Цели оргпериода
В первые дни для вожатых важно:
§ Запомнить имена всех детей
§ Диагностика интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров.
§ Выявить интересы детей
§ Сплочение коллектива
§ Выработать стиль общения и поведения с детьми отряда
§ Предъявление ЕПТ (единых педагогических требований по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований)
§ Выстроить работу с напарником
§ Ознакомление детей с содержанием смены, корректировка плана работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
Для детей важно:
§ Познакомиться с отрядом
§ Ориентироваться в лагере
§ Чувствовать себя комфортно
§ Почувствовать себя нужным
§ Определение места (статуса) в коллективе;
§ Узнать план смены
§ Ориентироваться в режимных моментах
Общая цель - создать условия для адаптации ребёнка к лагерю для создания и функционирования детского коллектива.
Задачи оргпериода
§ познакомить детей, создать благоприятный, эмоциональный настрой;
§ предъявить единые педагогические требования к режиму дня и дисциплине;
§ узнать увлечения, характеры, и склонности ребят, выявить лидеров, организаторов в детском коллективе;
§ познакомить детей с содержанием смены, откорректировать план работы с учетом предложений и пожеланий ребят.
В организационный период происходит адаптация детей в жизни лагеря, режимным моментам, правилам поведения, закладываются основы создания временного коллектива детей. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период – целенаправленное заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, знаний, умений, навыков.
Цели и задачи организационного периода в отношении ВДК:
§ Создание психологически безопасной атмосферы в коллективе для раскрытия потенциала личности
§ Создать условия для привыкания ребенка к режимным моментам лагеря и правилам поведения в лагере
§ Создать предпосылки для создания команды из временного детского коллектива
§ Ускорить первичные процессы формирования коллектива
§ Определить знания, навыки и психологический портрет детей во временном коллективе
Бывает психологическая адаптация, бывает биологическая.
Стадии биологической адаптации:
1. Тревога: организм ребенка реально в панике, он приспосабливается к новым условиям.
2. Сопротивляемость организма. Внешне все выглядит как обычно, но происходит втягивание ресурсов, энергии ребенка
3. Истощение, это когда адаптация прошла совсем плохо:(но, такое редко встречается...:)
Чтобы процесс прошел безболезненно НЕОБХОДИМО:
§ Предъявить требования, касающиеся отношений со взрослыми и внутри отряда.
§ Организация быта и режима лагеря.
§ Познакомить детей друг с другом (игры на знакомство), снять напряжение и тревожность (игры на раскрепощение). Уловить способности. Выявить лидеров (игры на выявление лидера)
§ Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться, для чего вы можете предложить ребятам разнообразные дела: спортивные, интеллектуальные, художественно-прикладные, творческие, экологические...
§ Создать атмосферу комфорта и уюта.
§ Познакомить детей с лагерем (территория и традиции), его работниками; тематизмом смены и культурой (атрибутика, песни, знаки и пр.)
§ Приучить детей к выполнению санитарных норм и техники безопасности (нарисовать, что можно и что нельзя делать в лагере).
§ Организационно оформить отряд (где, что, зачем, почему). Оформление уголка и палат.
§ Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем, для этого познакомьте их с общелагерным планом смены.
§ Старт коллективному творчеству – выяснить что хотят (игры, дела)? Планирование собственного плана отряда на смену вместе с детьми.
§ Создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту ситуацию без внимания в дальнейшем.
§ Выборы органов самоуправления (командир, редколлегия, физорг и пр.)
§ Принять законы и правила отряда
Возможные отрядные дела оргпериода
§ Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).
§ Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).
§ Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).
§ Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).
§ Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).
§ Анкетирование.
§ Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.).
§ и другое...
Первый орг. Сбор
Первый ОРГАНИЗАЦИОННО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЧАС (хозяйственный сбор, он же оргхозчас)
Примерный план обсуждения...
1. Вожатые
§ ваши любимые отрядные вожатые;
§ старший воспитатель;
§ начальник лагеря.
2. Режим
§ подъем;
§ зарядка;
§ убери себя и свою палату;
§ линейка;
§ завтрак;
§ активный отдых;
§ обед;
§ тихий час;
§ полдник;
§ очень активный отдых;
§ ужин;
§ супер активный отдых;
§ огонек;
§ отбой.
3. Законы
§ территории;
§ времени;
§ вредных привычек.
4. Зарядка (кто? где? когда? в чем?).
5. Уборка палат
§ кровати (простынь, покрывало, полотенце, подушка);
§ тумбочки (канц. товары, гигиен. принадлежности);
§ шкаф (порядок, нет мокрых вещей /сушилка где/)
§ чемоданы и сумки в чемоданной; сменная обувь внизу;
§ после завтрака в палате только дежурный (график дежурств; весь мусор убрать).
6. Линейка
§ выходим все вместе;
§ опоздание – лишение 40 мин дискотеки.
7. Столовая
§ внешний вид; волосы;
§ заходим вместе; уходим вместе по команде;
§ поел, жди пока поест друг, товарищ и брат;
§ убирает дежурный стол;
§ хочешь, – позови вожатого;
8. Активный отдых
§ вожатые;
§ кружки;
§ сообщать где находитесь.
9. Тихий час
§ спать, читать или играть,!! не орать!!;
§ покрывала снять и свернуть.
10. Огонек (кто? где? когда?)
11. Отбой
§ умой себя;
§ покрывало сверни;
§ усни;
12. Сладкий шкаф (что? где? когда?)
13. Телефон.
14. Если приехали родители…
15. Душевая
16. Ваши вопросы.
На этом сборе может состояться первоначальное знакомство детей друг с другом и с вожатыми. Рассмотрите вопросы, касающиеся жизни детей в лагере: правила внутреннего распорядка, обязанности дежурных; «нельзя» в нашем оздоровительном лагере; режим дня; правила пользования туалетами; хранение вещей в тумбочках; хранение вещей в шкафах, уборка кровати; уборка в палате; чемодан и чемоданная; посещение столовой; правила поведения ночью; правила взаимного уважения; представление администрации оздоровительного лагеря; информация о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.
Задачи:
1. Рассказать о правилах проживания в лагере
2. Объяснить законы лагеря
3. Договориться о взаимоуважении и понимании
Для младших
§ Проводится в форме игры (Путешествие с домовенком Кузей,игра-сказка, комплексная игра, экскурсия с различными персонажами).
Для старших
§ Диспут или дискуссия, конференция.
Итак, вожатому необходимо осветить следующие темы.
1) Правила, которые вы будите требовать: они разные для разных возрастов. Законы, запреты …(не смешивать)
Запреты (последствия или причины):
§ территория
§ алкоголь, курение
§ вода
§ нарушение распорядка
Законы(хорошо бы выработать совместно):
§ доброго отношения друг к другу(вежливости, терпимости)
§ правой руки
§ точного времени
§ зелёного друга
…
2) Обычный распорядок дня (еда, игры, сон – режимные моменты). Если есть информация о кружках, секциях, процедурах … её тоже можно дать.
3) Что нас ждёт сегодня? Что нас ждёт в течении смены? - План на день. Реклама – супер мероприятий.
4) Указания на ближайшее (короткое время) - застилание кроватей, размещение вещей. И снова на отрядное место через n минут.
Подробней...
Основные темы обсуждения:
1. Столовая (правила посещения: как идем в столовую; время; поведение в столовой)
2. Правила чистоты в комнате и корпусе.
3. Правила дежурства:
§ по территории
§ в столовой
4. Правила режима дня
5. Правила личной гигиены
6. Правила основных законов
Типичные законы для ДОЛ
1. Закон 0:0 Данный закон гласит о том, что время в лагере дорого, ребята вместе собрались всего на 21 день, а успеть за это время надо многое: и отдохнуть и научиться новому, и обменяться опытом. Поэтому каждой секунде – особый счет, поэтому каждое дело начинаться точно в назначенный срок, а заставлять себя ждать – это отнимать у товарищей не просто драгоценные минуты – это отнимать у них интересные дела, интересное общение, да и просто хорошее настроение.
2. Закон правой поднятой руки Если человек поднимает руку, гласит закон, ему необходимо сообщить что-то нужное людям. Жест «поднятой руки» (или открытой ладони) означает: «Прошу меня выслушать!»
3. Закон территории Закон территории очень богат содержанием. Это не просто территориальные ограничения в лагере, не выходить за территорию лагеря, центра (хотя и это очень важно). Закон территории гласит: «Будь хозяином своей территории, относись к ней бережно, заинтересованно, по-хозяйски. Надо помнить о добрососедских отношениях. Ты должен заботиться о том, чтобы не мешать живущим рядом. Очень тесно Закон территории связан в этом с традицией доброго отношения к людям.
4. Закон зелени Закон зелени напоминает каждому новому человеку в лагере, что красота лагеря, его удивительное природное разнообразие, палитра цветочных красок и запахов – все это результат труда многих и многих людей, преданных лагерю. Гораздо проще поломать, чем взрастить. И поэтому Закон зелени категорически запрещает рвать зелень на территории лагеря. Если каждый сорвет по одной веточке, цветущий лагерь превратиться в пустыню.
5. Закон водоема Закон водоема призывает относиться к водоемам без лихачества, с уважением, без заигрывания. К воде и в воде – только с коллективом и только со взрослыми.
Вступительая речь вожатого может быть, например, такой...
1. Так... Все кучкуемся! Здравствуйте, сеньоры и сеньоритки. Поздравляю вас с тем что вы прибыли в этот лагерь, и следующие 21 день проведёте здесь, вдали от родителей, поэтому давайте поапплодируем сами себе и порадуемся, а может кто-то и посочуствует этому произошедшему событию.
2. Меня зовут Алексей, я ваш вожатый, а это Регина - ваша вожатая. Ваши имена мы постараемся запомнить как можно быстрее, но если вдруг забудем, то пожалуйста не обижайтесь. А сейчас нам нужно узнать сколько вас всего человек, и сколько мальчишек и девченок в отдельности.(Обычно едва успеешь пересчитать детей, как прибегает спортинструктор, старший вожатый или еще кто-либо из администрации и требует сообщить количество детей. И бывает удивлён если ты уже успел их сосчитать).
3. Сейчас хочу сообщить вам требования которые мы будем предъявлять:
§ тишина в тихий час;
§ абсолютная тишина после отбоя!!!
§ соблюдение законов лагеря.
ЗАКОНЫ:
§ Вожатый всегда прав
§ Нельзя куда-либо Уходить без ведома вожатого, особенно за территорию лагеря
§ Закон 0:0 (не заставляй себя ждать)
§ Уважительное отношение к старшим;
§ Закон бережного отношения к природе и к имуществу;
§ Если вожатый не прав, то см. п.1)
§ Все остальное мы будем вам предлагать, просить, объяснять и т.п.
4. Обращаю ваше внимание, что лагерь является оздоровительным. Здесь нужно так или иначе оздоравливаться: играть, участвовать, съедать всё в столовой, смеяться, шутить, розыгрывать, и в меру проказничать; но запрещается вредить здоровью, как своему, так и чужому. Поэтому нельзя курить, пить алко-водку, травмироваться, и наносить увечия! Ясненько? (тишина)
§ > Вопросы, предложения, пожелания?
§ < Тихий час будет?
§ > Сегодня нет, а вообще 13.00-14.30.
§ < А когда пойдем купаться?
§ > Самое ближайшее, если позволит погода и СЭС, то через 3 дня
§ < А почему?
§ > Таков порядок!!!
5. Этот пункт самый важный.
Это знакомство детей с туалетом. Тут необходимо без всякой улыбки и серьезно показать и объяснить как пользоваться унитазом и душевыми кабинками.
Напарница ведет девочек в женский, а напарник с мальчишками в мужской туалет. " Есть такая игра соревнование - у кого струя длиннее, играть в нее можно,но не здесь а вон на той поляне, у края леса. И обещаю вам что, если эта игра будет проводиться здесь, то она проведется и там, а девченки будут болельщиками ВСЕ уяснили?!!! Возвращаемся! "
6. Потом идет распределение детей по палатам, составление списков, и сведение воедино баланса дети\путевки.
О чем еще не забыть сказать
§ Вход в корпус.
§ Сменная обувь (место хранения в комнате).
§ Верхняя одежда.
§ Что такое отрядное место.
§ Где туалеты, умывальные комнаты.
§ Техника безопасности.
§ Ценные вещи, деньги.
§ Лекарства.
§ Колющие и режущие предметы.
§ Режим дня.
§ Питание и столовая.
§ Комнаты, уборка, что где хранить.
§ Санитарный обход.
§ Визитки на комнаты.
§ Вход в столовую.
§ Общелагерная доска объявлений
§ Общий сбор
§ План на день (на сегодня, где будет висеть).
§ Мы всегда должны знать, где дети.
§ Дежурные.
§ Где сушить вещи, полотенца.
§ Как заправлять кровати.
§ Душ.
§ Море (речка, бассейн).
§ Экскурсии.
§ Программа лагеря.
§ Как хранить продукты.
§ Вешать плакаты только на дверь
или...
§ Знакомство ребят с правилами техники безопасности
§ Вход в корпус.
§ Сменная обувь (место хранения в комнате).
§ Верхняя одежда.
§ Что такое отрядное место.
§ Где туалеты, умывальные комнаты.
§ Три этажа, красная и синяя лестницы.
§ Техника безопасности. Клещи.
§ Ценные вещи, деньги.
§ Лекарства.
§ Свечи, фото.
§ Режим дня.
§ Питание и столовая.
§ Комнаты, уборка, что где хранить.
§ Санобход.
§ Как хранить продукты.
§ Визитки на комнаты.
§ Вешать плакаты только на дверь.
§ Вход в столовую.
§ Лагерный стол.
§ Общий сбор на 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.
§ Аплодисменты тем, кто приходит на отрядное место.
§ План на день (на сегодня, где будет висеть).
§ Мы всегда должны знать, где дети.
§ ДежКомы.
§ Где сушить вещи, полотенца.
§ Как заправлять кровати.
...
В конце хозсбора на младших и средних отрядах можно провести небольшую игру. Её цель - в игровой форме проверить и закрепить знания ребят о ЕПТ. Можно проводить в форме игры “4 корабля”:
§ Отряд разбивается на 4 команды;
§ В каждой команде свой боцман, капитан, кок, юнга...;
§ Корабли получают маршрутные карты и отправляются по ним в путь за сокровищами, которые достанутся команде-победительнице.
Во время подготовки к сбору вам нужно заранее определить, какие знания и умения ребятам нужно проверить и закрепить:
§ поведение в столовой;
§ поведение на пляже;
§ уборка палат;
§ знание законов и традиций.
На каждом пункте должен находиться ведущий с веселыми заданиями, например, такими, как:
§ творчески изобразить купание на пляже, придумать оду морю или речке;
§ сделать рекламу: тихому часу, закону зелени, закону территории...;
§ изобразить процесс принятия пищи и правильного поведения в столовой, составить новый рецепт для желающих хорошо отдохнуть;
§ всем дружно и правильно заправить (заранее внесенную) кровать, собрать разбросанный мусор и устроить идеальный порядок.
Задания могут быть самыми разнообразными. Для проведения этой игры вы можете подключить старших ребят из другого отряда, своих лидеров или освобожденных сотрудников вашего лагеря. В конце игры не забудьте собрать всех ведущих, поздравить и наградить и участников, и победителей; подвести итоги.
Итак, еще раз...
Первый сбор отряда (организационный) преследует цель дать ребятам ответы на волнующие их вопросы: «Кто мои товарищи по отряду?», «Что сегодня будем делать?», «Какая жизнь меня ожидает в лагере?» и т.п. Эти десятки «Что», «Почему», «Как» обращены, прежде всего, к вожатому.
Отрядный сбор позволяет снять все эти вопросы и обеспечить мотивационное самоопределение ребенка, а также положить начало формированию интереса к предстоящему взаимодействию.
Примерный план сбора:
§ провести игру-знакомство детей друг с другом;
§ повторить, при необходимости, правила хранения вещей в тумбочках, шкафах;
§ дать информацию о том, как следует поступить в случае приезда родителей: «В случае приезда в лагерь родителей или родственников, а также, если возникла какая-либо сложная ситуация, надо обязательно обратиться к вожатому»;
§ особое внимание обратить на продукты питания, которыми снабдили детей заботливые родители. Все продукты, которые запрещены к ввозу в лагерь должны быть съедены в 1-ый день, это: скоропортящиеся продукты, в том числе консервы, молочные продукты (йогурт, творожок, пудинг и др.), подкрашенная газированная вода, шоколадные конфеты, колбаса, жаренное (котлеты, мясо, рыба и др.). Разрешается хранить: мытые и без внешних повреждений фрукты, сок, карамель, печенье, сухари, сушки;
§ познакомить ребят с законами, которые есть в лагере. Это, прежде всего: «закон территории» – нельзя самовольно уходить за территорию лагеря; «закон природы» – береги, охраняй, ухаживай и облагораживай природу; «закон дружбы» – со всеми дружи, не обижай младших, с уважением относись к старшим; «закон точности» – никогда никуда не опаздывай. Предложите ребятам, самим сформулировать законы, которые необходимы для жизни в лагере. Законов не должно быть много. Главное – они должны нацеливать ребят на взаимоуважение, заботу друг о друге, взаимопомощь.
---
прим. СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.
Ожидаемые результаты оргпериода
§ знакомство детей с условиями проживания, с лагерем, режимом его работы, его традициями;
§ выработка единых норм поведения (предъявление единых педагогических требований);
§ знакомство ребят друг с другом, со вожатыми в отряде;
§ начало формирования отряда как коллектива,
§ формирование групповых норм, ценностей, традиций и отрядных правил;
§ формирование представления о содержании смены (обсуждение план – сетки и составление отрядного плана);
§ выявление лидеров, включение их в работу органов самоуправления (ЧТП);
§ сплочение коллектива;
§ адаптация ребят к новым условиям жизни, к условиям жизнедеятельности лагеря;
§ создание у детей ощущения уюта и комфорта (для чего красиво оформить комнаты, корпус, весь лагерь);
§ дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться в разнообразной деятельности;
§ поддержание позитивного эмоционального подъема;
§ Формирование чувства "Мы" (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
§ Создание благоприятного эмоционального настроя;
Чтобы процесс вхождения детей в новую (внедомашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, необходимо: - как можно скорее познакомить детей друг с другом, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству. В первые дни лучше проводить такие игры и отрядные дела, которых отряд делится на группы. Если это делать с помощью жеребьевки, то эти группы все время будут разными по составу, и отряд как бы перетасуется за оргпериод.
Адаптация к новым условиям жизни может включать
§ знакомство ребят в отряде
§ визитки
§ огонёк знакомства
§ газета «Это мы»
§ таблички дежурств на палаты
§ план кроватей для вожатого
§ КТД «творческое объединение тёзок». (Нужно научить уважать имена, не допускать прозвищ)
§ создание комфортных условий для каждого ребёнка
§ встречки и другие сюрпризы
§ игры на контакт и доверие
§ легенды
§ традиции
§ ритуалы
§ тайны
§ надпись приветствия детей по заезду
§ приветственная газета с письмами и пожеланиями ребят из прошлой смены
§ знакомство с условиями лагеря
§ экскурсия по территории
§ знакомство с хозяйственным и педперсоналом
§ демонстрация принятых норм поведения и быта
§ предъявление ЕПТ
§ знакомство с режимом дня
§ хоз. сбор
§ знакомство с техникой безопасности
§ законы лагеря
§ личный пример вожатого
§ индивидуальные беседы
§ отношения в педколлективе
§ уборка территории
§ дежурство по палатам, столовой, территории
§ утренняя линейка
§ утренний информационный сбор отряда.
Важны: постоянный контроль над выполнением норм и принятие норм на осознанном уровне.
§ раскрытие и развитие возможностей ребёнка
§ определение интересов и способностей каждого ребёнка
§ анкеты для детей или для родителей
§ наблюдение
§ огонёк «Моё хобби»
§ КТД «Живая анкета»
§ игры на выявление интересов
§ старт коллективного творчества
§ знакомство с кружками
§ много КТД в разных направлениях
§ структурное оформление отряда
§ выделение отряда
§ девиз
§ речёвка
§ песня
§ эмблема
§ символ
§ ритуал
§ традиции
§ устав
§ выявление лидеров
§ наблюдение
§ игры на лидера
§ социометрия
§ дежурство
§ создание условий для развития самоуправления
§ выбор актива
§ развитие микрогрупп
§ планирование смены
§ планирование собственной деятельности ребёнка
§ запись в кружки
§ письма на конец смены
§ планирование деятельности отряда
§ накидываем идеи дел, которые хотим провести в отряде в течение смены
§ структурное оформление лагеря
§ знакомство отрядов между собой
§ выбор органов самоуправления
§ выбор формы самоуправления
§ делегирование по одному представителю в актив лагеря
§ распределение обязанностей в активе лагеря
§ выборы мэра с предвыборной борьбой
§ оргсбор лагеря
§ планирование общелагерных дел
критерии успешности оргпериода:
§ ощущение удовлетворённости тем, что ребёнок попал именно в этот отряд, именно к этим вожатым
§ заинтересованность ребят в дальнейшей деятельности отряда и лагеря.
§ принятие норм лагеря
Советы вожатому на организационный период
§ До сбора желательно почаще назначать временных командиров (ответственных) по разным задачам, это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров;
§ лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;
§ индивидуальные беседы проводите только наедине;
§ больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;
§ больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;
§ название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;
§ Дис-цип-ли-на! (с) «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»:) — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому в оргпериод требуйте безусловного чёткого выполнения всех законов лагеря, норм, режима дня, санитарно-гигиенических правил.
Принятие норм лагеря
Для первых дней смены придумано такое название: "организационный период", или "оргпериод". По отношению к нему существует поверье: "Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена". По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде.
Оргпериод - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания.
Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс настолько мучителен, настолько тревожен, что они не выдерживают и при первом же появлении в лагере родителей устраивают "концерт" со слезами, заявлениями "здесь всё плохо" и требованием сейчас же уехать домой. Постарайтесь в своей работе ориентироваться именно на таких ребят. Если для них за три дня лагерь станет привычным и приятным, то для тех, кто не испытывает проблем с адаптацией, он тем более превратится в "дом родной".
Из всего сказанного можно сделать вывод: ваша главная задача в оргпериод - помочь детям в привыкании к лагерю. Но такая формулировка главной задачи даёт мало для понимания, что же нужно делать. Поэтому займёмся расшифровкой.
Чтобы процесс вхождения детей в новую (недомашнюю жизнь) прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:
§ как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);
§ приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);
§ создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);
§ сделать детей "управляемыми" (поделить отряд на "команды", "экипажи" при дежурствах и др. организационных моментах);
§ дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);
§ сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).
Исходя из указанных задач сформулируем примерные формы работы, итак:
a) познакомить детей (друг с другом и окружающими людьми, персоналом, с территорией и т. д.);
§ Игры на знакомства:
§ «Молекула – хаос»;
§ «Зоопарк» (с кем познакомились);
§ «Я иду в поход и беру с собой» (Вова – вилка - …);
§...
§ Игры на общение.
§ Игры на доверие.
§ Встречи с персоналом.
§ Знакомство с территорией – экскурсии, деловые игры, игры на местности.
§ Огонек «Знакомств».
б) Адаптировать детей к условиям проживания; Игра «Адаптация»: - несколько вариантов: экскурсий, прогулки
в) Создать условия для акклиматизации ребенка (не только климат, но и социальные, биологические (лес)условия, питание);
§ Экскурсии на природе
§ Встреча с врачом,
§ Встреча с поварами.
§ Игры по режиму дня (например КТД «Мой день»)
§ Рассказы о питании, игры с питанием.
г) Предъявить детям (совместно с коллегами) единые педагогические требования (первые дела педагоги отряда проводят вместе):
§ поощрение;
§ наказания. Деловая игра «Хозсбор». В ходе игры проигрываются все требования.
д) Диагностика.
§ Изучить индивидуальные особенности каждого ребенка, включая состояние здоровья (здоровье, медикаменты). Изучение способностей; интересов детей; привычки и др. Тесты, анкеты, личные дневнички, индивидуальные беседы, встречи с психологом.
е) Введение в тематику темы.
§ Что ждет нас в смене. Организационный сбор отряда в игровой форме ЛОС, подготовка к ней. Деловая игра, через которую ребенок узнает, чем он будет заниматься в смене.
ж) Совместно спланировать отрядную деятельность Сбор планирования (Можно провести с соседним отрядом)!!!
з) Сформулировать органы самоуправления в отряде (придумать вместе с детьми цветочный мир, Государство, Лукоморье). Организационный сбор
е) Создать условия для самореализации каждого ребенка. Все предыдущие формы
Девиз Организационного периода – «Ни одной свободной минуты! »
Что обязательно нужно провести в организационный период:
§ огонек «Знакомств»;
§ «Хоз.сбор»:
§ организационный сбор;
§ сбор – планирование;
§ игры на знакомства;
§ 1 спортивное отрядное дело;
§ 1 творческое отрядное дело;
Первый день - это знакомство с лагерем, его традициями, законами, экскурсия по территории. Важны игры на знакомства, которые позволят ребятам расслабиться, почувствовать себя в непринужденной обстановке. Во время проведения игр с подростками вожатый должен внимательно следить чтобы никто не оказался в "глупом" положении, а наоборот должна быть установка на позитивное отношение друг к другу, на сотрудничество и помощь. Вечером можно провести огонек "знакомств", где ребята могут рассказать о себе и послушать других, но и в этом случае требуется положительный настрой идущий от вожатого.
Второй день - это уже более близкое и детальное знакомство. Здесь необходима творческая работа по группам. В первые дни ребята еще плохо знакомы,. поэтому им еще трудно общаться большими группами. В этот день возможно общее обсуждение дальнейших планов, рождение названия отряда. Подросткам очень нравится, если их отряд отличается от других. Какие-то отличительные знаки, атрибуты, свои кричалки - все это они придумывают с удовольствием, нужно только немного помочь им.
Хорошо если в первые дни после заезда организуются мероприятия информационно-рекреативного характера, не требующие напряжения сил и особых способностей. В этот период целесообразно отдавать предпочтение игровым формам, которые всегда доставляют ребенку радость, несут определенную смысловую нагрузку и не удручают своим однообразием.
Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работаете с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены. Каждое дело должно быть коротким по времени - не более 30 минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп, в котором каждый новый узор не похож на предыдущий, но все яркие, необычные.
Например.
1. Конкурс болтунов "Как меня собирали в лагерь".
2. "Путешествие по ближнему зарубежью" - первая организационная вылазка в лес.
3. Операция "Ы" - по спасению территории вокруг домика от мусора.
4. Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.
5. Знакомство с отрядным уголком.
6. Составление графика дежурства по комнатам.
7. Сбор по формированию микроколлективов "Ты, да я, да мы с тобой".
8. Репетиция операции "Полундра!" по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.
9. Операция "Прощай, ватрушка!" - съедание последних запасов родительских продуктов.
10. РИД - разведка интересных дел.
11. Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.
Если вы мужественно выдержите эти три дня, не сорвёте голос, не упадёте от недосыпания в обморок, если вы претворите в жизнь хотя бы половину из задуманного вами, организуете не менее десяти игр и хотя бы по три минуты побеседуете по душам с каждым ребёнком - дальше у вас пойдёт "как по маслу".
Кстати, в связи с существованием медицинских требований, ставящих в дни оргпериода непроходимые "нельзя!" на пути детей к воде, заготовьте ответ на вопрос, который чаще всего будут задавать вам в эти три дня. Вас обязательно спросят: "А когда пойдём купаться?"
Задачи вожатого:
§ Как можно скорей познакомить детей друг с другом. Для этого есть множество специальных игр, так и называемых в педагогической литературе «игры на знакомство».
§ Приучить детей соблюдать режим дня лагеря, поддерживать чистоту в столовой и в палатах, чтить традиции, законы лагеря. Для этого, чтобы дети начали ориентироваться во времени, можно придумать вместе с ними какие-нибудь смешные наказания за опоздания на сбор отряда. Вполне подойдут для этой цели какие-либо творческие задания на 5 минут, которые опоздавшие детки должны будут выполнить в центре круга.
§ Создать у детей ощущение уюта и комфорта в отрядной комнате (если таковая предусматривается в лагере). Для этого можно нарисовать газету, плакат с названием отряда и девизом, расклеить на дверях таблички с именами проживающих в этой палате детей. Можно устроить уголок игрушек, куда дети посадят свои игрушки, которые они наверняка взяли с собой из дома. Если открыть простор для вашей совместной фантазии, то голые стены вашего помещения быстро приобретут красочный и неповторимый вид, показывающий ваш отряд. Главное в этом деле, чтобы все эти творческие изыски не шли вразрез с установленными в лагере санитарными нормами, и чтобы всё это можно было снять, отклеить и забрать себе в конце смены без ущерба для стен, пола, потолка и остального лагерного имущества.
§ Сделать детей управляемыми. Для этого можно разбить детей на постоянные группы: звенья, звёздочки, экипажи. Это следует сделать так, чтобы в каждой группе было один или два ребёнка, отличающегося активностью и хорошими лидерскими способностями, один или два, отличающегося хорошими творческими способностями и т.д.
§ Сформировать у детей представление о том, что будет в течение смены. План смены – может и не самая важная вещь для ребёнка, но очень здорово, когда он составляется вместе с ними, подстраиваясь под их интересы. Таким образом, вполне можно составить его в первые дни вместе с ними и повесить его на видное место в отрядной комнате.
§ Дать детям возможность проявить себя, самоутвердиться в спортивной сфере, в творческо-прикладной. То есть тех детей, которые не очень активны по своей природе и не могут постоянно показывать себя в творческих играх, нужно вовлекать в другие виды общественно-полезной деятельности: оформление отрядного места, участие в команде по футболу или же в игре «Что? Где? Когда?» Главное, что должен сделать вожатый, – это отметить за какие-либо заслуги каждого ребёнка: похвалить на сборе отряда или на общелагерной линейке.
§ Следить за документацией. В первые дни нужно будет написать несколько списков отряда: администрации, в медпункт, для себя… Могут быть и ещё документы, заполнение которых не следует запускать.
Важно:
§ Что важно для вожатого: запомнить имена всех детей, выявить лидеров отряда, которые будут первыми его помощниками в течение всей смены, выявить интересы и желания детей, выработать стиль поведения с отрядом, выстроить работу с напарником.
§ Также очень важно, установить с напарником единые педагогические требования. Чтобы не было такого, что один вожатый не разрешил что-то, дети пошли ко второму и получили от него разрешение. Вообще, самый лучший способ организации работы с напарником – это быть всё время вместе, проводить все отрядные дела сообща и, конечно же, вместе планировать каждый день смены. Но это уже отдельная тема для разговора…
§ В первые три дня очень важно планирование каждой минуты жизни отряда. Каждый ребёнок хочет как-то показать себя отряду, как-то выделиться. И самый лёгкий способ это сделать – это побезобразничать, позадирать остальных детей, повыпендриваться одним словом. Вот как раз, чтобы этого не произошло, нужно в эти дни как можно больше держать детей всех вместе, играть с ними в различные-различные игры, проводить с ними различные прогулки, беседы, огоньки…
Желательно:
Доводить до конца каждое начатое дело. Если в начале сказали, что это важно, то нужно требовать выполнения до конца смены. Например, такое правило, как то, что дети не выходят из столовой