Введение
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана Министерством культуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р разработка настоящего документа базировалась на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В настоящей Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в России, сформулированы цели и задачи разработки Концепции, определены основные направления развития театрального дела в России, а также механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции использованы следующие термины и понятия:
Театральное дело – организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности.
Театральная деятельность – деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей
Театральное искусство – один из видов исполнительских искусств (наряду с музыкальным и цирковым искусствами), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его произведения – спектакли – уникальными, не имеющими аналогов в других родах и видах искусства.
Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.
Театр – организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства.
Труппа – творческий коллектив артистов театра.
Профессиональный театр – театр с профессиональной труппой.
Любительский театр – театр с любительской труппой (самодеятельный театр).
Спектакль – 1) название сценического произведения в репертуаре театра (постановка); 2) акт показа сценического произведения (представление).
Репертуар – 1) совокупность литературных или музыкально-литературных произведений, предназначающихся для постановки в театре; 2) совокупность сценических произведений (постановок, названий), готовых к показу зрителям (текущий репертуар).
Новая постановка – новый спектакль, подготовленный и включенный в текущий репертуар театра.
Капитально возобновленная постановка – постановка, входившая ранее в репертуар театра и восстановленная для показа зрителям с сохранением прежнего художественного решения, но с обновлением материального оформления и/или со сменой состава исполнителей.
Репетиция – форма творческой работы артистов под руководством режиссера (дирижера, балетмейстера, хормейстера) при подготовке новой постановки, капитальном возобновлении или корректировке спектакля текущего репертуара.
Репертуарный театр – театр, обладающий, как правило, постоянной труппой, сценической площадкой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей (названий).
Антреприза – форма организации театрального дела, в которой предприниматель или организация набирает актеров для участия в конкретном театральном проекте.
Свободная (открытая) площадка – организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или выпуска и показа спектаклей различных театральных организаций.
Выездной спектакль – спектакль, показываемый не на своей площадке, но в пределах своего города (региона), с возвратом участников к месту основного базирования в пределах текущих суток.
Гастроли – показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра – в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли).
Театральный фестиваль – показ (смотр) достижений театрального искусства.
Цели и задачи разработки концепции
В предстоящем десятилетии российской экономике жизненно необходим переход к инновационному типу развития. В этих условиях ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества.
Государственная политика в сфере культуры направлена на развитие и реализацию культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом. По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития сферы культуры в целом и ее отдельных отраслей.
Обеспечение максимальной доступности для граждан России культурных благ – один из показателей повышения качества жизни россиян. Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе, в стране в целом. Театральное искусство в современной России занимает существенное место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды.
Театр – одна из немногих сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителя, побуждая его к сотворчеству: театральные зрители, наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами – участники создания сценического произведения. Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих – показу спектакля. Особая миссия театра – доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству. Кроме того, театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России.
Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, получивший основы мастерства в театральном учебном заведении, по-настоящему осваивает профессию только в театре, в работе с режиссерами, с мастерами сцены старшего поколения. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов – объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Вклад театра в формирование человеческого капитала – важнейшего фактора экономического роста, позволяет считать социальными инвестициями расходы государства на поддержку театрального искусства. Не поддающийся прямому измерению социально-культурный эффект театральной деятельности по сути неизмеримо выше его рыночной оценки. Как уже показал двадцатилетний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательным результатам.
В прошедшие два десятилетия театральное дело претерпевало существенные изменения на фоне начавшегося формирования гражданского общества в нашей стране. Предстоящий период требует особого внимания к этим процессам с тем, чтобы, с одной стороны, не потерять в ходе перемен всемирно признанные достижения отечественного театрального искусства, с другой – чтобы театральное дело не осталось в арьергарде общего развития и не стало тормозом для новых форм социально-экономических отношений в этой сфере. В этом контексте особое значение будет иметь консолидированная деятельность самого театрального сообщества, умение выработать принципы и нормы, необходимые для развития театрального дела на новом этапе.
Бытование и развитие искусства в любом государстве, претендующем на ведущие позиции в современном мире, определяет необходимость включения его в общемировой контекст. Исходя из этого, определяются три направления развития театрального дела в России. Во-первых, следует брать, по возможности, все лучшее, что накоплено в мировом театральном процессе. Во-вторых, необходимо, охранять собственные традиции и достижения российского театра. В-третьих, в условиях свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала надо стремиться к созданию организационных и финансовых возможностей для повышения конкурентоспособности российских театров и театральных учебных заведений в международном пространстве.
В обстоятельствах открытого мира без культурных барьеров государство должно занимать протекционистскую позицию в отношении театра, в первую очередь, объектом государственной защиты должна стать традиционная российская модель репертуарного театра.
На пороге перехода ко второму десятилетию XXI века Россия, как и все мировое сообщество, оказалась в условиях экономического кризиса. Однако театральное дело должно обеспечить в предстоящем десятилетии не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра и как виду искусства, и как социальному институту, отвечающему на запросы россиян.
Цель разработки Концепции – определение путей и способов сохранения в условиях экономического кризиса достижений отечественного сценического искусства, а в долгосрочной перспективе (2012 - 2020 годы) обеспечения динамичного развития театрального дела, как в традиционных для России формах, так и с использованием инновационных подходов, адаптации мирового опыта в этой сфере.
В соответствии с этой целью в Концепции на ближайший период времени и долгосрочную перспективу сформулированы следующие задачи развития театрального дела:
создание условий для развития театра как вида искусства, расширение разнообразия театрального предложения,
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства российского театрального пространства;
поддержка развития драматургии, науки о театре, театральной критики.
Обеспечить решение этих задач должно:
развитие сети театров и совершенствование их материально-технической базы, в том числе строительство новых и реконструкция имеющихся театральных зданий;
государственная и общественная поддержка различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле;
совершенствование нормативно-правовой базы;
определение антикризисных мер в театральном деле.