Мотив — наказание за бездействие.
В церкви время от времени слышим проповеди о том, что мы верующие должны обличать своих согрешающих братьев и сестер, чтобы не хулилось имя Христово, чтобы спасти их. Многие считают, что обличение это постановление Нового Завета, и оно нужно только для церкви, для согрешающих верующих. А обличать должны служители или высокодуховные верующие
Думаю, для многих будет небезынтересно узнать, что постановление обличать было высказано впервые для неверующих людей. Причем с очень важным мотивом,- чтобы не нести чужого греха, об этом мотиве мы сейчас редко вспоминаем, но, что важно, он все так же актуален, как и 3500 лет назад, и сейчас люди так же ответственны за своих согрешающих близких так же как и раньше.
16 Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь.
17 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха.
18 Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.
(Лев.19:16-18)
Оказывается, обличать должны не только верующие, но и нерожденные духовно люди. Эту заповедь Бог дал более чем 3,5 тысячи лет назад, когда народ израильский выходил из Египта. Бог говорил, что если ваш ближний грешит, поступает очень плохо, то ты не враждуй с ним, а обличи его, чтобы он не делал греха, помоги ему в его обстоятельствах, чтобы он восстановился и жил хорошо.
Конечно, проще сказать, что раз он со мной поступил плохо, то и я буду с ним поступать также. Но правильно ли это. Не лучше ли пойти и узнать, что случилось, может ему нужна помощь, и он из безысходности сделал такие поступки, или может ему кто-то наговорил на тебя что-то, может ты сам сделал что-то и не понял, и его поступок это реакция на твой грех. Прежде чем делать какие-то выводы, надо разобраться, в чем дело, где собака зарыта, и тогда все проблемы межличностных отношений можно будет разрешить без военных действий.
|
Поэтому Бог и говорит, не враждуй на брата в сердце своем, но лучше пойди и обличи его, в его грехе. То есть пойди и выясни, что случилось, помоги ему, а не объявляй ему войну не мсти, но люби его как самого себя. Таким образом, получается, что если мы видим наших близких совершающих плохие поступки и не обличаем их, то несем вину за их грех. Мы не просто проявляем равнодушие, но мы не исполняем заповеди Божии, если для неверующих это было обязательным, то для верующих тем более.
Каково нам, любящим Бога, убегающим от греха, желающими жить в святости осознавать, что мы являемся соучастниками греха вместе с тем, кто нам же и сделал зло, и кого нам совсем не хочется обличать. При этом мы еще грешим, когда не прощаем, и осуждаем согрешающих. Когда же мы вместо обличения отвечаем злом на зло, или пусть даже не отвечаем никак, то есть, не побеждаем зло добром, а проходим мимо, то тогда мы виноваты за войну, начавшуюся после наших действий и бездействий.
Мотив, как видите, очень серьезен. Это, как сказано в Слове Божьем мотив страха, о тех, кого надо спасать страхом.
Мотив любовь
Мотив страха конечно силен, но наиболее действенные мотивы это мотивы любви, они наиболее благословлены Богом.
Яркий пример этого зависимые люди. Они, зная, что их последняя рюмка или доза может быть смертельной, все равно принимают ее. А принимают как раз из любви к объекту зависимости. Возможно, это не самый лучший пример, но даже в миру есть поговорка, что охота, то есть любовь к чему-то, хуже неволи. Каждый из нас испытывал на себе, что если мы любим кого-то, то готовы горы перевернуть, чтобы только угодить объекту своей любви, что никогда не сделаем, для любого другого человека.
|
Приведу несколько отрывков из Писания об обличении, каждый из них пропитан любовью к обличаемому.
6 а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской...
14 Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
(Матф.18:6,14,15)
19 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его,
20 пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.
(Иак.5:19,20)
В этих отрывках Бог говорит о спасении грешника, Бог говорит о любви к верующим, о том, что Он не хочет их гибели. Он говорит о наказании тех, кто будет искушать верующих. Он обращается к верующим и говорит, что вы вновь приобретаете своего брата.
Только представьте себе, у вас на глазах погибает ваш родственник. Если он будет тонуть, или находиться в огне, вы сделаете все возможное, чтобы спасти его. Даже когда какая-нибудь кошка застревает где-нибудь в трубе, то вызывают спасателей. Тратится много сил, средств. Но почему так не происходит, когда человек погибает духовно, ведь если вы не поможете, он погибнет, и только благодаря вашему вмешательству он оживет. Причем погибнет реально, как бомж или покончит жизнь самоубийством, и оживет реально, когда вернется к жизни, при этом смертельные болезни, связанные с образом жизни от него отступят. Разве это не достаточный повод для обличения. Разве ради этого не стоит потерпеть некоторые неудобства, некоторые духовные немощи и возможные оскорбления духовно больного человека.
|
Мотив — чтобы не возрастал грех.
Кроме этого, апостол Павел предлагает нам еще один мотив для обличения,- чтобы не возрастал грех. В нем тоже присутствует мотив любви, но и мотив ревности о Боге и о церкви. Если нет обличения, то грех возрастает: «как не иду к вам, то некоторые возгордились», как безнаказанность порождает вседозволенность, так беспринципность и недостаток попечения взращивает гордость.
Как это происходит? Дело в том, что человек, какой бы он ни был высокодуховный, все равно живет в греховной плоти, и эта плоть всегда будет уводить человека от истины, как человек, заблудившийся в лесу, будет ходить по кругу, потому что шаг одной ногой короче, так и, изучая Слово Божие, человек обязательно что-нибудь трактует в свою пользу.
Яркий пример этому богословие. От самого основания церкви, не считая апостолов, все, и отцы церкви, и поздние богословы, все где-нибудь, что-нибудь обязательно неправильно трактовали. У всех были отклонения от истины, но последующие богословы, более детально изучавшие эти темы. поправляли их и шли дальше, совершая свои ошибки и так далее.
Таким образом, любой высокодуховный человек может что-нибудь неправильно истолковать в свою пользу, и тогда появится ересь, которая будет влиять на восприятие мира, на мысли и поступки человека. И чем дольше о ней будут молчать, тем больше человек будет утверждаться в ней, тем дальше она будет уводить людей от Бога, и тем больше человек будет укрепляться в своей исключительности и безошибочности. Человек успокаивается и не видит что он уже давно во власти греха, или похотей своей плоти, уже на пути в погибель. И потом, когда уже невозможно смотреть на поступки или заблуждения человека, когда невозможно делать вид, что все хорошо, когда его поступки осуждаются даже неверующими людьми, его начинают привлекать к церковной дисциплине, но уже сразу к третьему или еще лучше к четвертому шагу — отлучению.
Из-за того что мы не любим обличать, в наших церквях иногда можно услышать, на первый взгляд, совершенно непонятные, страшные вещи, когда кто-нибудь из членов церкви «вдруг» стал алкоголиком, «вдруг» родила вне брака, «вдруг» стал зависимым игроманией или т. п. Все это из-за того, что мы больше заботимся о своем спокойствии чем о своих близких, погибающих во грехе.
Как уже говорили выше, обличать далеко не всегда приятная обязанность, и даже всегда неприятно. Потому что, приходится идти к человеку, который не будет вас принимать с распростертыми объятиями, а наоборот будет стараться всеми возможными способами уйти от общения, а если не удастся, пойдет даже на открытые оскорбления. Вы испытаете на себе то, как грех умеет защищаться, причем греховными методами, перенося вину на других, и пытаясь вывести вас из себя, чтобы только не признать грех и не избавляться от него, чтобы только его оставили в покое. Но, несмотря ни на что, мы должны идти и обличать, или если хотите, спасать наших родственников во Христе, и мотивов, как мы видим предостаточно.
Говоря о том, что мы должны обличать, нельзя не сказать о том, что тому, кто обличает, будет и благословение от Бога. Это мы можем прочитать в притчах
24 Кто говорит виновному: "ты прав", того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
25 а обличающие будут любимы, и на них придет благословение.
(Прит.24:24,25)
23 Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком.
(Прит.28:23)
Конечно, обличать можно по-разному, лишь бы сказать, и я уже не виновен, или обличать с любовью, по библейски. Можно сказать, - брат ты грешишь, ты сделал то-то и то-то, как ты мог такое сделать, да так даже неверующие не поступают, да какой ты верующий после этого, это грех — покайся. В результате такого обличения мы можем услышать отвержение, или скорее обвинения в свой адрес с пожеланием самому покаяться
Хотя Слово Божие говорит, что даже неумелое обличение лучше, чем совсем не обличать
5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
(Прит.27:5)
Царь Соломон не говорит о мотивах открытого обличения, когда ты прилюдно говоришь человеку о его грехах. Возможен даже мотив вражды и мести, и это грех. Но что говорит Писание, что такое обличение лучше, чем если вы делая вид, что любите, пройдете мимо погибающего во грехе человека. Можно же обличать по библейски, т.е с любовью, примеры такого обличения мы находим в Библии. Воспользуемся одним из них описанных в 1м послании Коринфянам в 4 главе. В нем мы можем найти несколько важных принципов обличения с любовью.
14Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.
15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
16 Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые [у вас] возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?
(1Кор.4:14-21)
Само послание, вернее повод его написания, указывает на один из принципов обличения. К апостолу Павлу пришли верующие из Коринфа и рассказали о том, что происходит в их церкви, и Павел, из-за того, что у него не было возможности приехать самому, сразу же пишет письмо и посылает его с одним из самых любимых и верных учеников.
Итак, первый принцип
Не откладывать не на секунду.
Важно то, что Павел не стал ждать, когда он сможет прибыть в Коринф, но сразу, пишет письмо, в котором наставляет церковь в истине. Так и мы не имеем права долго ждать и откладывать на потом, если знаем о грехе. Мы должны понимать, что наш верующий брат или сестра находится под властью греха. Практически он поверил дьяволу, и теперь сатана издевается над ним так, как ему хочется. Человек сползает в болото греха, и чем дольше он будет в грехе, тем глубже он в него погрузится, и тем тяжелее будет его оттуда вытащить. Писание прямо говорит о том, что нельзя давать места дьяволу и необходимо сразу предпринимать действия по нейтрализации его нападок.
26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем;27 и не давайте места диаволу.
(Еф.4:26,27)
Другие принципы
Чего не должно быть в обличении.
Этот отрывок начинается с того, что говорит о том чего не должно быть в обличении
Второй принцип - не для постыжения
Обличение не должно быть направлено на постыжение, т.е. чтобы постыдить человека.
Когда мы стараемся устыдить, рассчитывая достичь сердца, мы можем говорить о количестве совести на килограмм веса, мы можем сравнивать с различными животными, мы можем сравнивать с людьми, не знающими Бога или даже с убийцами Христа. Мы можем навесить множество ярлыков и даже всячески обозвать и оскорбить человека. Это самое простое, самое бесполезное и даже вредное занятие, которое не приводит к покаянию и изменениям, а наоборот к противостоянию, обиде и т.п. вещам.
Человек, согрешающий, как правило, и сам очень хорошо знает, что он грешит и в чем он грешит. При таком обличении он будет обязательно выкручиваться отказываться и не признавать свои грехи, и даже не столько из нежелания оставить свой грех, но чтобы не быть псом или свиньей в грязи, и т. п.
Когда мы стыдим человека мы как бы возвышаемся над ним, берем прожектор и освещаем его, сами при этом оставаясь в тени. Это похоже на некоторое духовное распятие. Смотри, какой ты плохой! Вот ты, какой плохой! Признайся что ты плохой! Признался, слава Богу! Кайся! Покаялся, слава Богу!
При таком обличении цель стоит в том, чтобы человек признался, что он согрешил. Под давлением неоспоримых фактов мы можем вынудить человека покаяться, то есть он признает себя виновным и произнесет молитву. Но что очень важно покаяние ли это. Какое это покаяние? Покаяние в грехе, или о том, что все узнали о том, что он сделал. Да и грех имеет особенность, жить в комфорте только в тени, когда его не видят. Ему нравится находиться закрытым от глаз других, где он может спокойно расти, как плесень, пока не заполнит и не испортит все.
Нам же часто хочется прижать человека к стенке и слегка распять его там маленькими гвоздиками, ненадолго, но так, чтобы он признался, и осветить прожектором, чтобы он признал свой грех. Сил уходит много, а толку мало. Вы пригвоздите карающей рукой греховные поступки брата, но надолго потеряете общение с ним и тем более возможность восстановления. Он может признаться в своих грехах и даже покаяться в них. Но каков будет мотив покаяния, потому что это стало известно всем, не потому, что это грех, а потому что его уловили в грехе. Теперь об этом стало известно всем, а это очень горько и обидно до слез. Но произойдут ли дальше изменения. Думаю нет. Ведь цель ваша была достигнута. Он признался в грехе. Вы его устыдили.
Вы устыдили, но вы не узнали, почему он это делает, какие мотивы толкают его делать то что он делает. Какой идол в его сердце, и как он руководит поступками верующего. Вы не узнали и не узнаете, потому что он вам этого уже не скажет. Вы не пришли к нему как друг, но как карающий меч. Он не увидел в вас любящего и заинтересованного родственника. И он не будет говорить больше, чтобы не получить больше осуждений. Вместо того чтобы помочь вы добили его, и возможно даже Библией, тем орудием которое должно лечить.
Очень неприятно слышать о баптистских церквях такое выражение, что это армия, которая добивает своих раненых. Почему это происходит. Все очень просто. Мы сначала не обличаем, по разным причинам, но когда уже невозможно делать вид, что ничего не происходит, мы обличаем по-своему, так, что либо добиваем отлучением, либо обличаем, не помогая человеку избавиться от греха. Не говорю, что так делают все, но бывает, к сожалению и довольно нередко, потому что это намного проще. Это можно сравнить с тем, как если бы к тонущему человеку подошел другой и человек и стал говорить, что он такой глупый залез в воду, не умея плавать.
Как-то на церковный совет пригласили брата, о котором узнали, что он принимает наркотики. Сначала он все отвергал, но потом, под давлением доказательств заплакал, мы стали молиться, все показывало на то, что брат покаялся и причем искренно. Мы все радовались, что приобрели брата своего. Но каково было наше огорчение, когда мы узнали, что он продолжает принимать наркотики. Его потом отлучили. То покаяние было огорчением о том, что о нем узнали все, это не было покаянием о своем грехе, о своих потерянных отношениях с Господом, иначе он оставил бы свою зависимость, или предпринял бы какие-либо действия для этого.
Третий принцип - в обличении не должно быть осуждения.
Немного выше по тексту, Павел говорит об этом, что он не осуждает никого, потому что только Бог может дать правильную оценку поступкам, потому что только Он знает помышления сердечные. И даже о себе мы не можем сказать ничего, даже если не знаем за собой ничего плохого. Бог знает в нас то, о чем мы сейчас не подозреваем. Мы не можем судить и пересуживать друг друга, как это иногда любим делать. Бог запрещает нам делать это. Это грех. Если вы видите согрешающего верующего идите и обличите его, но никак не рассказывайте факт греха всем и не обсуждайте его ни с кем, только если для того чтобы получить совет для правильного обличения. Все остальное будет грехом.
Когда мы проходили эту тему на группе, одна сестра спросила, а если мы просто обсуждаем факт. Факт того что произошло. Но одно дело, когда ты обсуждаешь факт и просишь опытного служителя помочь обличить и спасти согрешающего верующего, совсем другое дело, когда ты обсуждаешь факт, как ты его интерпретируешь, со всеми членами церкви по очереди. По-моему для этого есть другое, более точное название — сплетни. Мы не имеем права ни судить, т. е. обсуждать братьев и сестер, ни тем более осуждать и вешать различные ярлыки. На что другая сестра мне сказала, что меня повергло в шок, и я чуть было не потерял дар речи, - «а о чем же тогда говорить». Я остолбенел. Как?! Неужели все ваше общение сводится к обсуждению братьев и сестер, их поступков, и образа жизни. Неужели нет других, более благословенных тем, а Бог, это бесконечная тема, а служение, как помочь кому-либо. Причем эти сестры претендуют на звание высокодуховных.
Конечно, проблема сплетен это важная тема, но ее лучше разобрать отдельно, поэтому вернемся к обличению.
Как-то мне приходилось рассказывать евангелие одному мужчине, хотя до этого ему его уже рассказывали дважды. Через некоторое время после этого один из братьев, побеседовав с ним, понял, что он очень мало понял из того что ему рассказывали. Встретив меня, этот брат стал меня обличать примерно такими словами — да как ты мог, ты такой знающий, не мог рассказать евангелие, чтобы человек мог понять в чем суть спасения. Эх ты. Да как тебе не стыдно!
У меня все кипело внутри. Я все правильно рассказывал, ничего лишнего, все по полочкам разложил, с примерами, очень доходчиво. Другие всегда понимали. Я знал, почему он не понял, он просто не хотел принимать все, что ему говорили. Он принял только то, что ему хотелось. Потом ему рассказывали евангелие еще несколько раз, в том числе и этот брат, но все осталось на месте.
Но вот обличение, было однозначно неправильным. Мне совершенно не хотелось говорить с этим братом, тем более открывать перед ним душу. Он даже не спросил, что и как, а сразу стал обвинять меня в том, чего я не делал. Дело в том, что это добрый брат, с которым мы близко общаемся. Но в то время, мне пришлось приложить усилие, чтобы не сказать что-нибудь нехорошее.
Кроме того, мы можем осудить человека, даже не подозревая о его истинных мотивах или не зная обстоятельств, в которых он находится. Возможно, мы в его обстоятельствах поступим еще хуже. Мы еще не должны забывать и о Боге, ведь именно Он послал эти обстоятельства человеку, чтобы показать ему его сердце. Поэтому не осуждайте, отдайте суд Богу, это Его прерогатива, но выясните, что же все-таки произошло.
Что должно включать в себя обличение.
Четвертый принцип это констатация факта.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
(Еф.4:25)
И апостол Павел дальше в послании описывает факты греха в церкви.
Мы должны сказать то, что действительно видели, и попросить объяснить, что значит тот или иной поступок. Мы можем покупать в табачном киоске карточки для оплаты за телефонные разговоры, мы можем покупать в винном отделе вино для причастия или водку для компрессов можем кричать на пожилого человека, потому что он очень плохо слышит. Мы можем даже держать в руках дымящийся окурок, чтобы потушить и выкинуть его. Мы можем совершать различные поступки, которые со стороны могут казаться греховными, но в контексте предыдущих или последующих событий могут быть совершенно невинными.
Все вышеприведенные примеры имели место, и один даже был предметом сильных переживаний одной сестры, когда она, проезжая на общественном транспорте, увидела брата с дымящейся сигаретой в руках, в компании с другими, курящими мужчинами. Эта сестра долго не могла успокоиться пока не подошла к этому брату и не выяснила, что это было. Как потом выяснилось, он подобрал брошенную сигарету, чтобы выбросить ее в урну, и по пути к урне его подозвали курящие сотрудники, именно в это время враг души побудил обратить внимание сестры в ту сторону. Довольно часто сплетни начинаются на пустом месте, и как правило из-за нашего же греховного поведения, когда мы не хотим обличать или даже просто выяснить, то, что по нашему мнению было грехом. Потому что это выглядело как грех. Брат стоит в компании курящих с дымящимся окурком в руках! Значит курит! Ну ведь точно курит! Разве может быть иначе! Хорошо, что сестре Бог дал мудрости не констатировать факт со всеми членами церкви. Как много огорчений в церкви происходит из-за того, что мы не хотим подойти и выяснить, что означают те или иные поступки. Мы боимся, что нас оскорбят, или обвинят в излишней предвзятости или назойливости. Мы боимся быть причиной скандалов, мы боимся потерять комфорт, при этом становимся причиной еще больших проблем в церкви.
Если же мы точно знаем, что то, что мы видели, это грех мы должны сказать о своей любви к обличаемому, и поэтому мы пришли сюда чтобы сказать, что он делает те или иные поступки и это грех. И мы здесь не для того чтобы припечатать его карающей рукой святости. А для того чтобы помочь ему избавиться от греха, иначе он погибнет.
Апостол Павел в первых главах констатирует факт греха и тут же дает объяснение почему это грех. Вы называете себя кто Павлов, кто Аполосов, кто Христов, разве разделился Христос? И дальше Павел пишет не для постыжения, но для того чтобы вразумить, чтобы они не делали больше этого, но чтобы жили в мире с Богом и во славу Ему.
Пятый принцип, чтобы вразумить, что означает грех и куда ведет
Если действительно в действиях присутствует грех, то мы, не осуждая, должны объяснить что означают эти поступки с точки зрения Бога, куда они ведут и чем закончатся.
Лучше, конечно если вы процитируете цитату из Библии, чтобы обличение было от Бога, а не от вас лично. Так говорит Бог!
Если вы будете высказывать свое собственное мнение. Вас не будут слушать, к вашему мнению даже не будут прислушиваться, потому что это ваше мнение, мнение человека, который также может согрешать и трактовать Слово Божие не правильно.
Ведь не секрет, что многие считают грехом нарушение обычаев, или устоев какой либо общины.
До сих пор некоторые братья считают ношение галстуков грехом. При этом другие братья в этой же церкви неношение галстуков считают грехом. Поэтому очень важно, чтобы обличение было именно во грехе, а не в том что мы считаем правильным, возможно мы как раз и ошибаемся.
Бывает, во время обличения, обличаемый не хочет признавать грех, пытается выкручиваться, причем это, как правило. Не старайтесь упираться и припечатать его фактами. Важно сказать о последствиях, о том состоянии в каком он находится, кому служат те кто делает такое, как Бог смотрит на это. Когда не припираем к стенке, тогда мы можем сказать ему все что хотим, не портя с ним отношений, и он будет слушать вас. Лучше в конце общения дать понять, что он никуда не скроется от Бога и все станет явным. Тогда мы оставляем человеку путь возвращения к Богу, и оставляем верующего один на один с Богом. И именно это будет обличать человека.
Мы должны сказать, как поступать правильно в этом и других случаях, если это необходимо, или, что более важно, какими мотивами мы должны руководствоваться, самый главный это любовь и прославление Бога.
Шестой принцип как возлюбленных
Отношение к обличаемым должно быть как отношение к очень близким родственникам. Потому что духовное родство намного ближе, чем родство физическое. Мы знаем примеры, когда самые близкие родственники могли убить друг друга всего лишь из-за денег на бутылку, или из-за слишком громкой музыки. Но мы знаем случаи, когда совершенно незнакомые люди шли на смерть, чтобы спасти своих братьев по вере.
Мы дети одного Отца. Поэтому наше отношение к братьям и сестрам во Христе должно быть как к своим собственным детям или близким родственникам. Как вы чувствуете и ведете себя, когда болеет ваш ребенок, мать, отец, родной брат или сестра. Уверен, вы не будете спокойно спать и ждать пока больной сам как-нибудь выздоровеет. Учтите, что отношения в церкви намного ближе, чем среди плотской семьи. Ведь здесь один дух, который влечет нас друг к другу. У вас сердце должно обливаться кровью при мысли, что кто-то из верующих находится на пути в погибель и погибает во грехе, что он во власти греха, и что враг души издевается над Божьим детём. Сможете ли вы спать спокойно, зная, что над вашим близким родственником в это самое время издеваются какие-нибудь отморозки, и вы можете пойти и остановить это. Когда у вас болит какой-то орган, вы чувствуете дискомфорт во всем теле. Вы не находите себе места, не можете спать, есть, все мысли у вас только о том, как вылечить больной орган.
Все верующие это члены тела Христова. Иисусу Христу небезразлична судьба любого верующего. Если вы не хотите расставаться со своими членами тем более Бог. И церковь Бог создал для того, чтобы мы могли заботиться друг о друге, лечить и помогать друг другу. Когда вы осознаете это, у вас найдутся и силы, и время, и слова и мысли, что сказать погибающему и как помочь ему.
Седьмой принцип — в смиреннии - умоляю, уничижая себя, не ища своего
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:1,2)
Апостол Павел сразу после приветствия ст. 10 обращается к церкви в Коринфе со словами: умоляю вас братья. Он не превозносится над ними, как учитель но наоборот уничиженно просит: умоляю вас. Потому что они находятся в осуждении пред Богом. И не Павел их будет осуждать или судить, но Бог, путь их направлен в погибель. При этом Павел очень отчетливо представляет, что у него нет ни сил, ни власти изменить сердца согрешающих людей. Он понимает, что только Бог может воздействовать на их сердца, и если они не поймут своего состояния и не покаются их ждет очень плохая участь. Поэтому Павел и говорит умоляю вас, живите как заповедовал Бог.
Мы тоже должны осознавать свою немощь в этих вопросах. Мы не можем изменить сердца наших братьев и сестер, но мы можем им помочь взглянуть на на Бога. Мы можем помочь им увидеть себя в свете Божьего слова. При этом мы должны понимать, что мы не выше наших братьев и сестер, пусть даже согрешающих. Просто сейчас мы пока стоим. Да и стоим мы только потому что держимся за Иисуса Христа. Мы любим их и можем только умолять их уйти с пути погибели, проявляя при этом свою любовь.
В обличении мы должны вспомнить все 16 качеств любви из 1Кор 13, применить к себе и все это делать с долготерпением, не превозносясь, не ища своего, но милосердствуя. То есть, идя обличать, мы уже должны помиловать и простить его в сердце своем. Тем более, ни в коем случае нельзя допускать раздражение и гнев, потому что в этом случаем мы не сможем ничего ни сделать, ни сказать правильного. Мы должны понимать, что с нами воюет грех, и возможная плохая реакция это как раз защитная реакция греха, чтобы вывести нас из себя.
20 ибо гнев человека не творит правды Божией.
(Иак.1:20)
Мы должны ожидать, что грех будет защищаться, он будет пытаться сделать все возможное, чтобы только его не вытаскивали на свет. Для греха нет большей радости, как услышать - «тьфу на тебя, да пропади все пропадом, больше к тебе не приду!»
Один из ярких примеров обличения со смирением мы можем рассмотреть на примере Иисуса Христа, когда Он мыл ноги своим ученикам. Во время тайной вечери Иисус Христос рассказывал ученикам о том, что Ему предстоит перенести, но ученики в это время спорили между собой о том, кто из них будет больше в Царстве Небесном (Лк 22). Больше всего я поражен реакцией Иисуса Христа. Ему предстоит испытать ужаснейшие муки, которые Он отчетливо представлял Себе, а ученики в это время спорят о том, кто из них больше. Да никто, все предадут, никто не достоин Царства Небесного. Можно было призвать их совесть, можно было устыдить их, сказать, как вы можете говорить об этом, когда Мне завтра предстоит спасать мир таким ужасным способом. Но вот тут была проявлена любовь Божия. Иисус Христос был более озабочен учениками, чем своей участью. Он снял с себя одежду, опоясался и стал мыть ноги ученикам, чтобы они навсегда запомнили, как должен вести себя пастырь. Если хочешь быть большим, будь меньшим, служи другим. Это было очень мягкое и действенное обличение.
Восьмой принцип. Самому в этом быть примером (подражайте мне)
Как написано: вынь прежде бревно из своего глаза, чтобы мог помочь вынуть сучек из глаза другого.
Если идете обличать, то вы сами не должны находиться в этом грехе.
Во-первых, потому что вас не будут слушать, резонно заметив, сам-то, какой.
Во-вторых, вы не сможете дать совет о том, как можно освободиться от этого греха, как с ним справиться.
В-третьих, вы даже не сможете адекватно оценить, насколько человек погряз в грехе, потому, что сами находитесь во власти этого греха. Ваш взгляд на мир изменен этим грехом, и вы смотрите на мир через призму греха. Некоторые греховные поступки, кажутся вполне нормальными, а невинные исполнены подозрением греха.
Мы не можем быть полностью без греха, но в стремлении подражать Христу, мы постоянно духовно растем, избавляясь от различных грехов. Человеку верующему не свойственно грешить, бывает, мы иногда падаем, но потом каемся, встаем, поэтому не ждите, когда вы будете полностью без греха, это будет только на небесах. Если же верующий живет в грехе, то есть, постоянно согрешая в чем-то, и не может справиться с грехом. То тогда мы обязаны идти на помощь этому человеку. Сами же мы при этом должны уметь справляться со своим желанием согрешить этим грехом.
И что очень важно подражать не мне, но как сказал апостол Павел, подражайте в моем подражании Христу, т. е. подражайте Христу. То есть мы должны направить взгляд грешника на Христа, потому что только Бог может изменить сердце человека, только осознание своего положения перед Богом может заставить человека покаяться. Мы можем поделиться о том, что нам помогает следовать за Христом, как нам удается противостоять греху. Где мы берем силы и смелости в борьбе с искушениями.
Девятый принцип. Обращаться к Богу, ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
Не забывайте и не бойтесь обращаться за помощью к Богу.
Самое главное в молитве.
Не надейтесь на свои силы. Они у вас очень и очень малы. Более того вы идете воевать с духовными силами. Можете ли вы связать духа, которого вы не видите и не осязаете. Может вы можете ударить его палкой, или кулаком поддых. Мы даже не представляем с чем мы имеем дело. Но это знает Бог. Он владычествует над всем этим миром. Слово Божие говорит, что когда мы молимся и действуем по Слову Божьему и по воле Божьей, Он отвечает на наши молитвы. По нашим молитвам Бог даст нам мудрости, смирения и силы для обличения. Во время обличения Бог будет действовать на душу согрешающего, и тогда возможно не придется прибегать к крайним мерам.
Когда вы обличаете, старайтесь поставить человека перед Богом, показать как Бог относится к тому что он делает. Не надейтесь на свое красноречие, свою убедительность, они вам не помогут, для борьбы с грехом этого мало. Если даже перспектива умереть не останавливает человека в грехе, то тем более вы и ваши усилия.
Очень хороший пример обличения, когда Иисус Христос обличил книжников и фарисеев, которые хотели побить камнями блудницу и приведших ее ко Христу, чтобы при этом и Его уловить в нарушении закона. Господь поставил их перед Богом, сказав, кто из вас без греха, первый брось в нее камень.
Когда человек остается один на один с Богом, то его не надо уговаривать делать или не делать что либо. Он сам все хорошо понимает, и ему остается сделать выбор с кем он с Богом или против Него, и какие могут быть последствия. Вы знаете, как Бог относится ко греху, вы знаете как Бог относится к тому, что у нас стоит на том месте где должен быть Бог. Бог ревнитель, и Бог очень хорошо знает, куда нас могут завести идолы, поэтому Бог их просто убирает.
А это может быть, все что угодно, это может быть работа, деньги, власть, развлечения, отдых, родители и дети. Об этом тоже не плохо бы напомнить, что Бог может убрать, то чем вы дорожите. Кроме того Бог начнет наказывать как любого непослушного сына. И то, что вы здесь это первые шаги Бога направленные на возвращение своей заблудившейся овцы.
Десятый принцип, Готовность пойти на самые крайние меры, готовность идти на конфронтацию. И готовность идти до конца.
Чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?
Этот текст говорит о том, что Павел готов пойти и даже встретить открытое сопротивление, он готов противостать лжеучениям и лжеучителям. Он этого не боится, не думает о том, как он будет выглядеть, как его воспримут. Самое главное помочь церкви подняться и избавиться от заблуждений и греха. И мы должны быть готовы встретить непонимание, духовную слепоту и глухоту. К слову, духовная глухота и слепота очень тяжело лечится. Это состояние, когда человек настолько ожесточил сердце свое, настолько свыкся со своим грехом, что не только не видит и не слышит, но и не хочет видеть и слышать ничего, что бы обличило его в грехе. Он давно привык ко греху, он ему нравится. Согрешающий уже давно нашел оправдание своему греху, и даже может из Слова Божьего. И все что вы будете говорить ему, будет отскакивать, как горох от стены. В Библии описано такое состояние, и описан очень действенный способ обличения человека в состоянии духовного «глухоонемения». Это пример Нафана, где грешник сам должен обличает себя.
Когда Давид согрешил с Вирсавией. Все все очень хорошо знали, но никто не осмелился пойти и сказать ему об этом. Их легко можно было понять. Давид очень быстро снял бы с них голову. Вот здесь очень хорош пример Нафана, он рассказал историю, и Давид сам произнес приговор себе. Это очень действенно. Когда человек увидит сам себя со стороны, и осудит свои поступки, то это будет лучше любых разговоров.
Вполне возможно, что вы встретитесь просто с заблуждением, которое приводит к таким поступкам. В этом случае мы должны, основываясь на слове Божьем, указать на их неправоту, и показать как правильно,
Возможно, вы не сможете сразу ответить так как надо, но вы можете спросить у братьев, которые более сведущи в Слове.
Вы можете встретиться с заблуждением или даже с лжеучением, вы не должны бояться этого, но должны быть готовы ко всему.
Наша задача, наставить в духе кротости на истину.