II. Работа над новым теоретическим материалом




Дисциплина МДК.02.01. Конструкция и управление локомотивом (тепловозом)

Гр.№36 Машинист локомотива

Занятие №1

Тема программы: Тема 1. Основы тяги и торможения

Тема занятия №1: Силы, действующие на поезд. Образование силы тяги

Цели занятия: изучить силы, действующие на поезд во время движения, изучить схему образования силы тяги

Оборудование урока: компьютер, проектор, плакаты

План урока

I. Организационный момент.

II. Работа над новым теоретическим материалом

1. Силы, действующие на поезд

В процессе движения на поезд действуют различные силы, способствующие увеличению скорости, поддержанию равномер­ного движения или замедлению движения поезда. Все эти силы, от­личающиеся по величине, направлению и характеру действия, раз­деляют на управляемые и не управляемые машинистом.

К управляемым относят силы тяги и торможения поезда, обозначаемые в расчетах буквами F и В. При необходимости маши­нист может регулировать величину и продолжительность действия этих сил.

Не управляемыми являются силы различных сопро­тивлений движению поезда, обозначаемые в расчетах буквой W, а также сила тяжести (веса) поезда. Кроме того, при любом измене­нии скорости движения проявляется действие сил инерции массы поезда.

При управлении тепловозом машинист регулирует значение и продолжительность действия силы тяги. В зависимости от соотношения величины и направления дей­ствия указанных сил изменяется характер движения поезда:

1) если сила тяги, приложенная к поезду, больше сил сопротив­ления движению, — поезд получает ускоренное движение (раз­гон);

2) когда сила тяги равна силам сопротивления движению, — устанавливается равномерная (равновесная) скорость поезда;

3) если сила тяги меньше сил сопротивления движению или при отсутствии силы тяги действуют тормозные силы, — поезд замед­ляет движение.

2. Сила тяги тепловоза

Силой тяги называют внешнюю силу, приложенную к движущим колесам локомотива в направлении его движения, которая вызывает перемещение локомотива и состава. Тяговая мощность тепловоза зарождается в цилиндрах дизеля и снимается с его коленчатого вала в виде вращающего момента. Поэтому существует понятие «эффективная сила тяги», отнесенная к валу дизеля


тепловоза. Но дизель нельзя использовать непосредственно в ка­честве тяговой машины, потому что в пределах рабочих чисел обо­ротов коленчатого вала его вращающий момент и тяговое усилие мало изменяются от скорости вращения. В то же время в тепловозе, как в любом локомотиве, во-первых, необходимо иметь наибольшую силу тяги при взятии поезда с места и, во-вторых, нужно, чтобы она изменялась в широких пре­делах в зависимости от про­филя пути, скорости и дру­гих обстоятельств.

Для приспособления ди­зеля к условиям тяги поез­дов между валом дизеля и колесными парами применя­ют промежуточные передачи.

Эти передачи позволяют пре­образовать постоянный вра­щающий момент коленчатого вала дизеля в переменный на колесных парах тепловоза.

Наиболее распространенной является электрическая передача, сочетающая хорошие тяго­вые способности электродвигателей с последовательным возбужде­нием и возможность автоматического управления работой дизель - генератора.

Сила тяги тепловоза появляется в результате взаимодействия колес с рельсами при прикладывании вращающего момента Мдв от тяговых электродвигателей к колесным парам (рис. 1). Воз­никающий при этом вращающий момент колеса МK, может быть заменен парой сил, дающей тот же результат. Одна из этих сил FK приложена к центру оси колеса, другая F Kl-в точке К касания бандажа с рельсом. Указанная пара сил, действующая на плече, равном половине диаметра колеса, стремится провер­нуть колесо вокруг его геометрической оси. Проворачиванию препятствует сила сцепления колеса с рельсом Fc, возникающая как противодействие силе F K. Причем сила сцепления появляется неизбежно, так как бандаж и головка рельса, плотно прижатые друг к другу нагрузкой на ось Р, имеют на своей поверхности множество мелких неровностей. Горизонтальное усилие от колеса на рельс FK1 воспринимается указанными неровностями и на основании третьего закона механики порождает ответную (реак­тивную) силу F с от рельса на колесо. Физически силу сцепления можно представить в виде упора, не позволяющего колесу про­скользнуть по рельсу. Одинаковые по величине, но противопо­ложные по направлению силы FK1 и Fc взаимно уравновешива­ются, а оставшаяся сила FK вызывает перекатывание и поступа­тельное движение колесной пары по рельсам. Через узлы экипаж­ной части тепловоза сила FK от каждой колесной пары передается на автосцепку и далее воздействует на состав вагонов, вызывая перемещение поезда. Сила FK и является силой тяги тепловоза.

Условно силу тяги считают приложенной к поверхности ка­тания бандажа (совпадающей с силой сцепления), и поэтому она получила название касательной силы тяги. Вес и скорость поезда рассчитываются по касательной силе тяги.

Силу сцепления колеса обычно отождествляют с силой трения, возникающей между бандажом и рельсом при отсутствии про­скальзывания. Поэтому считают

Fс = фП, (1)

где П — нагрузка от колеса на рельс;

ф — коэффициент сцепления колеса с рельсом.

В тепловозах применяют индивидуальный привод и каждая колесная пара использует собственную силу сцепления, а общая сила сцепления тепловоза Fсц пропорциональна сцепному весу

Fсц==Ѱк Рсц, (2)

где Ѱк — коэффициент сцепления тепловоза;

Рсц — сцепной вес тепловоза.

Контрольные вопросы:

1.На какие виды делятся силы, действующие на поезд?

2. Какие силы относятся к управляемым?

3. Какие силы относятся к неуправляемым?

4. Какое соотношение сил тяги и сопротивлении движению при: ускорении, равномерном движении, замедлении?

5. Что называют силой тяги?

IV. Домашнее задание:

Проработать текст. Записать в конспект определения, перерисовать схему образования силы тяги и её описание. Ответить письменно в конспекте на вопросы. Фото конспекта отправить на сайт https://vk.com/club194189853 (Гр.36 ЯЦПТО. Дистанционное обучение) или отправить на электронный адрес vvovk1964@gmail.com или выложить сообщением в здесь в группе

Литература:

1.С.И.Присяжнюк Управление тепловозом и дизель-поездом, М. «Транспорт», 1987;

2. Ю.Г.Гончаров Управление тепловозом и его обслуживание, М, 1961г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: