Знакомство с новой буквой.




Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Светлана Валерьевна, сегодня я проведу у вас урок чтения. Проверьте свои рабочие места. У вас на партах должны лежать учебник «Русская азбука», тетрадь, цветные карандаши.

Повторение изученного материала.

Учитель. Ребята, сегодня у нас будет очень интересная тема. Но для начала давайте проверим ваши знания. На какие группы делятся все звуки?

Ученики. Гласные и согласные. Учитель. А какие звуки называются гласными? Ученики. Гласные это звуки, при произношении которых, воздух не встречает преград и они легко произносятся. Учитель. Тогда какие звуки называются согласными? Ученики. При произношении согласных звуков воздух встречает преграды, они бывают глухие и звонкие.

Учитель. Какие буквы обозначают гласные звуки? А какие согласные? Ученики. А, о, у, ы, и, е – эти буквы обозначают гласные звуки. В, к, л, н, р, с, т – эти буквы обозначают согласные звуки.

Учитель. Правильно, молодцы! Назовите глухие согласные звуки, мягкие и твердые. Ученики. [к], [к’], [с], [с’], [т], [т’]

Учитель. А теперьназовите звонкие согласные звуки, мягкие и твердые. Ученики. [в], [в’].[л], [л’], [н], [н’], [р], [р’]

Игра «Перепутанные слоги» Теперь давайте прочитаем слоги, которые указаны на доске. (После прочтения) Теперь составьте из этих слогов слова. ША МО КО ТУ КА ДА ВО ЛО ЧА Ученики. (Молоко, каша, вода, дача, туча).

Игра "Новое слово"

Учитель. Прочитайте слова, которые указаны на доске.

Педаль Лак Сон Макет Точка

Замените первую букву в каждом слове, так чтобы получилось новое слово. Ученики. (Медаль, мак, сок, пакет, дочка)

Учитель. Давайте прочитаем хором загадку: Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)

Учитель. Скажите, это является предложением? Ученики. Да. Учитель. Почему так, объясните? Ученики. Потому что есть общий смысл.

Учитель. Правильно, в предложении слова связаны между собой по смыслу. А что будет, если я уберу одно слово (убираю много).

Ученики. Тогда эта фраза не будет предложением.

Учитель. Молодцы! Предложение это когда слова связаны между собою по смыслу и выражают законченную мысль.

Давайте приступим к новой теме!

3 ). Изучение новых звуков.

Учитель. Ребята, посмотрите на картинки. Что на них изображено? Ученики. Рука, рыба, ракета! Учитель. Правильно, какой новый звук есть в этих словах? Ученики. Звук [р] Учитель. давайте дадим звуку [р] характеристику. Ученики. Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый. Учитель. Давайте хором произнесём твёрдый звук [р].

Учитель. Теперь давайте отгадаем загадку.

Летом бежит, зимой спит,
Весна настала - опять побежала.(река)

Ученики. Река! Учитель. Река - а какой новый звук в этом слове? Ученики. Звук [р’] Учитель. Хорошо, давайте дадим ему характеристику. Ученики. Звук [р’] – согласный, звонкий, мягкий. Учитель. Правильно, давайте хором произнесём звук [р’]. Учитель. Хорошо, мы узнали два новых звука [р] и [р’].

Что у них общего?

Ученики. Они оба согласные и звонкие.

Учитель. А чем же они отличаются?

Ученики. Звук [р] - твёрдый, а звук [р’] – мягкий.

Учитель. Молодцы.Давайте составим схему слова «рак». В схеме слова «рак», каким цветом мы обозначим звук [р]?

Ученики. Синим.

Учитель. Докажите, почему синим? Ученики. Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый. Учитель. Тогда в слове «рис», каким цветом мы обозначим звук [р’]? Ученики. Зеленым. Учитель. Почему? Дайте характеристику этому звуку. Ученики. Звук [р’] – согласный, звонкий, мягкий.

Учитель. Хорошо, подведем итог. Расскажите, чем похожи и чем отличаются звуки [р] и [р’] друг от друга.

Ученики. Звуки [р],[р’] похожи друг на друга тем,чтоони оба согласные, так как когда мы их произносим, воздух встречает на своём пути преграду, они оба звонкие, так как мы их произносим без голоса с помощью голоса. А различаются тем, что звук [р]– твёрдый, а звук [р’] – мягкий.

Учитель. Правильно. Мы изучили с вами два согласных звука [р] и [р’]

Фонематические упражнения.

У. Сейчас мы будем учиться слушать новые звуки [р] и [р’]. Я буду читать вам слова, а вы если услышите звук [р] – хлопните в ладоши один раз, а если услышите звук [р’] – хлопните в ладоши два раза. (Робот, снег, зарядка, редиска, лавка, рамка, рисунок, наряд, радуга, собака, рука)

Молодцы! Мы встретили звук [р] в словах робот, зарядка, рамка. А звук [р’] в словах рисунок и редиска.

Физкульт минутка

Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.

Знакомство с новой буквой.

Учитель. Ребята, какой буквой на письме обозначают звуки [р] и [р’]?Ученики.Эти звуки обозначаются буквой Р. (Вывешиваю эту букву на доску)

Учитель. Что вам напоминает эта буква? Ученики. Парус, топор….

Учитель. Молодцы. Откройте, пожалуйста, Русскую азбуку на странице 65. Посмотрите, тут изображено три разных написания буквы (это в старой АЗБУКЕ НА СТР. 69). Первая - это буква старого русского алфавита, потом заглавная и строчная буква. Где мы можем встретить эти буквы?

Ученики. Букву старого русского алфавита мы встречаем в начале сказок, заглавную букву при написании имён, городов, а строчную в остальных случаях.

Учитель. Молодцы! Давайте хором прочитаем слоги из учебника – ра, ро, ры, ру, ри.

Скажите эти слоги есть в тех словах, что указаны на доске? (рисунок, робот, рамка)

пи ла вода по вар ка пу ста машина

Ученики. Слог (ри) есть в слове - рисунок, слог (ро) в слове - робот, слог (ра) в слове – рамка.

Учитель. – Ребята вы видите на доске написано слово РЕКА. Составьте схему к этому слову.

(Учитель вешает на доску схему слова река)

Учитель. Хорошо. Какую букву мы изучили? Ученики. Букву Р. Учитель. Что мы узнали об этой букве? Ученики. Буква Р согласная, потому что обозначает на письме согласные звуки [р] и [р’]. Учитель. На какую строку буквенной ленты мы поместим нашу новую букву? Ученики. На верхнюю. Учитель. Почему? Ученики. Потому что на верхней строке располагаются буквы, обозначающие согласные, звонкие звуки.

7). Обучение чтению слов и текста.

Учитель. А сейчас откройте учебник Русская азбука на странице 67 и посмотрите на 3 схемы. Из четырех букв одной схемы мы можем сложить по два слова. Какие это слова? Ученики. Сон, сын, сук, сок, кот, кит.

Учитель. Молодцы, теперь прочитайте слова, которые даны выше. Ученики. Астра, лилии, ирисы, краски, красила, раскрасила.

Учитель. Хорошо, теперь, когда мы с вами повторили, мы можем прочитать текст (Читаем по цепочке)

Вопросы на осмысление прочитанного (смысловой анализ):

Учитель. Найдите ответ в тексте.

- Сколько картинок раскрасили девочки? (три картинки) - Как зовут девочку, которая раскрасила лилии? (Рита) - А какие цветы раскрасила Ира? (ирисы)

Анализ текста: - Какие слова напечатаны с заглавной буквы Р и почему? Ученики. С заглавной буквы напечатаны слова Лара, Рита, Ира, потому что, это имена.

Обобщение.

Учитель. Какие два новых звука мы сегодня изучили? Ученики. Сегодня мы изучили звук[р] и звук [р’]. Учитель. Давайте дадим характеристику этим звукам. Ученики. Звук [р] – согласный, звонкий, твёрдый. А звук [р’] – согласный, звонкий, мягкий. Учитель. Давайте по цепочке каждый скажет слово, где есть эти звуки. Ученики. Дети приводят свои примеры Учитель. Какой буквой на письме обозначают звуки [р], [р`]? Ученики. Буквой Р. Учитель. Какая это буква? Ученики. буква Р согласная.

Учитель. Молодцы. Спасибо за урок! Вы все сегодня хорошо поработали. До свидания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: