленные совокупностью имущественных прав и обязанностей. Обычно в хозяйственной практике подобные элементы обозначаются как права промышленной, финансовой и коммерческой собственности. К финансовой собственности относят денежные бумаги (облигации, векселя, чеки и т.д.) и документы, выражающие право участия в разного рода обществах и компаниях (акции). К коммерческой собственности относятся товара распорядительные документы, выражающие права на получения товара (коносаменты, накладные, складские свидетельства и т.п.). К промышленной собственности относятся промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное наименование и другие средства индивидуализации юридического лица, продукции, выпускаемых товаров или оказываемых услуг. К имуществу предприятия в современных условиях относят и особые не материально-вещественные элементы, такие как сложившаяся репутация предприятия, его деловые связи.

Имущество предприятия может использоваться в производственной деятельности, отчуждаться, становится объектом сделок с другими хозяйствующими субъектами.

Недвижимое и движимое имущество. Имущество предприятия неоднородно. В хозяйственной практике, исходя из естественных свойств вещей, обычно выделяются различные элементы имущества.

Недвижимое имущество (недвижимость) находится в одном месте, обладает индивидуальными признаками и является незаменимым. В Российской Федерации закон относит к недвижимости землю и непосредственно связанные с ней неотделимые вещи (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, здания, сооружения, многолетние насаждения). К недвижимым вещам относят воздушные и морские суда, космические объекты, предприятие как имущественный комплекс. Законом к недвижимости может быть отнесено и другое имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимостью. Подобные вещи переместимы, в большинстве случаев могут быть заменены однородными вещами. Понятие движимости включает также деньги и ценные бумаги.

Классификация имущества как неодинаковых по своей природе объектов связана с неодинаковым установлением и защитной прав собственности на различные виды имущества, с различными способами оформления сделок. Сделки на недвижимость обычно гласны, заключаются в письменной форме, требуют нотариального оформления и государственной или специальной регистрации. Для сделок с недвижимостью подобные формальности не являются обязательными.

 

 

Типы фирм.

Фирма всегда создается в определенной организационной форме.

Организационная форма система норм, которая определяет отношения между партнерами по предприятию, с одной стороны, и отношения этого предприятия с другими предприятиями и физическими лицами – с другой стороны.

Критерии Индивидуальный предприниматель Хозяйственное товарищество Хозяйственное общество
Простота создания Для регистрации необходимо получение соответствующей лицензии Создается на основании учредительного договора, подписываемого всеми полными товарищами; требуется гос. регистрация Учреждается на основании устава, утвержденного учредителями; требуется гос. регистрация
Контроль над деятельностью Предприниматель полностью контролирует деятельность Полное товарищество: контроль осуществляют участники, каждый из которых имеет равную степень контроля, если в учредительном договоре не предусмотрены иные условия. Товарищество на вере (коммандитное): полные товарищи контролируют деятельность, а вкладчики (командисты) не участвуют в управлении Владение и управление деятельностью разделены: индивидуальные держатели акций в обществе открытого типа не участвуют в принятии текущих решений по управлению; в акционерном обществе закрытого типа владельцы чаще принимают участие в управлении фирмой
Ответственность владельцев Предприниматель несет неограниченную персональную ответственность за свой бизнес Полное товарищество: участники несут ответственность за свой бизнес принадлежащим им имуществом. Товарищество на вере: полные товарищи несут неограниченную ответственность, а вкладчики (командисты) ответственны только в пределах своих вкладов Ответственность акционеров ограничена размерами их вкладов
Налогообложение Прибыль и убытки выпадают непосредственно на предпринимателя; доход облагается по ставкам подоходного налога Прибыли и убытки распределяются между участниками; прибыль облагается по ставкам налога на прибыль; участники делят прибыль и убытки пропорционально их долям, если учредительным договором не предусмотрены другие условия Прибыль облагается налогом по ставкам налога на прибыль
Ликвидность инвестиций Как правило, предприниматель должен продать свою фирму, чтобы получить обратно вложенный капитал Выбывающему участнику выплачивается стоимость его доли в имуществе товарищества Общество открытого типа: акционеры могут продавать свои акции на рынке без согласия других акционеров; общество закрытого типа: акционеры имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества для получения обратно вложенного капитала
Продолжительность существования Может быть ограничена продолжительностью жизни владельца Зависит от условий соглашения между полными товарищами Не ограничена

Многообразие фирм.

Первоначально слово «фирма» (от ит. firma – подпись) означало «торговое имя» коммерсанта. В настоящее время фирма – элемент любой рыночной экономики, субъект предпринимательской деятельности, обладающий экономической и юридической самостоятельностью.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д.

Цели деятельности фирмы. Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли или, точнее, максимизацию прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Существуют два подхода к внутрифирменной эффективности: 1) деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом, труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции; 2) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. Это дает возможность вывести кривые средних и предельных издержек.

Однако представление о том, что в современных условиях единственной целью деятельности фирмы является получение максимальной прибыли, было бы ошибочным.

Многообразием возможных положений отдельных фирм на рынке определяется различная нацеленность их функционирования. Это может быть желание выжить при определенном конкретном условии, предполагающем получение минимума прибыли; увеличение доли участия на рынке или захват нового рынка; повышение качества продукции и т. п.

Масштабы деятельности фирм. Необходимо особо затронуть вопрос о размерах или масштабах деятельности фирмы. Часто утверждают, что существуют определенные преимущества крупной фирмы, с точки зрения величины издержек. Это преимущество размера экономисты называют эффектом масштаба или экономией от роста масштаба деятельности. По мере того как увеличивается, например, объем выпуска продукции, сокращаются средние издержки производства на каждую единицу товара.

Экономия от увеличения масштаба деятельности измеряется отношением процентного изменения величины издержек к процентному изменению объемов производственного товара. Когда такое отношение меньше 1, проявляется эффект масштаба, так как средние издержки падают. Если это отношение равно 1, эффекта от увеличения масштабов деятельности не существует, поскольку средние издержки остаются неизменными. Когда же такое отношение больше 1, налицо отрицательный экономический эффект, так как средние издержки растут.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: