В соответствии с интересами обеспечения национальной безопасности и степенью ценности для государства, государственного учреждения, организации или предприятия информационные ресурсы (информация, документы) могут быть:
– открытыми;
– ограниченного доступа.
Открытая информация, то есть общедоступная (публикуемая в средствах массовой информации, оглашаемая на конференциях, в выступлениях, интервью и т.п.).
К открытой можно отнести также информацию, составляющую интеллектуальную собственность ее владельца и защищенную нормами авторского, патентного или иного смежного права (исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Запрещается относить к информации с ограниченным доступом:
• законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также устанавливающие права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
• документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
• документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, относящихся к государственной тайне;
• документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Информация ограниченного доступа, то есть защищаемая, охраняемая.
Под документами, отнесенными законом к категории ограниченного доступа, подразумевается документированная на любом носителе (бумажном, магнитном, фотографическом и т.п.) текстовая, изобразительная или электронная информация, КОТОРАЯ отражает приоритетные достижения в экономической, политической, военной, научной и иной сферах деятельности, разглашение которой может нанести ущерб интересам государства или собственника информации.
Особенностью документа ограниченного доступа является то, что он представляет собой одновременно:
• массовый носитель ценной, защищаемой информации;
• основной источник накопления и распространения этой информации, в том числе ее разглашения (утечки);
• обязательный объект защиты.
К информации ограниченного доступа, относится информация, содержащая государственную тайну; коммерческую и служебную тайну.
Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан.
Коммерческая тайна – это тайна собственника на ценную предпринимательскую информацию.
Информация составляет коммерческую тайну в случае если:
– информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
– к ней нет свободного доступа на законном основании;
– обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Меры по защите конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, имеют правовой, организационный и технический характер и в совокупности образуют целостную систему.
Служебная тайна — это некоммерческая тайна ведомства, учреждения, аппарата управления предприятий и организаций, которая должна быть известна строго определенному кругу должностных лиц.
К служебной тайне нельзя относить сведения, которые не могут быть информацией ограниченного доступа или не подлежат засекречиванию, которые нарушают или ограничивают права человека, нарушают требования законодательных актов о средствах массовой информации.
Состав сведений, относящихся в учреждении к служебной тайне, регламентируется специальным перечнем, утверждаемым руководителем учреждения. Нижестоящим руководителям и исполнителям не разрешается самовольно дополнять перечень или относить к служебной тайне сведения, не включенные в перечень.
К служебной тайне можно отнести следующие сведения, не подлежащие открытому опубликованию, оглашению или разглашению:
– информацию о гражданах (персональные данные), в том числе данные о сотрудниках и членах их семей данного учреждения, подведомственных учреждений, организаций и предприятий, общественных объединений и т.д.;
– интеллектуально ценные управленческие решения неэкономического, организационного характера, не реализованные в виде конкретных документов;
– проекты и варианты распорядительных, договорных и организационных документов, неоформленные протоколы, соглашения, переписка и т.д.;
– документы и материалы, составляющие служебную или коммерческую тайну других учреждений, а также поступившие в учреждение от юридических лиц с грифом ограничения доступа;
– сведения, материалы и документы, относящиеся к профессиональной тайне (врачебной тайне, тайне страхования, тайне вклада в банке, тайне переписки, тайне телефонных переговоров и т.п.);
– сведения, относящиеся к тайне голосования, поименного анкетирования и опросов;
– сведения о технических и технологических системах обеспечения информационной безопасности учреждения.