Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций




Таким образом, аудиовизуальный документ -это документ, содержащий изобразительную и /или звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. Аудиовизуальные документы могут также содержать текстовую информацию.

Появление данного типа источников связано с техническим прогрессом и научными откры­тиями XIX века, в результате которых стали распространяться новые способы документиро­вания информации. Это кино-, фоно-, фотодоку­ментирование.

Фотодокумент- это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодо­кументов относится к первой половине XIX века, в связи с изобретением фотографии (от лат. «photos»- свет и «grapho»- пишу, рисую).

Изобретение фотографии стало результатом труда ученых многих поколений из разных стран мира. Но первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.И. Ньепсу в 1826г. Он же создал первый в мире фотографический аппарат. Другой француз- художник -декоратор Л.-Ж. М. Дагер впервые получил снимок со срав­нительно высоким качеством изображения на специальном особом слое. Его изобретение было названо «дагерротипией».

В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г. Таль-бота, открывшего негативно-позитивный про­цесс и еще в 1835 году получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге.

В России первые фотографические изобра­жения были получены в 1839 году академиком Ю. Ф. Фрицше. Сразу же после своего появления фотогра­фия получила широкое применение в самых раз­личных сферах человеческой жизни.

Это был значительный прорыв для науки того периода, так как впервые была получена возможность запечатлеть быстротекущее мгнове­ние, которое может быть обобщением целого ряда явлений.

Еще дальше пошли братья Огюст и Луи Люмьеры, которые впервые осуществили кино­съемки и организовали в Париже в декабре 1885 года первый в мире платный сеанс «синематографа».

Кино обладало рядом неоспоримых преиму­ществ перед фотографией, к числу которых можно отнести подвижность изображения и зву­ковое сопровождение. Со временем кино превра­тилось в своеобразное синтетическое искусство.

Первой киносъемкой в России явилась съемка коронации Николая Второго в 1896 году. В том же году, 18 мая, в Петербурге на Невском про­спекте был открыт первый в России кинотеатр.

Полифункциональность новых средств фик­сации информации и их способность решать множество задач и функций, позволили рассма­тривать аудиовизуальные документы как источ­ник информации, средство социальной комму­никации.

После революции внимание к аудиовизуаль­ным документам не угасло, более того, начали разрабатываться новые аспекты их использова­ния. Практически с самого момента становления советской системы аудиовизуальные документы применялись в качестве эффективного средства для идеологического воздействия на сознание масс. В то же время особую значимость аудио­визуальные документы обретали в связи с тем, что около половины населения страны в первые десятилетия после революции были безгра­мотны. Использование аудиовизуальных документов как средств воз­действия на сознание масс, тем самым реализовывая идеологические и культурные задачи со­ветского общества, продлилось практически вплоть до последних дней существования СССР. В 1950-е годы, когда в СССР уже сложилась система аудиовизуальных архивов на союзном и республиканском уровнях, специалисты обрати­лись к вопросам архивоведения кино-фото-фоно-документов.

Во 2-й половине 1970-х годов начинает свою деятельность в рамках ВНИИДАДа (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела) сектор по изучению научно-технических и кино-фоно-фотодокументов. Этим сектором было подготов­лено большое количество нормативных и нор­мативно-методических документов. Главными явились «Основные правила работы с кино-­фото- фонодокументами», изданные в 1980 г., которые не потеряли свою актуальность и по сей день. В этих правилах были регламентированы все виды деятельности, связанной с аудиови­зуальными архивными фондами, в первую оче­редь обеспечение их сохранности, осуществле­ние научно - информационной деятельности ар­хивов, вопросы доступа к аудиовизуальным архивным фондам и др. В 1989 году в допол­нение к этому документу были изданы «Пра­вила работы ведомственных архивов с кино­-фото- фоно-документами и видеофонограммами».

В настоящее время перед исследователями остаются наиболее актуальными вопросы, свя­занные с определением места и роли аудиови­зуальных документов в системе исторических знаний и вопросы авторского и архивного права на аудиовизуальные документы, которые в последние десятилетия приобрели еще большую остроту.Таким образом, использование аудиови­зуальных источников остается лишь в перспек­тиве развития отечественной исторической науки.

 

Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций

ИФЛА, 2005.

Данное справочное руководство по аудиовизуальным и мультимедийным материалам для библиотек и других учреждений аналогичного профиля было создано в результате нескольких лет совместных усилий и консультаций.

В данном документе понятие "аудиовизуальные материалы и мультимедиа" относится ко всем типам звуковых, графических и мультимедиа материалов из фондов библиотек. В руководстве рассмотрены вопросы, касающиеся звуковых файлов, статических и динамических изображений, мультимедийных документов, а также специализированного обслуживания (например, в детских библиотеках и языковых центрах). А также вопросы пополнения фондов, каталогизации, сохранности и доступа к материалам, в том числе, через Интернет.

Определение «Аудиовизуальный» относится к изображению и/или звуку. Аудиовизуальные материалы - это материалы, содержащие записанные звуки и/или записанные неподвижные и/или движущиеся изображения.

Мультимедиа - это материалы, представленные в двух или более аудиовизуальных форматах, например, звук и изображение или текст и анимация.

Интерактивные мультимедиа материалы - это мультимедийные материалы, порядок просмотра которых и/или характер представления управляются пользователем.

Носители: Звукозаписи, неподвижные или движущиеся изображения и мультимедийные материалы могут существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанными на разных видах носителей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: