к проекту постановления Правительства Российской Федерации. «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика
в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части»

 

Проект постановления Правительства Российской Федерации
«Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также
о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» (далее – проект) разработан во исполнение статьи 107.2. Воздушного кодекса Российской Федерации.

Проект направлен на установление порядка и сроков возврата провозной платы пассажирам в условиях ограничения международного и внутреннего воздушного сообщения.

Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ускорение темпов ее распространения в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию, введение отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного сообщения, привели к существенному сокращению внутренних воздушных перевозок, а также к прекращению международных воздушных перевозок пассажиров, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств,
и полетов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.

Указанные обстоятельства, а также принятые Правительством Российской Федерации и главами субъектов Российской Федерации меры, направленные на ограничение пассажирских воздушных перевозок и транспортной мобильности граждан, препятствуют авиакомпаниям Российской Федерации выполнять
свои обязательства перед пассажирами, и являются чрезвычайными
и непредотвратимыми обстоятельствами (форс-мажор), влияющими, в том числе, на устойчивость функционирования авиакомпаний.

6 апреля 2020 г. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала депозитные ваучеры законной формой возврата денег
за авиабилеты и призвала регуляторов всех стран разрешить законный оборот депозитных ваучеров авиакомпаний во избежание разрушительных последствий для авиационной отрасли. IATA оценивает объем текущей задолженности авиакомпаний по возвратам в 35 млрд долларов США, а падение выручки
от продажи авиабилетов – на 44% в этом году по сравнению с 2019 годом. В этих условиях практически невозможно в короткие сроки найти достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель
и избежать банкротства. Поэтому насущной потребностью авиакомпаний является сохранение оставшейся ликвидности для выплаты заработной платы и покрытия постоянных расходов. Регулирующие органы в Канаде, Колумбии и Нидерландах уже признали необходимость такого подхода.

Предлагаемый в проекте порядок возврата провозной платы подготовлен
с учетом соблюдения баланса интересов перевозчиков и пассажиров
и распространяется на случаи возврата провозной платы по внутренним
и международным рейсам, отмененным в связи с короновирусной инфекцией,
а также отказа пассажира от воздушной перевозки на рейсах, которые не были отменены.

Проектом предлагается установить правовые основания для использования пассажирами оплаченной провозной платы для оплаты будущих услуг перевозчика, в том числе билетов по другим маршрутам, в течении трех лет с даты отмены рейса.

Пассажиру по его заявлению предоставляется подтверждение того, что ранее внесенные пассажиром денежные средства могут быть использованы им для заключения нового договора воздушной перевозки. По истечении
3-летнего периода неиспользованные денежные средства возвращаются пассажиру.

Также в проекте предусмотрено право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия договора воздушной перевозки пассажира (в части даты, времени, маршрута).

Под изменением маршрута понимается включение дополнительных пунктов посадок (изменение прямого рейса на рейс с пересадкой) либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному аэропорту, что связано
с требованиями по приему граждан из заражённых регионов.

Порядок изменения условий договора воздушной перевозки пассажира установлен Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденными приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 (далее – ФАП).

Пунктами 41 и 227 ФАП предусмотрено, что в случае отмены или задержки рейса, изменения перевозчиком маршрута перевозки, непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете (например, в связи с заменой типа воздушного судна), т.е. односторонних действий перевозчика, пассажир вправе принять одно из двух решений:

- отказаться от исполнения договора (в силу статьи 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»)
и получить возврат провозной платы в порядке и сроки, установленные в проекте;

- принять эти изменения и в этом случае согласно п. 67 ФАП перевозка
по измененным условиям осуществляется без взимания доплаты с пассажира.

Информирование пассажира об изменениях происходит способом, указанным пассажиром при заключении договора (п. 14 ФАП). А способ оформления изменений условий договора воздушной перевозки пассажира зависит от того произошли ли изменения до начала перевозки или после
ее начала и регулируются п. 67 ФАП.

В соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» статья 107.2. Воздушного кодекса Российской Федерации применяется к договорам перевозки пассажира, подлежавшим исполнению с 1 февраля 2020 г. В соответствии с указанным положением,
а также учитывая хронологию принятия уполномоченными государственными органом решений по закрытию международного авиасообщения проектом постановления предусматривается его применение к договорам воздушной перевозки пассажиров, которые подлежали исполнению с 1 февраля 2020 г.
по международным перевозкам с Китайской Народной Республикой
и с 18 марта 2020 г. по всем внутренним перевозкам и иным международным перевозкам.

К 19 марту 2020 г. во всех субъектах были введены ограничительные меры, которые достигли пика в апреле – мае 2020 г. В этой связи заключение пассажиром договора воздушной перевозки в мае 2020 г. уже не является для него форс-мажором, в связи с чем отсутствуют основания применять к такому договору особый порядок, предусмотренный проектом.

В этой связи, а также в целях исключения неопределенности по периоду времени в течении которого действует особый порядок возврата провозной платы, проектом предусмотрено, что он распространяется на договора воздушной перевозки, которые были заключены до 1 мая 2020 г.

Принятие проекта позволит снять социальную напряженность
и повысить устойчивость функционирования авиакомпаний Российской Федерации.

Проект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Принятие проекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.

Проект не связан с целями государственных программ Российской Федерации.

В проекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.

Реализация проекта не потребует увеличения численности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также изменения объема их полномочий и (или) компетенции.

Принятие проекта не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: