Глава 2. Толкование сновидений




 

Душа наша во время сна отделяется от тела и отправляется на свою родину – небо, где получает особенные откровения о своем божественном происхождении, и, созерцая эту бесконечную сферу, где нет ничего случайного, преходящего, нет прошедшего и будущего, видит не только прошлое, но и будущее и приносит свои познания своей материальной оболочке. Правда, она не передает их во всей их красоте и чистоте, щадя несовершенство и непрочность телесных способностей, как луна, отражая солнечный свет, не передает нам его таким ярким и чистым, как получает сама.

Франсуа Рабле

 

В сновидениях продолжается жизнь сознания, но при пробуждении их часто невозможно вспомнить и уж тем более объяснить с точки зрения логики и здравого смысла. «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» – эти слова Шекспира вполне можно отнести и к толкованию сновидений – онейромантике. Конечно, сновидения подчинены определенным психическим законам, однако не могут быть расшифрованы и поняты до конца. Их природа не поддается строго рациональному объяснению. Даже у одних и тех же людей не бывает одинаковых сновидений. В целом содержание снов зависит от жизненных обстоятельств, эмоционального фона, но это лишь косвенная зависимость. Многие считают, что человеку обычно снится то, чем заняты его помыслы, однако издревле люди знали, что в снах фигурируют и некие «темные образы», не объяснимые ничем.

Для правильного истолкования сновидения необходимо в первую очередь мысленно воссоздать его общую атмосферу и фабулу, уяснить себе значение каждой детали. Беспристрастное толкование сновидений позволяет человеку лучше познать себя в умственном, духовном, нравственном отношениях, приводит к пониманию других людей.

Сон – ключ к тайнам личности, сфера свободного духа, имеющая собственную логику, выраженную бессвязным языком подсознания, который мы понимаем с большим трудом, из‑за чего и возникла потребность в сонниках, позволяющих нам понимать язык сновидений. Но этот язык – язык образов, слов, ситуаций, поступков повседневной жизни. Подсознание же отбирает среди них лишь то, что наиболее точно соответствует эмоциональному настрою человека. Материал сна дает ключи к пониманию самого себя. Предмет истолкования в сновидении – это архетипы (по Юнгу, прообразы, структурные элементы коллективного бессознательного) и символы, источником которых является личная жизнь человека.

Первый контакт с подсознанием бывает обычно болезненным, так как при этом проявляются те стороны личности, которые мы обычно предпочитаем у себя не замечать, и поэтому они оттесняются на задний план, падая, условно говоря, на самое дно подсознания. Но и там они продолжают существовать и вызывать негативные реакции, которые зачастую приводят к различным нервным расстройствам, к сложностям во взаимоотношениях с другими людьми. После того как негативные качества личности выявлены, они лишаются своего мистического ореола, становится возможным объяснить недостатки поведения, скорректировать его.

Сны ведут к познанию собственного Я. Они являются отражением психического состояния человека, и все, что нам снится, имеет отношение к множественным аспектам нашей жизни. Человек, увлекающийся азартными играми, часто видит во сне карты. У многих людей творчества часты ночные озарения, когда рождаются замыслы художественных произведений.

Артур Шопенгауэр писал: «Ничто так не уясняет непреложное единство основной сущности нашего Я и сущности внешнего мира, как сновидение. Ибо в сновидении предметы отличны от нас самих, отличаются совершенной объективностью и своей загадочной особенностью, чуждой собственным нашим свойствам, вызывают в нас удивление, смущение, беспокойство и другие чувства. Тем не менее все это – мы сами. Такова именно также и воля, носящая в себе весь внешний мир, оживляющая его и заключенная внутри нас, где мы сознаем непосредственно присутствие ее. Всеми этими чудесами мы обязаны, однако, интеллекту, этой фантастической и чудесной мастерской, этому несравненному волшебнику, который разлагает свое собственное существо на познающее и познаваемое».

Бывают сновидения, которые человек не запоминает, они неполны, туманны, легко улетучиваются из памяти и ничего не значат, а есть такие сны, которые словно бы «врезаются» в память, на них нужно обращать внимание. Разновидностей сновидений множество, по мнению некоторых ученых‑онейромантов, воздержанные и разумные люди во всякое время могут видеть сны, значения которых будут верны. Сновидение обусловлено деятельностью мозга во время сна, это результат работы памяти и воображения. Иногда люди просыпаются с криками, умоляя спасти их родных, находящихся далеко, и увиденное во сне нередко подтверждается.

Арабский астроном и толкователь сновидений Альбумазар считал, что сны, увиденные перед рассветом, исполняются через несколько дней, а те, которые посещают нас после рассвета, – на следующий день. Такие ученые, как Птолемей и Тихо Браге, полагали, что не от времени года и не от времени суток зависит, можно ли считать сон вещим или нет, а только от Луны. Некоторые современные сонники снабжены таблицами, где указано, на какой лунный день сон сбудется, а на какой – нет.

Множество снов вообще невозможно истолковать, есть сновидения, имеющие тайный смысл и не поддающиеся расшифровке. Есть сны, сбывающиеся в том виде, в каком были увидены. Одному заключенному Познанской тюрьмы, приговоренному к смерти, приснилось, что ему на шею набрасывают петлю для того, чтобы повесить, и что какой‑то незнакомец со шпагой в руке освободил его от петли. Этот сон сбылся на другой же день. После произнесения приговора несчастный был уже отдан в руки палачей, но был спасен незнакомыми людьми, которых послали его друзья.

Древние толкователи снов разработали специальную таблицу, из которой можно узнать, сбудется ли виденный вами сон (см. с. 22). Согласно этой таблице, сон может сбыться раньше или позже, с большей или меньшей вероятностью в зависимости от того, в какой по счету от новолуния день вы его видели.

Древние толкователи дают указания и относительно того, как скоро сбываются сны, привидевшиеся в разное время суток. Если сон пришелся на промежуток времени с 4‑го часа пополуночи до утра, он сбудется в течение либо 10 дней, либо месяца, либо года; если он продолжался с полуночи до 3‑го часа – исполнится на третий, четвертый или пятый год; если с девятого часа пополудни до полуночи – не раньше чем через девять лет. Сны, бывающие днем, по большей части исполняются через семь часов или никогда.

Считается также, что сны, увиденные в первый день года, сбываются в течение этого же года, увиденные накануне второго дня года сбываются в течение восьми месяцев, а увиденные накануне третьего дня года – уже наполовину сбывшиеся.

 

Таблица, изъявляющая справедливость сновидений

 

День от новолуния, когда приснился сон – Что означает сон и когда сбудется

1‑й – Сон справедлив, означает благополучие

2‑й – Скоро сбудется

3‑й – Сон пустой

4‑й – Сбудется

5‑й – В самой точности сбудется

6‑й – Сон справедлив

7‑й – Не скоро сбудется

8‑й – Возможно, сбудется

9‑й – Не пустой сон

10‑й – Ничего не сбудется

11‑й – На третий день сбудется

12‑й – На седьмой день сбудется

13‑й – На девятый день сбудется

14‑й – В скором времени сбудется

15‑й – В скором времени исполнится

16‑й – Очень скоро сбудется

17‑й – В девятнадцатый день исполнится

18‑й – В двадцатый день исполнится

19‑й – Через восемь дней откроется

20‑й – Предвещает благополучие

21‑й – В точности сбудется

22‑й – Ничему не бывать

23‑й – Сон этот не исполнится

24‑й – В двенадцатый день сбудется

25‑й – Ничего важного не предвещает

26‑й – Не опасен

27‑й – Не важен

28‑й – В двадцать четвертый день сбудется

29‑й – Не исполнится

30‑й – Через месяц исполнится

 

В древних первобытных культурах сны толковались по‑разному, например, шумеры считали, что сны посылает им бог Солнца Шамаш. Прорицатель переводил образы сна на понятный язык, жрец расшифровывал их. Древние египтяне считали ночь временем возвращения в первобытный хаос, когда человек общается с существами и видениями, блуждающими в предвечном мире. В то же время они верили, что сны – предвестники грядущих событий.

Иудейские богословы считают, что сны могут быть средством общения человека с Богом. В исламских государствах толкование сновидений стало настоящей наукой, она не противоречит догматам религии, и ей посвящено множество книг. Персидская традиция различает три вида снов: сны, порожденные душой и подлежащие истолкованию, – Ноофе; сны физиологические, порожденные духом, – Рух и сны правдивые, возникающие в состоянии полной умиротворенности души спящего. Толковали они сны, руководствуясь главным образом методом аналогий и просто здравым смыслом.

Индийские брахманы (сословие жрецов) признавали четыре состояния души, или стадии сознания: бодрствование; непрочный сон, во время которого душа исследует области, недоступные бодрствующему сознанию; глубокий сон без сновидений – состояние, когда человек уходит в себя и возвращается к своему центру, делая попытку воссоединиться с бытием; и наконец, абсолютное уподобление Брахману, не знающему сна, старости, скорби, смерти.

Древние китайцы считали, что сон – это путешествие души, позволяющее предсказывать будущее. Китайцы пытались объяснить сны причинами физиологического и психологического порядка. Они считали, что душа, бодрствующая во сне, последовательно переживает несколько состояний: рождение, действие, скорбь, радость, смерть. Японцы обозначают истолкование снов словом оммйодо, заимствованным у китайцев. Сны в японской традиции либо толковались буквально, либо им приписывалось значение, прямо противоположное буквальному.

С точки зрения христианского сознания сновидения содержат в себе зачатки будущих событий. Библия обнаруживает следы прочной веры в сновидения. Например, Иосиф успешно истолковал сон фараона про тощих и тучных коров, предсказав голод в Египте. Еще раньше Иосиф сам увидел во сне, что ему поклонились одиннадцать звезд. Его одиннадцать братьев, когда он рассказал им этот сон, решили, что звезды – это они сами, а значит, Иосиф будет царствовать над ними. Испугавшись этого, они продали его в рабство, но сон оказался вещим.

Вся светская и священная история насыщена примерами вещих снов. Часто они оказывают влияние на важные события, например, сон, увиденный Цецилией Метеллой, женой римского консула, побудил римский сенат отдать распоряжение о восстановлении храма Юноны Соспиты. Петрарка в день смерти своей возлюбленной Лауры увидел ее во сне мертвой, после чего создал поэму «Триумф смерти». Многие люди сами предсказывают свою смерть, увидев ее во сне. Так, Жанна д’Арк заранее знала, когда умрет.

Аристотель считал, что предсказания некоторых вещей в сновидениях вполне вероятны. Французский астроном Камиль Фламмарион в книге «Неведомое» писал: «Мы можем видеть без помощи глаз и слышать без помощи ушей посредством некоего внутреннего психического и умственного чувства». И далее: «Очень многие научные термины являют лишь результаты, не причины, и результатом могут быть физические эффекты странного свойства, производимые без участия мозга».

Сны не всегда заслуживают внимания, так как обычно порождаются беспокойным бодрствующим сознанием и не имеют пророческого значения. Если сны приходят к человеку во время легкой дремоты, им не стоит придавать значения. Сны, которые человек видит, находясь под воздействием наркотиков или когда у него лихорадка, также не могут быть вещими. Только духовные сны порождаются высшим Я, проникающим в область души; именно эти сны являются частью универсального сознания. Исследования ученых убедительно доказывают существование связи между отдельными ограниченными сознаниями.

Теории и методики толкования снов различны. Многие ученые посвящают свои жизни этой проблеме. В связи с этим нужно назвать несколько великих имен.

НОСТРАДАМУС (Мишель де Нотрдам) (1503–1566), врач, алхимик, астролог и прорицатель. Главным трудом Нострадамуса считается его книга пророчеств – «Les propheties», – в которой судьбы народов и государств предсказаны на много лет вперед и изложены в стихах, полных загадок и иносказаний.

В «Письме к сыну Сезару» – прозаическом тексте, который послужил предисловием к «Пророчествам», – Нострадамус пишет, что его предсказания охватывают период с 1555 по 3797 год. С другой стороны, Нострадамус разделял существующее в иудаизме представление о том, что срок, отпущенный земной цивилизации, составляет шесть тысяч лет – в соответствии с шестью днями творения. В «Письме Сезару» предсказатель связывает Второе Пришествие с наступлением эры Сатурна, то есть с началом второй Великой Субботы, или началом седьмого тысячелетия от Сотворения Мира. Если учесть, что в иудейской традиции датой сотворения мира считается 1761 год до Р. X., то получается, что срок, на который распространяются пророчества Нострадамуса, должен быть ограничен 2240 годом.

Полное издание «Пророчеств», вышедшее уже после смерти автора, включает в себя 942 четверостишия, которые объединены в центурии («столетия») – своеобразные пророческие циклы, составляющие основное наследие Нострадамуса как прорицателя. В каждой из десяти центурий Нострадамуса, за исключением седьмой, которая осталась незавершенной, – сто четверостиший (катренов), и в каждом из них содержится определенное предсказание.

Задавая банальнейший из вопросов: «Что сбылось, а что – нет?» – можно получить разные ответы. Возможно, то, что «не сбылось», было просто неверно истолковано? В центуриях есть пророчества, сформулированные вполне определенно и прямо, но в большинстве случаев Нострадамус старался зашифровать в тексте нужный ему смысл, чтобы сделать его непонятным для непосвященных.

Сегодня можно утверждать, что Нострадамус в точности предсказал множество знаменательных исторических событий: гибель Генриха II на рыцарском турнире; восшествие на французский престол Генриха IV, казнь Марии Стюарт и Людовика XVI, кровавый террор французской революции. Он предсказал появление марксизма и нового типа общества («Коммуна грядет»). Непостижимым образом «выведены» у Нострадамуса Наполеон и Гитлер: Napoloron и Hister. Он также предвидел две мировые войны, военные действия в воздухе и под водой, холокост, убийство братьев Кеннеди, создание атомной бомбы, полеты в космос и многое другое. Кроме того, автор «Пророчеств» скончался точно в предсказанный им день.

Однажды Нострадамус был представлен молодому монаху‑францисканцу, перед которым опустился на колени. Окружающим он объяснил случившееся просто: «Я сделал это потому, что должен был преклонить колени перед Его Святейшеством». Позднее этот монах стал Папой Римским Сикстом V.

В пророчествах Нострадамуса мы видим словно бы календарь судеб, своеобразную «машину времени». Он был визионером, воспринимающим целые «видеоряды» информации, глобальные исторические процессы, затрагивающие не один век. Его феномен до сих пор остается непостижимым.

Мишель Нотр‑Дам (Нострадамус – латинизированный вариант его имени) родился в маленьком французском городке Сен‑Реми в семье евреев, принявших христианство. Его отец был нотариусом, а дед и прадед по отцовской линии занимались торговлей.

В 1518 году Мишель отправился на учебу в Авиньон, где изучал философию. В 1521 году он получил звание магистра искусств, а затем продолжил свое образование в Монпелье. Там в 1534 году Нострадамусу была присвоена степень доктора медицины, после чего он приступил к официальной врачебной практике.

В 1536 году Нострадамус поселился в Ажене, где обзавелся семьей. Там же он познакомился с ученым Жюлем Скалигером, который стал его другом и учителем. Период относительного благополучия в жизни Нострадамуса оказался недолгим – через два года после переезда в Ажен его жена и дети умирают от неизвестной болезни. Вслед за этим последовала смертельная ссора со Скалигером, и Нострадамус решил покинуть город.

Период его странствий продолжается девять лет. Об этих годах известно мало. Нострадамуса в это время видели в разных местах: Венеции, Бордо, Турине, Эльзасе, Лионе. В 1546 году он объявился на юге Франции, в Эксан‑Провансе, где в то время свирепствовала чума, и принял участие в борьбе с эпидемией. За свои героические усилия на этом поприще он получил от местных властей пожизненную пенсию.

Существует легенда о том, что Нострадамус был гениальным врачом и якобы излечивал от чумы целые города, но это не так: он был типичным врачом своего времени и боролся с чумой, применяя таблетки из лепестков роз, опилок зеленого кипариса и ароматического тростника.

В 1547 году, когда эпидемия отступила, Нострадамус поселился в Салон‑де‑Провансе, где жил вплоть до своей смерти. В этом же году он снова женился – на вдове Анне Понсар Жемелло. От этого брака родилось шесть детей.

Начало карьеры Нострадамуса как астролога и прорицателя приходится на 1551 год. Тогда он начал выпуск своих альманахов, которые содержали различные предсказания, основанные на астрологических расчетах.

Подписывает он их псевдонимом, под которым впоследствии вошел в историю, – «Nostradamus». Эти альманахи пользовались необычайной популярностью. Написаны они были живо, интересно, оригинально. Читатели находили там множество прогнозов – бытовых, сельскохозяйственных, политических, и большинство из них сбывалось. Год от года книги становились все объемнее, возрастала и известность предсказателя.

Летом 1955 года Нострадамус посетил Париж и удостоился аудиенции у Генриха II и Екатерины Медичи. По всей видимости, предсказатель произвел благоприятное впечатление на августейших особ: впоследствии он вел с королевой Франции переписку.

В 1564 году королева со своим сыном Карлом IX посетила Салон‑де‑Прованс и пригласила Нострадамуса на встречу в Арль, где он был назначен лейб‑медиком. Однако к этому времени Нострадамус был серьезно болен – подагра мучила его все сильнее. От подагры, как полагают, он и ушел в мир иной – в тот самый день, который был ему известен заранее, – 2 июля 1566 года. На каменной плите над его могилой написано: «Здесь покоится прах знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, кто благодаря влиянию звезд оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером будущие события всего мира».

ЗИГМУНД ФРЕЙД (1856–1939), австрийский невропатолог, психиатр и психолог, великий новатор, основоположник психоанализа. Ранние его работы посвящены локализации мозговых функций, проблемам физиологии и анатомии головного мозга. Он занимался проблемой детского паралича, в 1884 году первым открыл болеутоляющее действие кокаина. С 1895 года разрабатывал методы лечения неврозов, в частности истерии. Одним из первых начал изучение психологических аспектов развития сексуальности. В 1900 году выдвинул гипотезу о строении психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит конфликт между различными уровнями психики, прежде всего между сознанием и бессознательным влечением.

Фрейд говорил о себе, что он «принадлежит к тому сорту людей, которые, по выражению Хеббеля, нарушили покой мира». Его работы в корне изменили облик психологии XX века, осветив коренные вопросы устройства личности. Они раскрыли природу конфликтов между страстями и чувством долга, выявили причины душевного дискомфорта и иллюзорность представлений человека о самом себе.

Много и углубленно Фрейд размышлял о сновидениях. В книге «Толкование сновидений», увидевшей свет в 1900 году, он тщательно анализирует порождающие их механизмы и роль, которую они играют в жизни человека. Основной тезис ученого понятен: сновидение является продуктом нашей психической активности, выражением нереализованных и подчас безотчетных потребностей, которые мы можем удовлетворить во сне благодаря усилиям собственного воображения и таким образом обрести душевное равновесие. Однако, по Фрейду, подлинные душевные переживания спящего, или «содержание сна», выражаются лишь в символических и на первый взгляд абсурдных образах – так называемой «продукции сна», которая есть не что иное, как уловка подсознания, стремящегося обмануть внутреннего цензора – разум и дать выход страстям, которые находятся под запретом. Таким образом, символы сновидений – это код потаенных желаний человека. Чем более значимо для человека то или иное переживание, тем более фантастический характер оно приобретает во сне. Раскрыть же тайный смысл сновидения, считал Фрейд, можно лишь с помощью психоанализа.

Фрейд выделяет три типа сновидений. Во‑первых, сновидения вполне осмысленные, понятные, то есть не вызывающие никаких затруднений при их истолковании. Во вторых, сновидения в определенной степени логичные, но странные: их смысл трудно связать с происходящим наяву. И наконец, сновидения бессвязные и спутанные, понять которые вообще невозможно. Последние требуют к себе особенного внимания, поскольку при правильном истолковании могут стать для сновидца источником очень важной информации о его жизни и о нем самом.

Опубликованные на сегодняшний день сонники Фрейда представляют собой перечень повторяющихся символов из мира сновидений, которые описывает и интерпретирует в своих работах сам Фрейд. Задача таких сонников – ознакомить читателя с практической стороной учения австрийского психиатра. Примеры толкования снов по Фрейду представлены во второй части настоящей работы, хотя, конечно, не в полном объеме.

КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875–1961), швейцарский психолог и психиатр, основатель одного из направлений глубинной психологии – аналитической психологии. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе, был ассистентом психиатра Эйгена Блейера, разработал метод свободных ассоциаций, ставший одним из основных в психиатрии. В 1907–1912 годах – один из ближайших сотрудников Фрейда, с 1911 по 1914 год – первый председатель Международного психоаналитического общества. Однако в дальнейшем пересмотр Юнгом основных положений психоанализа (трактовка либидо как психической энергии вообще, отрицание сексуальной этиологии неврозов, понимание психики как замкнутой автономной системы, функционирующей по принципу компенсации и др.) привел к полному разрыву с Фрейдом.

В своей выдающейся работе «Метаморфозы и символы либидо» (1912) Юнг постулировал существование в психике человека помимо индивидуального бессознательного более глубокого слоя – коллективного бессознательного, которое, по его мнению, есть отражение опыта прежних поколений, запечатленное в структурах мозга. Содержание его составляют общечеловеческие образы‑архетипы, динамика которых лежит в основе мифов, символики художественного творчества, сновидений. Архетипы недоступны обычному восприятию и осознаются через их внешнюю проекцию на объекты.

Центральная роль отводится Юнгом архетипу «самости» как потенциальному центру личности – в отличие от Эго как центра сознания. Он считал, что необходимые связи между различными уровнями психики в традиционной культуре поддерживались благодаря обрядам, ритуалам, погружению в мифологическое пространство. В современной же культуре средством активизации архетипов являются сны.

Юнг писал: «…Самая сложная и неведомая часть разума, производящая символы, до сих пор не исследована. Это может показаться почти невероятным, ведь мы получаем сигналы из бессознательного почти каждую ночь, но расшифровка этих посланий представляется слишком утомительным занятием почти для всех, исключая немногих людей, которых это беспокоит. Величайший инструмент человека – его психика – привлекает мало внимания, зачастую ей просто не доверяют и презирают ее. <…>

Я потратил более полувека на изучение натуральной символики и пришел к выводу, что сновидения и их символика не являются бессмысленными и бестолковыми. Наоборот, сны дают наиболее интересную информацию как раз тем, кто затрудняется понять их символы».

Юнг считал, что в жизни человека сны играют весьма значительную роль: во‑первых, обеспечивают эмоциональный баланс, позволяя, например, сдержанным людям переживать сильные чувства, и, во‑вторых, способствуют развитию психических функций. Юнг также различал объективные и субъективные сновидения: первые воссоздают картину повседневной жизни человека, его взаимоотношений с внешним миром, вторые являются отражением чувств и мыслей сновидца – его внутренней духовной жизни.

В то же время, по мнению Юнга, наш личный жизненный опыт нельзя считать единственным источником всех образов и символов, которыми наполнены наши сны. Нередко оказывается, что тот или иной образ, незнакомый и совершенно чуждый спящему, относится к одной из существующих в мировой культуре мифологических систем. Подобные образы составляют содержание коллективной памяти, пробуждающейся во время сна. Знание их специфического значения, которым они обладали в породившей их культуре, позволяет дать сновидению верное толкование.

АЛЬФРЕД АДЛЕР (1870–1937), австрийский врач и психолог. Примыкал вначале к сторонникам Фрейда, потом основал свое направление – школу индивидуальной психологии, получившую наибольшее влияние в 20‑е годы, когда была создана Международная ассоциация индивидуальной психологии. В 1932 году Адлер покинул Австрию и жил главным образом в Америке. С Фрейдом его объединяет тезис об определяющей роли влечений и бессознательного в психике. Основным в концепции Адлера был принцип компенсации: по мнению ученого, в основе любой деятельности лежит стремление индивида к самоутверждению как к своеобразной компенсации изначального комплекса неполноценности, причем в зависимости от поставленных целей и способов их достижения у человека вырабатывается тот или иной «жизненный стиль». Отдельные идеи Адлера получили дальнейшее развитие в различных школах психоанализа, например, тезис о преобладании целого над отдельными психическими элементами был использован в гештальтпсихологии.

Адлер считал, что сон компенсирует чувство неполноценности и дает выход агрессии, позволяя человеку успешно адаптироваться в обществе. Если для Фрейда сны были областью, в которой господствует подсознательное, то Адлер соотносил их с мышлением и мотивацией, характерными для бодрствующего сознания. Кроме того, в отличие от Фрейда, который считал, что сны устраняют внутреннюю напряженность, позволяя человеку безнаказанно удовлетворять свои бессознательные желания, Адлер приписывал сновидениям адаптивную функцию. По его мнению, во сне воображение моделирует подсознательно ожидаемые ситуации и это помогает сновидцу управлять своим будущим.

КАРЛОС КАСТАНЕДА (1925–1998), американский писатель, антрополог, мистик. В одиннадцати книгах, ставших бестселлерами, рассказал о времени своего ученичества у индейского шамана Хуана Матуса, с которым впервые встретился, когда собирал материал для своей диссертации по антропологии: Кастанеду интересовали оккультные практики индейцев, и в частности использование при проведении шаманских обрядов пейотля – кактуса, содержащего мескалин, сильное психоактивное вещество. Знакомство с доном Хуаном изменило мировоззрение Кастанеды: в долгих беседах шаман поверял ему тайные знания о человеческой природе и окружающем мире, обычно недоступные европейцам. В своих книгах Кастанеда последовательно и очень обстоятельно, в форме вопросов и ответов, изложил систему полученных им эзотерических знаний, обозначив ее как «учение дона Хуана».

В девятой по счету книге – «Искусство сновидения» (1993) – речь идет об овладении искусством контролировать свои сны как способе расширить границы сознания. Если онейромантика ограничивается поиском символических соответствий между сном и явью, то Кастанеда настаивает на необходимости сознательного проникновения в мир сновидений и контроля над происходящими в нем событиями. Таким образом, согласно Кастанеде, во сне, который мы считаем сферой бессознательных фантазий, может действовать и сверхсознание.

ВАНГА (Вангелия Пандева‑Гуштерова) (1911–1996), болгарская ясновидящая и целительница. Ее имя широко известно не только в Болгарии и России, но и во всем мире.

Феномен Ванги так и не был изучен, хотя исследованием ее способностей занимались известные ученые, например академик Наталья Бехтерева, крупнейший специалист в области нейрофизиологии.

Родилась и жила Ванга в Болгарии, в селе Петрич, именно туда приезжали к ней люди со всего света. Предсказания, сделанные Вангой, всегда исполнялись и продолжают исполняться в точности.

Испытаний на ее долю выпало великое множество. Когда Ванге было четыре года, умерла ее мать. Вскоре началась Первая мировая война, и отца Ванги мобилизовали в болгарскую армию. Она росла под присмотром соседки. Вернувшись с войны, отец женился снова. К этому времени у Ванги уже начинают открываться ее необыкновенные способности. Она придумывает себе странные игры: например, спрятав какой‑нибудь предмет, с завязанными глазами пытается его отыскать.

В двенадцать лет Ванга потеряла зрение. Однажды во время сильной бури девочку подхватил смерч и унес в поле. Ее долго искали, наконец нашли, обессиленную, неподвижную. Она была страшно напугана, глаза ее, засыпанные песком, не открывались и очень болели. Денег на лечение у семьи не было. Зрение ухудшалось с каждым днем. Ванга плакала, молила Господа о чуде, не подозревая, что это чудо уже свершилось: она стала ясновидящей.

В 1925 году ее отвезли в Дом слепых, там она прожила три года. Когда умерла ее мачеха, Ванге пришлось вернуться домой, чтобы ухаживать за младшими братьями и сестрами.

Экстраординарные способности Ванги открывались постепенно. Нельзя назвать точную дату, когда открылся ее дар. В первые годы после того, как она ослепла, Ванга часто находила потерянные вещи, овец, покинувших стадо и заблудившихся в полях. Ей стали сниться вещие сны, которые предвосхищали грядущие беды и неприятности. Но окончательно дар Ванги развился лишь в годы Второй мировой войны. Перед самым началом военных действий она увидела Белого Всадника, который навестил ее ночью и сообщил, что она будет отныне помогать людям, отвечать на их вопросы и давать советы. Этим всадником был не кто иной, как архангел Михаил.

Свои способности сама Ванга объясняла присутствием около нее особых прозрачных существ, их происхождения она не знала и объяснить не могла. Они посылали ей информацию о людях, которую она и передавала страждущим. Жизнь любого человека, стоящего перед нею, словно бы на экране пробегала перед ее невидящим взором, от рождения до смерти. Предотвратить то, что людям суждено было пережить, она не могла.

К Смерти у Ванги было особое отношение, она считала, что ее нет. В беседе с одним известным театральным деятелем она сказала ему: «…после смерти тело разлагается, как и вообще все живое, но часть тела и души, даже не знаю, как это назвать, – не разлагается. Вот вы говорите о втором рождении. Что это такое, я не знаю. Но то, что остается от человека, – душа – не разлагается и продолжает развиваться, чтобы достигнуть более высокой ступени. Это и есть бессмертие души».

Ванга регулярно вступала в контакт с умершими людьми. Она говорила, что является для них «вратами в этот мир» и что, когда к ней приходит кто‑нибудь из посетителей, умершие родственники этого человека окружают ее, разговаривают с ней, а она лишь передает то, что услышала.

Она встречалась со многими магами и экстрасенсами, в том числе с Чумаком, Грабовым, Кашпировским, Глобой. Многие приезжали к ней с огромным самомнением и амбициями, а уходили пристыженные и обескураженные. Как‑то к ней приехала Лариса Шепитько, кинорежиссер. В 1979 году она трагически погибла в автокатастрофе. Ей Ванга сказала: «Молодая, жаль тебя, скоро умрешь!»

Посетители всегда должны были приходить к Ванге с кусочком сахара‑рафинада: кристаллическая решетка сахара сохраняет информацию о человеке. Кроме сахара можно было оставлять ей незатейливые подарки, например плюшевые игрушки, которые Ванга любила гладить, трогать, вспоминая тех, кто их дарил.

Ванге были ведомы судьбы людей, еще не родившихся, и тех, кто умер более 100 и 300 лет назад. Это, как считают ученые, самое необычайное проявление ее ясновидения. Говорила она и о будущем, хотя делала это неохотно. Например, Ванга предсказала покушение на Джона Кеннеди, распад СССР, гибель принцессы Дианы. Однажды она произнесла: «Курск окажется под водой, и весь мир будет его оплакивать…» Смысл этой фразы, поначалу вызвавшей недоумение, стал ясен в августе 2000 года, когда затонула атомная подлодка «Курск».

3 августа 1996 года Ванга была помещена в реанимационное отделение правительственной больницы в Софии. У нее был рак груди. Тысячи людей стояли денно и нощно у больницы. Ванга предвидела свою смерть, она умерла в тот день и тот час, который сама себе предсказала, – 11 августа 1996 года в 10 часов 10 минут.

 

Глава 3. Дух и душа

 

 

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.

Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,

Что почитает за дар природы предел своей жизни,

Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно…

 

Децим Юний Ювенал

 

Идеология сновидений так или иначе связана с понятиями духа и души. Что же они из себя представляют?

Вопрос о соотношении духа и материи – основной вопрос философии. Утверждение первичности материи, производным от которой является дух, – черта материалистического мировоззрения. Как говорил Фридрих Энгельс, дух есть «высший продукт материи». Признание первоначала духа как нематериальной субстанции характерно для идеализма. В рациональных философских системах дух отождествляется с сознанием, мышлением. В иррационализме он рассматривается как воля, чувство, интуиция, воображение.

В Древней Греции дух мыслился как основная субстанция бытия, как движущая сила Космоса – это значение закрепилось в таких понятиях, как «логос», «пневма», «нус», которые в философской терминологии служат эквивалентами понятию духа. Античные философы считали, что материальный мир не может существовать без разумного формообразующего начала, коим является дух. Пифагор, Платон, Эпикур признавали существование мировой души, разлитой во Вселенной, все соединяющей и оживляющей. Аристотель противопоставлял четырем стихиям – огню, воде, земле и воздуху пятую – эфир, неосязаемую божественную стихию, тончайшее и всепроникающее вещество, которое наполняет собой всю Вселенную, являясь одновременно материей и пространством.

Библейско‑христианская традиция понимает дух как личностный Абсолют и личную волю Бога, который сотворил мир из ничего. В современных философских концепциях дух рассматривается как разум.

По понятиям древних философов, мир троичен: это небо, земля и ад – материя без света и истины. Троичность всюду: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Отец, мать, дитя. Числу 3 в нумерологии отведено особое место. Да и у Солнца, считали древние, тройственная сущность: свет, тепло, энергия. Всюду троичность. В магии: принцип, осуществление, понимание. В душе человека: действие, мысль, любовь. В музыке: аккорд состоит из трех нот, отстоящих друг от друга на терцию.

Принцип троичности проявляется и в сосуществовании ангельского, демонского и человеческого миров. Человек всегда находится в состоянии нравственного выбора – выбора между добром и злом. Не случайно царь Соломон, воздвигая храм Иерусалимский, приказал поставить по обе стороны от входа две колонны – Яхин и Боаз, одна из которых символизировала гармонию, свет и добро, а другая – хаос, мрак и зло.

По закону всемирного тяготения, тело



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: