ТЕМА 2. ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Канонический характер египетской культуры и цивилизации. Роль канона в жизни и искусстве египтян. Главная особенность древнеегипетского искусства – его культовый, религиозный характер. Вера в загробный мир, египетская мифология.
Значение египетской культуры и искусства для последующих эпох (впервые – монументальная каменная архитектура, скульптурный портрет, высокое мастерство в обработке разных пород камня, резьбе по кости, ювелирке и т.д.)
Искусство Древнего царства. Формирование основных канонов в архитектуре, скульптуре, рельефах и росписях Древнего царства.
Эволюция архитектурных форм египетских захоронений: от мастаб до «классических» пирамид в Гизе. Пирамиды Джосера в Саккара, Снофру в Медуме, пирамиды Хеопса, Хефрена, Микерина в Гизе. Пространственная композиция пирамидного комплекса. Заупокойные комплексы фараонов Джосера и Хефрена. Материал, фактура, функциональная и культовая роль пирамид.
Достижения архитектуры Древнего царства: овладение конструктивными и декоративными свойствами камня; создание пирамиды; использование колонн; гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры, рельефов.
Скульптура Древнего царства. Палетка фараона Нармера как синкретичный образ скульптуры-архитектуры-письменности. Сложение системы ортогональных проекций, т.е. канона в изображении на плоскости человеческой фигуры. Особенности передачи пространства в древнеегипетских рельефах (Портрет зодчего Хесиры, рельеф «Возвращение стада» из гробницы Ти в Саккара). Египетский скульптурный канон. Основные типы статуй (сидящие, стоящие; статуи фараонов, знатных лиц, писцов, статуэтки слуг и др.) Стиль формы, выразительный язык, образные нюансы. Статуи фараона Хефрена, «Царевича Рахотепа и его супруги Нофрет», писца Каи, портрет зодчего Хемиуна.
|
Лаконизм, простота и чистота, ясность и монументальность пластики и архитектурных форм.
Искусство Среднего царства (21-18 века).Распад Египта на номы (области), усиление номархов.
Новые формы в архитектуре: скальные храмы, гробницы номархов. Храм МентухотепаI в Деир-эль-Бахри – образец храма переходного периода от пирамидного к скальному. Скульптура: портреты фараонов МентухотепаI, СенусертаIII, АменемхетаIII. Сравнение скульптуры Древнего и Среднего царств. Росписи гробницы в Бени-Гасане.
Искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.). Преемственность в искусстве раннего Нового царства - храм царицы Хатшепсут в Деир-эль-Бахри. Особенности композиции и скульптурного декора. Нарастание гуманистических свойств в искусстве Нового царства: скульптурный портрет Хатшепсут изДеир-эль-Бахри, скульптура времени Аменхотепа III.
Новые формы в архитектурных комплексах Карнака и Луксора в Фивах. Детальная характеристика планировки, функциональной, образной и прочих сторон архитектуры.
Усиление декоративного, орнаментального начала в пластике и рельефах второй половины Нового царства. Изменение характера скульптуры, ее пропорций («Жрец Аменхотеп и жрица Раннаи» из ГМИИ им. Пушкина, статуя жены Нахтмина и др.). Рельеф «Плакальщики» из ГМИИ им. Пушкина: образно-пластическая характеристика и выразительные средства. Сравнение скульптуры Древнего и Нового царства.
Искусство Амарны (1370-1340 гг. до н.э.).Канон и революция Эхнатона. Характер искусства Амарны: скульптура, рельефы. Портреты Эхнатона, Нефертити и их семьи. Красотанекрасивого. Гармонические особенности портретов Нефертити.
|
Сокровища гробницы Тутанхамона и преемственность Амарнского искусства. Рельефы золотого трона Тутанхамона. Статуя Рамзеса II из Карнака.
Росписи Нового царства: отступление от канона (росписи гробницы Нахта в Фивах «Сцена на пиру», «Музыкантши» и др.; росписи гробниц Рамоса, Нефертари в Фивах).
Храмы Рамзеса II в Фивах (Рамессеум) и Абу-Симбеле.
Поздний период (1085-332 гг. до н.э.). Трансформация архитектурных форм. Уменьшение размеров, более тонкое образное звучание. Храм Исиды на острове Филэ. Фаюмские портреты. Египетские коллекции Эрмитажа и Пушкинского музея (ГМИИ им. А.С. Пушкина). История их создания.
ТЕМА 3. АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫИ ИСКУССТВА
Понятие «Античность». Периодизация греко-римской культуры. «Классичность» античного искусства и культуры. «Греческое чудо». Винкельман: античность как норма и образец, задающая свои критерии оценки всем последующим эпохам. Целостность (синкретичность) художественного сознания греков. Сравнение египетской и греческой культуры. Эллинское гуманистическое начало.
Новые представления о мире и человеке. Поиски идеала и рационализм мышления.
Рациональное понимание явлений природы. Зачатки «проектной» культуры в попытке создания «идеального» пространства (Афин и Афинского Акрополя) и «идеального» человека («Канон» Поликлета и «Дорифор»). Понятия «катарсис» (очищение), «калокагатия» (гармонии внешнего и внутреннего, красоты и нравственности). Подражание природе как «художественный метод» в Древней Греции. Понятия гармонии, меры, пропорции, образца, идеала.
|
3.2.ЭГЕЙСКОЕ ИСКУССТВО
Своеобразие Эгейского (крито-микенского)искусства. Сравнение его с египетским искусством. Географическое положение Крита. Характер искусства и древнейшие его образцы. Вазы в стиле «камарес», в «морском стиле».
Искусство Кносса. Реконструкции Кносского дворца. Особенности его архитектуры. Фрески Кносского дворца. Сравнение росписи «Царь-жрец» и египетского рельефа «Зодчий Хесира». Каноны египетского искусства и каноны критского искусства.
Культура материковой Греции 17-12 вв. до н.э. Микены, Тиринф. Характер цивилизации. «Львиные ворота» в Микенах, «Сокровищница Атрея». Прикладной характер искусства этого времени. «Маска Агамемнона», «Золотой кубок» из Вафио, ритоны и т.п.
3.3.ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Периодизация искусства Древней Греции. Понятия архаики, классики, эллинизма. Гомеровский период (11-8 века до н.э.).Керамика «геометрического стиля» (9-8 вв.) как образ более упорядоченной цивилизации. Вазы из Дипилонского некрополя. Архаическое искусство Греции 7-6 веков на примере скульптур «Богиня с зайцем», «Гера с Самоса», «Мосхофор». Куросы и коры – общее и особенное по сравнению с египетской скульптурой.
Сложение системы архитектурных ордеров. Дорический ордер: конструктивные особенности, основные элементы и образная характеристика (проявление мужского начала). Ионический ордер – пропорции, архитектурные элементы, образ (проявление женского начала). Храм «С» в Селинунте. Остатки храма Аполлона в Дидимах.
Вазопись «восточного» («ориентализирующего») и «коврового» стилей.
Дальнейшая кристаллизация классических форм. Храм Зевса в Олимпии. Фронтоны храма, их скульптурный декор.
«Дельфийский возничий». «Трон Людовизи». Различия в видении формы, образа в архаическом и классическом искусстве. Программный характер классического искусства: формально-образный строй как продолжение философских воззрений греков.
Классика. Афины времён Перикла в середине – второй половине V века.
Понятия гармонии, меры. Композиционный принцип динамического равновесия. Архитектура и скульптура классики как отражение античного мировоззрения.
Афинский акрополь, история ансамбля. Композиция пространства, характеристика отдельных частей. Ордера: дорический, ионический, коринфский. Типы храмов. Храм Ники Аптерос (420 г до н.э.). Пропилеи (437-432 гг. до н.э.).
Парфенон (447-438 гг.) – образец классического античного храма. Особенности архитектуры (ее «погрешности»), скульптурный декор. Эрехтейон (421-406 гг. до н.э.) – своеобразие архитектурного облика, композиционная и образная «живописность».
Периоды развития классической скульптуры. Строгая классика первой половины 5 века (фронтоны храма Зевса Олимпийского, «Дельфийский возничий»).
Высокая классика второй половины 5 века. Складывание образного и композиционного канона. Скульптуры Мирона («Дискобол», «Афина и Марсий»), их пространственные и конструктивные свойства. Образные начала.
Поликлет и его трактат о пропорциях «Канон». Скульптуры Поликлета «Дорифор», «Раненая амазонка».
Фидий и его скульптурные работы на Акрополе. Фриз и рельефы Парфенона. Рельеф с изображением Панафинейского шествия. «Ника, развязывающая сандалию».
Поздняя классика. Пракситель («Гермес с младенцем Дионисом»), «Менада» Скопаса, «Надгробие юноши с реки Илисос». Скульптуры Лисиппа.
Появление в позднеклассическом искусстве портрета (портреты Александра Македонского Лисиппа, портреты Аристотеля, Еврипида и пр.).
Искусство эллинизма (334 г. -1 век до н.э.).Конфликтная, динамичная сущность эллинизма. Внутренние предпосылки эллинизма в позднеклассическом искусстве.
Пергамский алтарь (около 180 г. до н.э.). Образная характеристика архитектуры и скульптуры Пергамского алтаря. «Ника Самофракийская» (кон. 3 – нач. 2 в. до н.э.). «Лаокоон с сыновьями».
«Расслоение» искусства на различные линии развития. «Академизм» Афродиты Милосской. «Реализм» «Портрета Демосфена» скульптора Полиевкта (2 в.). «Экспрессионизм» Ники Самофракийской.
3.4. ИСКУССТВО И КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА
Искусство этрусков (7-1 вв. до н.э.). Характер этрусской цивилизации. «Варваризмы» и достижения в строительстве. Боги этрусков, заупокойный культ. Саркофаги этрусков. Вазопись «буккеро». Скульптура этрусков. «Матер-Матута». «Капитолийская волчица», «Химера из Ареццо». Порта Марция в Перудже 2 века до н.э. «Капитолийский Брут». Этрусские портреты. Статуя АвлаМетелла – прототип римской официальной скульптуры. Трансформация этрусской скульптуры в римскую. Римские мавзолеи (Цецилии Метеллы, булочника Еврисака и др.): образ и характер архитектурных форм.
Искусство Рима времени поздней республики и ранней империи(2 век до н.э. – 1 век н.э.). Складывание основных элементов римского искусства. Римский Форум. Храмы на Бычьем форуме, Круглый храм в Тиволи, Квадратный дом в Ниме. Помпеи. Вилла Мистерий и ее росписи. Римский скульптурный портрет. «Римлянин с портретами предков» (статуя Барберини 1 века до н.э.). Портреты императоров – Портреты Августа, Ливии. Статуя Клавдия в образе Юпитера (41-54 гг.).
Общественные сооружения римлян. Театр Марцелла – ранний образец римской классики. Высочайшая техничность римских памятников. Порта Маджоре. Золотой дом Нерона. Амфитеатр Флавиев («Колизей»). Триумфальные арки. Арка Тита в Риме, Арка Адриана в Афинах, (120-130 гг.), Арка Константина в Риме. Римское инженерное искусство: дороги и акведуки. Система арочно-сводчатых конструкций. Новые строительные материалы (сочетание бетона, камня и кирпича). Термы Каракаллы – «общественно-развлекательный» комплекс поздней империи. Пантеон: внешний облик и внутреннее пространство. Римские базилики. Колонна Траяна в Риме (107-113 гг.).
Искусство времён Адриана.
«Грекофильство» римлян. Вилла Адриана вТиволи. Конная статуя Марка Аврелия (161-180 гг.). Различные полюса римской культуры. Портреты Антиноя (117-138 гг.). Коммод в образе Геракла (около 190 г.). Типическое и уникальное в римском искусстве.
Деградация римского искусства и общества в 3-4 веках. Появление христианства. Варвары. Наследие римской культуры, римской цивилизации и римского искусства.