Таким образом, аудиовизуальный документ -это документ, содержащий изобразительную и /или звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. Аудиовизуальные документы могут также содержать текстовую информацию.
Появление данного типа источников связано с техническим прогрессом и научными открытиями XIX века, в результате которых стали распространяться новые способы документирования информации. Это кино-, фоно-, фотодокументирование.
Фотодокумент- это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине XIX века, в связи с изобретением фотографии (от лат. «photos»- свет и «grapho»- пишу, рисую).
Изобретение фотографии стало результатом труда ученых многих поколений из разных стран мира. Но первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.И. Ньепсу в 1826г. Он же создал первый в мире фотографический аппарат. Другой француз- художник -декоратор Л.-Ж. М. Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на специальном особом слое. Его изобретение было названо «дагерротипией».
В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г. Таль-бота, открывшего негативно-позитивный процесс и еще в 1835 году получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге.
В России первые фотографические изображения были получены в 1839 году академиком Ю. Ф. Фрицше. Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни.
Это был значительный прорыв для науки того периода, так как впервые была получена возможность запечатлеть быстротекущее мгновение, которое может быть обобщением целого ряда явлений.
|
Еще дальше пошли братья Огюст и Луи Люмьеры, которые впервые осуществили киносъемки и организовали в Париже в декабре 1885 года первый в мире платный сеанс «синематографа».
Кино обладало рядом неоспоримых преимуществ перед фотографией, к числу которых можно отнести подвижность изображения и звуковое сопровождение. Со временем кино превратилось в своеобразное синтетическое искусство.
Первой киносъемкой в России явилась съемка коронации Николая Второго в 1896 году. В том же году, 18 мая, в Петербурге на Невском проспекте был открыт первый в России кинотеатр.
Полифункциональность новых средств фиксации информации и их способность решать множество задач и функций, позволили рассматривать аудиовизуальные документы как источник информации, средство социальной коммуникации.
После революции внимание к аудиовизуальным документам не угасло, более того, начали разрабатываться новые аспекты их использования. Практически с самого момента становления советской системы аудиовизуальные документы применялись в качестве эффективного средства для идеологического воздействия на сознание масс. В то же время особую значимость аудиовизуальные документы обретали в связи с тем, что около половины населения страны в первые десятилетия после революции были безграмотны. Использование аудиовизуальных документов как средств воздействия на сознание масс, тем самым реализовывая идеологические и культурные задачи советского общества, продлилось практически вплоть до последних дней существования СССР. В 1950-е годы, когда в СССР уже сложилась система аудиовизуальных архивов на союзном и республиканском уровнях, специалисты обратились к вопросам архивоведения кино-фото-фоно-документов.
|
Во 2-й половине 1970-х годов начинает свою деятельность в рамках ВНИИДАДа (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела) сектор по изучению научно-технических и кино-фоно-фотодокументов. Этим сектором было подготовлено большое количество нормативных и нормативно-методических документов. Главными явились «Основные правила работы с кино-фото- фонодокументами», изданные в 1980 г., которые не потеряли свою актуальность и по сей день. В этих правилах были регламентированы все виды деятельности, связанной с аудиовизуальными архивными фондами, в первую очередь обеспечение их сохранности, осуществление научно - информационной деятельности архивов, вопросы доступа к аудиовизуальным архивным фондам и др. В 1989 году в дополнение к этому документу были изданы «Правила работы ведомственных архивов с кино-фото- фоно-документами и видеофонограммами».
В настоящее время перед исследователями остаются наиболее актуальными вопросы, связанные с определением места и роли аудиовизуальных документов в системе исторических знаний и вопросы авторского и архивного права на аудиовизуальные документы, которые в последние десятилетия приобрели еще большую остроту.Таким образом, использование аудиовизуальных источников остается лишь в перспективе развития отечественной исторической науки.
|
Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций
ИФЛА, 2005.
Данное справочное руководство по аудиовизуальным и мультимедийным материалам для библиотек и других учреждений аналогичного профиля было создано в результате нескольких лет совместных усилий и консультаций.
В данном документе понятие "аудиовизуальные материалы и мультимедиа" относится ко всем типам звуковых, графических и мультимедиа материалов из фондов библиотек. В руководстве рассмотрены вопросы, касающиеся звуковых файлов, статических и динамических изображений, мультимедийных документов, а также специализированного обслуживания (например, в детских библиотеках и языковых центрах). А также вопросы пополнения фондов, каталогизации, сохранности и доступа к материалам, в том числе, через Интернет.
Определение «Аудиовизуальный» относится к изображению и/или звуку. Аудиовизуальные материалы - это материалы, содержащие записанные звуки и/или записанные неподвижные и/или движущиеся изображения.
Мультимедиа - это материалы, представленные в двух или более аудиовизуальных форматах, например, звук и изображение или текст и анимация.
Интерактивные мультимедиа материалы - это мультимедийные материалы, порядок просмотра которых и/или характер представления управляются пользователем.
Носители: Звукозаписи, неподвижные или движущиеся изображения и мультимедийные материалы могут существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанными на разных видах носителей.