Информационная безопасность как основа профилактики зависимого поведения




В образовательных организациях давно успешно функционирует предмет ОБЖ. На наш взгляд в эту дисциплину целесообразно добавить разделы: «Информационная безопасность жизнедеятельности». Эта тема должна бы стать одной из главных в образовательном пространстве, поскольку важнейшей функцией общества является безопасность, в том числе информационная. Другой обязанностью социума является профилактика угроз, в частности - зависимого поведения. Термин «информация» обозначает: «разъяснение», «сведения, имеющие значение». Но «информация» — это еще и психофизический, и смысловой продукт, имеющий значение для того, кто его использует. Информация –In|formation (лат.) - то, что входит внутрь и формируется внутри. Термин «информационная война» имеет два значения:

1) Воздействие на гражданское население или военнослужащих.

2) Действия, предпринятые для достижения информационного превосходства.

Существуют разные типы передачи и приема информации: рукопожатие – механический способ передачи, музыка – звуковой, живопись – визуальный, голос – вербальный. В мозгу информация содержится и сохраняется в виде образов: человек, математика, музыка, объединяющиеся в конструкцию (систему). Образы соединены между собой связями (синапсами). Какая информация первой придет к малому ребенку, та и будет для него главной. Вся информация, которую мы «употребляем», начиная с младенчества, становится частью нашей личности, которая выращивается на том, что она читает, слушает, впитывает в своем окружении. Поскольку все проходит через сознание, то можно сказать, что человек помнит все из своей жизни до самой смерти.

В социуме действуют разные силы, управляющие миром: власть, ресурсы, кланы… Но в реальности миром управляют идеи. Следовательно, управление любым процессом – это формирование идеи. При освещении вопроса традиционно ссылаются на древнего китайского мыслителя Сунь-цзы (VI век до н. э.) и его трактаты о ведении войны: «Разлагайте все хорошее, что есть в стране вашего противника… Делайте все возможное, чтобы обесценить традиции ваших врагов и подорвать их веру в своих богов… Используйте в этих целях сотрудничество с самыми подлыми людьми». Восточная мудрость добавляет: «Хочешь победить врага – воспитай его детей». Информационная война не является чем-то новым для человечества. Пушки затихают, но словесные битвы между странами не прекращаются. Современная Россия, обладающая второй по силе армией в мире, впутана в целый ряд информационных конфликтов. Главные наши противники «страны Запада», из которых особо выделяются США и Великобритания. Современный мир живет своей бездуховной и во многом бессмысленной жизнью. Здесь тон задают англосаксы, которые постепенно уходят с мировой арены, отчаянно пытаясь задержаться на главных ролях с помощью не только силы и дипломатии, но и с использования информационного воздействия. События на Украине показали, какая опасность подстерегает нашу страну, если мы проиграем информационную войну. Ее особенность в том, что все политические и экономические цели достигаются путём вливания небольших средств и сил. Расходуются ежегодно сотни миллионов долларов, а прибыль от ограбления измеряется сотнями миллиардов (особенно в 90-е годы). Выгоды от внедрения в сознание россиян прозападных идей вполне ощутимы. Так в 90-е годы, Запад сумел извлечь следующие преимущества: бесплатные поставки ресурсов, использование огромного незащищённого российского рынка, поток образованных эмигрантов из РФ, одностороннее разоружение РФ. Когда же сегодня Россия начинает вспоминать о своих интересах, Запад немедленно «включает информационный меседж» - о необходимости свержения недемократического режима. Западный мир использует для информационного воздействие следующие темы:

1. Россия убога и позорна во всем. Наши товары плохи, чиновники вороваты, дети - дебилы, взрослые - алкаши, старики – нищие, российские дороги и автомобили невозможно плохи.

2. Запад несравнимо лучше России, является несравнимо развитой цивилизацией. Там больше свободы, порядка, денег и доброты.

3. Патриотизм устарел. Нормальный человек должен быть космополитом. Общечеловеческие ценности важнее всего.

Результаты информационного воздействия приносят практические результаты:

1. Поддержка исходящих от Запада идей.

2. Стремление молодежи к эмиграции.

3 Убеждение диссидентов в том, что они благородные революционеры, предателями же являются патриоты России.

4. Россия катится в пропасть. Сейчас жить плохо, дальше будет ещё хуже.

5. У России нет врагов. Страны Запада и США желают России только добра, и единственный враг России — она сама.

6. России снова нужна революция…

7. Православие - зло. Церковь является коррумпированным и устаревшим образованием, которое «зомбирует» население и тормозит развитие науки. В качестве альтернативы предлагаются толерантность и политкорректность. В крайнем случае – движение «Нью эйдж».

А.С. Пушкин писал: «Я далек от восхищения всем, что я вижу вокруг себя…, но клянусь вам честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество, ни иметь другой истории, чем история наших предков, как ее послал нам Бог». История как наука появилась на Западе, и весь понятийный и ценностный аппарат сформирован для изучения западного мира. Пушкин первый выступил против того, чтобы исторические подходы для изучения западной цивилизации были применены для понимания русской истории. Поэт сказал две вещи, которые актуальны и сегодня: «Россия не имеет ничего общего с остальной Европой» и «Русская история требует другой мысли и другой формулы».

История конфликта… Заснеженная Россия никогда не была полноправным членом европейской семьи народов. Европейцы могли дружить с русскими, даже воевать против общего врага. Однако при этом Россия всегда воспринималась большим неотёсанным медведем, которому не место в европейском доме. Раньше СМИ были институтами, доводившими до человека спектр разных мнений. В последние два десятилетия возник новый феномен – чрезмерная «сверхагитация» западных СМИ против Росси. Все альтернативные мнения отметались. Единственный регулятор этого процесса – США, в начале 90-х гг. резко поменяли курс на агрессивный.

Западные аналитики считают: «Сила русских — это способность вытерпеть то, что сломало бы другие нации… У них есть склонность всегда поддерживать правительство, если Россия ощущает угрозу... Санкции, какими бы жесткими они не были, не склонят Москву к сдаче». Таким образом, извне Россию не сломить, остается иной путь – изнутри, путем информационной войны. Основой для осуществления информационных атак становятся знания о коллективной и индивидуальной психологии, НЛП, сетевые войны, СМИ, пропаганда. В последнее время СМИ применялись даже вместо вооруженных сил для достижения геополитических целей, в результате без единого выстрела исчезали целые государства. Информационно-психологическая война всегда нацелена на нарушение существующего порядка или создания хаоса. Если обычная война преображает человека, делая его патриотом, то информационная глубинно уродует и подавляет ценности личности, навязывает ложные приоритеты. Специалисты считают – «информационное воздействие» – это, значит, «послать меседж», а «информационная война» - это все же управление конфликтами, «долгосрочная информационная война» –постоянная и глобальная ложь в течение десятилетий. Информационное воздействие – это борьба за умы людей, точнее, за их мировоззрение, как систему устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей действительности и видение мира в целом, и место человека в мире. В структуре убеждений человека выделим три основных уровня: 1) экзистенциальный; 2) уровень ранних решений; 3) уровень поверхностных убеждений.

Экзистенциальный уровень системы убеждений – это жизненная позиция, в которой проявляются два самых важных, принятых в глубоком детстве решения. Первое решение - связано с отношением к себе — «кто Я такой», «какой Я», «ценность моей личности». Поэтому так важно, какое кино смотрят, и какие книжки читают наши дети. Второе решение - отношение к другому человеку, людям, миру. Совокупность этих решений составляет базовую позицию человека. Отметим, что существует принципиально разный взгляд на мир и человека на Западе и Востоке (в России). На Западе уже в богословии Фомы Аквинского, возникла попытка доказательства «высшего с помощью низшего». Это значит, объяснение сущности человека через то, что он животное с компьютером в голове и половой партнер. Любовь сводилась к либидо, жертва к инстинкту, совесть к неврозу (по З. Фрейду). Жизнь — это мировоззрение сводило к химии и физике, образование к юридизму и отчетам. Все это наполняет современного западного человека тревогой, желанием избавиться от неуравновешенности и беспокойства. Этот поиск заметен даже там, где, на первый взгляд, его не может быть, — в наркомании, неразборчивом сексе, возникновении сект. После того, как рухнул «железный занавес», подобные настроения перешли и в Россию. Восточный метод считал, что чувственный мир является зеркалом того, что находится сверх мира (свт. Григорий Палама). Суть восточного метода - поиск «в низшем отражение высшего». Человека, например, этот метод объясняет с самых высоких позиций, отнюдь не по Дарвину. В русле этого воззрения человек принципиально не равен самому себе. Для него нормально – выход за пределы себя в более высокие области жизни и состояния. В традициях отечественной культуры была методология воспитания Внутреннего человека, для которого главное было – формирование внутреннего мира, и информационное воздействие на него влияло мало. Западный мир видел преображение человека и общества извне, с помощью социальных и юридических ограничителей. Для Восточной цивилизации (России) преображение шло из внутренней убежденности, ограничителем являлась совесть человека, а не внешний закон. Главным было преображение личности, а не закона. У личности есть две потенциальные возможности: а) возможности ограниченные – знать; б) возможности неограниченные – верить. Здесь вера и знание сливаются воедино. Знание ситуации и вера в осознанную картину мира, исходящую из главной потребности личности. В чем заключается эта потребность хорошо иллюстрирует Виктор Франкл. В застенках фашистского концлагеря он пришел к выводу, что - самая глубокая человеческая потребность - не в наслаждении (по Фрейду), не в стремлении к власти (по Адлеру), а в смысле жизни и ее цели – «смысл жизни - больше, чем сама жизнь». Закономерен вывод – какие смыслы несет приходящая информация. Если в человеке действует закон «непрерывности развития», то стремление к развитию смыслов должно быть им реализовано. Если воспрепятствовать этому, человек неизбежно уйдет в темную духовность, частным случаем которой является субкультура наркомании.

Если практика – критерий истины, взглянем на современные события на Украине, где информационная война прошла все стадии развития - зарождение, кульминацию и сейчас мы видим ее растянутый во времени финал. Зарождение войны началось со школ, первыми подвергшимися информационному воздействию. Человек считает: «я сам во всем разберусь». Но если его внутренний мир не развит, то не он формирует свое мнение, а система, создающая его мнение по своему образу и подобию. СМИ и Internet создают новая реальность. Взрослый человек, тем более школьник видит ее такой, какой преподнесли. И начинает поступать в соответствии с новой реальностью, которую ему показали. Создается целостная картина мира, в которой будут оправданы все поступки, которые неприемлемы вне этой картины. Сегодня большинство доходящей до школьников информации не направлено на здоровьесбережение или личностное совершенство, а на два вектора - истерическое нарушение нормы, попытку с помощью внешнего заполнить «серость бытие». «Разделяй и властвуй», человек напитан образами разделения, часто не соединенными между собой связями, не выстраивающими целостной картины. Информационное воздействие использует это разделение образов, чтобы поддержать одни и блокировать другие. Результаты потрясающие. К примеру - в космос, оказывается, первые полетели американцы, атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, как считают молодые японцы, сбросили русские, а русский человек должен «колбаситься», пить и колоться, при этом якобы «ум не пропьешь». Информационное воздействие приводит к тому, что внешняя свобода начинает довлеть над внутренней, появляются элементы зависимого поведения. Возникает устойчивый стереотип, что все проблемы можно решить не за счет своего внутреннего ресурса, а за счет внешнего мира, особенно если его преобразовать по западному образцу, где все «окей». Педагогический опыт утверждает - важнейшим мероприятием по формированию здорового поведения, является мировоззренческое воспитание учащихся, которым сегодня занимаются недостаточно.

Деструктивные процессы проходят уже и в нашей стране. Мы наблюдаем столкновение ценностных ориентиров и моделей, следовательно, современная информационная война носит цивилизационный характер. При этом, естественно происходит тотальное воздействие на молодежь. Начинается информационное воздействие с малого. В выходные дни, когда родители хотят подольше поспать, малыши просыпаются раньше обычного и включает телепередачу «Первого канала» в 08:20, Дисней-клуб: «Джейк и пираты Нетландии». Большая часть этих мультиков американской фабрики грез для наших детей опасна. Сказка формирует в сознании ребенка модель окружающего мира, выстраивая его из образов, как из кубиков. Из образов девочки, матери, мужчины ребенок формирует модели своей будущей жизни. С точки зрения детских психологов просмотр большинства американских мультфильмов ведет к угасанию функции продолжения рода. Например, образ женщины лишается тайны и романтики, наделяется взрослым физиологизмом и жестокостью. Высмеиваются женские качества, традиционно принятые в России – скромность, стыдливость, застенчивость. Все происходящее на экране можно назвать культурологическим или интеллектуальным растлением. Во всем прослеживается стремление к единообразию от внешности, еды и одежды до одинаковых слов и действий. Это называется тоталитаризмом в искусстве. Создается образ главной хорошей красавицы (красавца), которой ребенок стремится подражать. Затем к образу прилепляется всякое непотребство от неуважения к родителям до похоти и лжи - методология «подмена образа». Мы видим технологию управления массовым сознанием, универсальным зрительным модулем без обозначения добра и зла.

Информационное воздействие ложится обычно на подготовленную почву. Сегодня в педагогике исследуются работы 3. Фрейда, А. Маслоу, К. Роджерса…, но не изучаются труды о человеке В.Н. Лосского, О. П. Флоренского, Б.П. Вышеславцева, А.Ф. Лосева, С. Франка, Л.П. Карсавина - тех, кто внес немалый вклад в понимание личности. Студенты изучают гендерные теории, в которых оправдываются однополые союзы, несмотря на то, что в нашем мировоззрении они не поддерживаются. В тексты многих программ, сделанных иностранными специалистами, заложены чуждые нам смыслы, внедряющие западные ценности, перестраивающие сознания наших детей. Глубинна система ценностей заменяется чужой толерантностью, воспитание отделяется от образования. Вспомним слова И.А. Ильина: «Образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка». Информационная война наносит удар по когнитивной сфере, следовательно – это война сознаний, которая потому эффективна, потому что затрагивает глубинные основания системы ценностей. Пример – Украина: «украинец – это тот, кто убьет в себе русского» (фрагмент из выступлений по Украинскому TV).

Борьба с наркозависимостью – это в первую очередь борьба с субкультурой, основанной на представлении, что наркотики – это интересно и незабываемо. Задача профилактики - показывать правду, что наркотик – это грязно, примитивно, это унизительная зависимость. Кроме тяжелых наркотиков существуют легкие, которые, например, в Голландии разрешены официально. У нас постоянно раздаются призывы легализовать легкие наркотики. Но практика показывает, что разделение на легкие и тяжелые наркотики искусственно. Есть жизнь без наркотиков - это общественные, семейные ценности, учеба. Если мы говорим даже о легких наркотиках, это совершенно другая жизнь, основанная на других ценностях. Просто разные наркотики употребляют разные категории наркозависимых, значительная часть которых переходит на героин. Здесь уже другая картина. Героиновый наркоман не пойдет в клуб «колбаситься». Он не нуждается в обществе, а стремится к одиночеству. Но когда нет денег, и негде взять на «дозу», он идет на кражу или разбой. Героин дает максимальный всплеск «ломки» на 4-й день, которая через 7-10 дней заканчивается. Сегодня наркоманы массово переходят на метадон. Здесь ломка месяц, но она имеет пологий график (три пологие волны ломки). В молодежной среде также часто употребляются различные производные конопли: анаша, гашиш и марихуана. Эти вещества доступны, дешевы и не требуют сложной обработки. Они практически не вызывают физической зависимости, но психическую. Однако при длительном их употреблении возникает устойчивая привычка, требуется постепенное увеличение дозы, а со временем необходимость перехода к синтетическим наркотикам, в частности к героину. Он уже вызывает и физическую зависимость. Не ушли и спайсы - используется трава, замоченная в ацетоне, добавляется синтетический нанабиотик, курение дает более страшный эффект, чем натуральная конопля. К сожалению, и сегодня идет скрытая пропаганда с телеэкрана гламурного образа жизни, в котором наркотики занимают почетное место. В популярных передачах звучат слова: «травка», «экстази» и «амфетамин», а зал радостно смеется. Вся атмосфера пропитана доброжелательным отношением к наркотическому кайфу, артисты перекидываются фразами, понятными лишь наркозависимым. И телезрители включаются в эту модную игру вслед за новыми симпатичными кумирами, приобщаются к субкультуре наркомании. В Интернете полуоткрыто функционируют сайты наркодиллеров, где можно получить подробную консультацию об употреблении наркотиков.

Причина зависимого поведения не в наркотике, а в 90% случаев – в семейной истории личности. Процент наркозависимых подростков нередко выше в обеспеченных семьях. Накопительство, стяжательство, престижность - родительские ценности, из которых логически вытекает наркомания их детей. О чем говорят в преуспевающих семьях? «Выбиться наверх», «иметь счет в банке», «поездки заграницу», «собственный дом с тремя джакузи» — в конечном итоге это ценности, ведущие к «кайфу». Дети, как обеспеченные, так и бедные с помощью наркотика берут от жизни тот же «кайф», который родители ищут в престиже. Отметим, что Россия – страна, традиционно ориентированная на духовное, нравственное, высокое. Отступление от традиционных ценностей всегда разрушительно для социума, для которого они были фундаментом! Именно формирование высокой личности позволяет сформировать внутренний мир школьника, в котором нет места зависимому поведению.

Зависимость всегда зарождается не во внешних источниках, алкоголь или наркомания - только последствия. Источником зависимости является семья и то, как в этой семье складывался процесс формирования личности. История личности с самого раннего детства относится в основном не к социуму, а к семье. Зависимостей много, но по сути вариант один - зависимое поведение от внешнего объекта. Такого человека можно повести в любую сторону, у него источник выбора снаружи. Он не умеет выбирать, не научился! В современных реалиях такого человека используют в своих целях реклама и деструктивные организации. Разрешить ситуацию можно внимательно изучая свой внутренний мир, критически относясь к себе, что полноценно лишь при опыте, который можно получить в полноценной семье. Вне ее – значительно труднее. Но критический анализ себя это всегда кризис личного бытия. Здесь надо изучить все возможные варианты помощи человеку, главный из которых – становление личности.

Человеку надо как бы вывернуться наизнанку, спуститься в глубины себя, чтобы поставить вопрос: «А существую ли Я»? Нередко человек приходит к отрицанию своего бытия и может заявить: «Не хочу жить! Я - низкое существо и не имею право на существование» (Россия занимает одно из первых мест в мире по суицидам). Как же связано зависимое отношение между людьми с признанием в себе своего «достоинства» или «ничтожества»? Исследуя этот вопрос, приходим к выводу - сколько бы человек не искал в себе подтверждение своего бытия, он всегда выходит за пределы себя в поисках чего-то более надежного. Тогда ему нужен либо внешний авторитет, либо самоутверждение за счет другого человека, либо самоотрицание – но все это плохо и деструктивно.

Есть только одна возможность у человека получить подтверждение своего существования, секулярное мировоззрение видит этот шанс в идеи справедливости и гуманизма, а христиане - в Боге. Но эмпирически ни первое, ни второе непостижимо. Как бы человек не выворачивался на изнанку, он не получит своего «Я», лишь «нечто», но не «Я». Оно всегда будет сторонним наблюдателем этого процесса. И тогда иной человек приходит к ощущению своей мнимой пустоты. Он тогда начинает искать самоутверждение, т.е. «опору» в другом, и это главная причина зависимого поведения. Настоящая опора– это понятия самоценности и самоотношения. Самоценность переживается, как своя безусловная значимость, ценность, что является экзистенциальным событием (экзистенциализм – от лат. exsistentia – существование, - философия существования) т.е. это фундаментом личности, который не зависит от культуры, воспитания и социальных отношений. В Библии есть интересные слова: «Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4: 18). Если бы родители получили в свое время азы мировоззренческой безопасности еще в школе, они бы знали, что Невидимое играет главную роль во всех существах. Когда Невидимое оставляет существо, оно теряет жизнь. Личность не видима, самоценность не видима, но именно они играют главную роль в жизни человека. Пренебрежение этими категориями ведет к зависимому поведению.

Список использованной литературы

1. Основы профилактики употребления психоактивных веществ в подростковой и молодежной среде (монография). Авторский коллектив под руководством Г.Е. Гуна (В.Т. Лободин, Е.Б. Спасская, В.В. Бондарева, А.В. Мартынова, О.В. Бобкова, И.В. Осмоловская, Н.Н. Филиппова).– СПб.: ЛОИРО, 2013.

2. Лободин В.Т. «Антропологическая парадигма развития личности как основа духовно-нравственного воспитания». ЛОИРО, 20.10.11.

3. Основы организации профилактической работы в образовательных учреждениях Ленинградской области (учебно-методическое пособие). Спасская Е.Б., Пичугова В.А., Гун Г.Е., Бондарева В.В., Антонова А.И.Методические рекомендации. ЛОИРО, - СПб.: 2011г.

4. Фурсенко Александр Александрович, министр образования и науки РФ: «Сициды спровоцированные интернет-психологией». - Радио «Вести ФМ», 2011г.

5. Здоровье - основа развития личности. Отв. ред. Г.Е. Гун. – СПб.: ЛОИРО, 2011г.

6. Лоргус А.В. Категория личности в христианской психологии.//Консультативная психология и психотерапия. Специальный выпуск по христианской психологии. М,: МГППУ ПК № 3, 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: