Требования к приводу БЛ обусловлены ее функциональным назначением и циклическим чередованием основных и вспомогательных операций. При этом режим его работы повторно-кратковременный Часть времени цикла (во время выполнения основных операций) барабан лебёдки вращается под нагрузкой в направлении подъема или спуска, обусловленной массой инструмента. Остальное время цикла барабан заторможен и электропривод разгружен. Относительная продолжительность включения (ПВ) составляет в среднем 30-40%, длительность одного цикла 1,5-3 мин. На БУ, не оснащенных элементами механизации, при помощи БЛ производят вспомогательные операции: «натяжку» талевой системы (предварительное включение), развинчивание свечей, их установку на подсвечник или снятие с подсвечника, принудительный спуск незагруженного элеватора и некоторые другие операции. Мощность, затрачиваемая на эти операции, невелика, однако большое число включений неблагоприятно сказывается на надежности и долговечности электропривода. В процессе бурения регистрировалось до 240 включений привода в час, не считая операций по торможению противовключением [23]. Реверс ЭД в основных рабочих режимах не требуется, он необходим только в редких вспомогательных режимах и может осуществляться путем оперативных переключений. Если двигатель используется также в качестве электротормоза при спуске колонны, то привод должен быть реверсивным, привод при этом работает в первом и четвертом квадрантах. Силовой спуск незагруженного элеватора производится на установках с малой массой талевого блока и крюка, в зимних условиях, при неполном растормаживании барабана и т.д. в тех случаях, когда это специально предусмотрено схемой. Как правило, на тяжелых БУ необходимость в силовом спуске отсутствует, так как сам выбор массы подвижных частей талевой системы обеспечивает удовлетворительные темпы спуска. Если за за один цикл подъема можно ограничиться одним включением приводного ЭД, то при работе на высоких скоростях темп включений будет до 50 - 60 в час. Таким образом, без учета торможения противовключением, предъявляемые к приводу БЛ требования можно сформулировать следующим образом: ЭД должен допускать работу в повторно-кратковремённом режиме с числом включений 100-120 в час (при токах, не превышающих полуторакратный). Число полных реверсов - 10-20 в час (при групповом приводе ротора в приводе постоянного тока принимается до 50 реверсов вчас) [23].
Электропривод лебедки может быть регулируемым или нерегулируемым. Желательно возможно более полное использование мощности привода при изменении момента нагрузки в широких пределах (от незагруженного элеватора до колонны номинального веса - до 20:1). Характеристика привода должна быть близка к кривой постоянства мощности. Требуемый диапазон регулирования скорости до 10. Привод должен иметь такие пусковые характеристики, чтобы обеспечивался плавный, но достаточно интенсивный разгон лебедки. Значение максимального момента двигателя должно находиться в пределах 1,8 - 2,2 от номинального момента. Жесткость механической характеристики должна быть такой, чтобы статизм не превышал 5-8% номинальной частоты вращения. Привод лебедки должен обеспечивать остановку крюка талевой системы с точностью ±(30-40) мм, что соответствует 0,05-0,15 оборота вала двигателя (в зависимости от передаточного отношения между барабаном лебедки и валом двигателя). На установках глубокого бурения по соображениям резервирования привод лебедки принимается двухдвигательным, однако максимальное расчетное усилие на крюке должно обеспечиваться при работе одного двигателя. Для привода лебедки рекомендуется применять глубоко регулируемый электропривод (в современной практике - электропривод постоянного тока по системе ТП-Д). Для легких буровых установок допускается применять нерегулируемый электропривод с обеспечением плавного пуска и со ступенчатым регулированием скорости подъема с помощью механической коробки перемены передач. При использовании двигателя лебедки в качестве электротормоза, он должен поддерживать установившуюся скорость спуска колонны и замедление спуска при подходе к столу ротора. Режим работы электротормоза - повторно-кратковременный, с продолжительностью включения до 40%. Максимальный (кратковременный) тормозной момент должен обеспечиваться в течение 10 с за цикл (режим интенсивного замедления). Основное направление вращения соответствует спуску колонны, однако тормозная машина должна допускать вращение и в обратном направлении. Если в качестве тормозной машины используется приводной ЭД, то он должен при спуске работать в четвертом квадранте, в режиме динамического или рекуперативного торможения. Последний способ допускается на установках, получающих питание от электрической сети. В связи с тем, что в определенных интервалах скважины существует возможность вести спуск на высоких скоростях, тормоз должен без повреждений и остаточных деформаций выдерживать в течение 2 мин частоту вращения, на 50% превышающую номинальную. Диапазон регулирования скорости спуска вверх от номинальной достигает 2:1. Весьма желательно получение малых скоростей спуска (вплоть до нулевой), однако допустимо принимать минимальную скорость около 0,3 от номинальной. Для наиболее полного использования мощности системы торможения зависимость скорости спуска от момента нагрузки при скорости больше номинальной должна быть близка к кривой постоянства мощности. Система торможения должна обладать запасом тормозного момента около 1,5 от номинального значения для обеспечения достаточно интенсивного замедления. Рекомендуется применять для установок глубокого и сверхглубокого бурения - приводные двигатели лебедки в режиме торможения; для установок бурения на средние глубины - системы с электромагнитными индукционными тормозами; при бурении на небольшие глубины - системы с электромагнитными ферропорошковыми тормозами, которые могут дополнительно выполнять функции регулятора подачи долота при бурении. При регулируемом электроприводе системы управления должны обеспечить полное использование мощности ЭД.