Таким образом, аудиовизуальный документ -это документ, содержащий изобразительную и /или звуковую информацию, воспроизведение которой требует применения соответствующего оборудования. Аудиовизуальные документы могут также содержать текстовую информацию.
Появление данного типа источников связано с техническим прогрессом и научными открытиями XIX века, в результате которых стали распространяться новые способы документирования информации. Это кино-, фоно-, фотодокументирование.
Фотодокумент- это документ, созданный фотографическим способом. Появление фотодокументов относится к первой половине XIX века, в связи с изобретением фотографии (от лат. «photos»- свет и «grapho»- пишу, рисую).
Изобретение фотографии стало результатом труда ученых многих поколений из разных стран мира. Но первое в мире фотографическое изображение удалось сделать французу Ж.И. Ньепсу в 1826г. Он же создал первый в мире фотографический аппарат. Другой француз- художник -декоратор Л.-Ж. М. Дагер впервые получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения на специальном особом слое. Его изобретение было названо «дагерротипией».
В дальнейшем фотография развивалась по способу английского изобретателя В.Ф.Г. Таль-бота, открывшего негативно-позитивный процесс и еще в 1835 году получившего первый в мире негатив и позитивный отпечаток с него на бумаге.
В России первые фотографические изображения были получены в 1839 году академиком Ю. Ф. Фрицше. Сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни.
Это был значительный прорыв для науки того периода, так как впервые была получена возможность запечатлеть быстротекущее мгновение, которое может быть обобщением целого ряда явлений.
Еще дальше пошли братья Огюст и Луи Люмьеры, которые впервые осуществили киносъемки и организовали в Париже в декабре 1885 года первый в мире платный сеанс «синематографа».
Кино обладало рядом неоспоримых преимуществ перед фотографией, к числу которых можно отнести подвижность изображения и звуковое сопровождение. Со временем кино превратилось в своеобразное синтетическое искусство.
Первой киносъемкой в России явилась съемка коронации Николая Второго в 1896 году. В том же году, 18 мая, в Петербурге на Невском проспекте был открыт первый в России кинотеатр.
Полифункциональность новых средств фиксации информации и их способность решать множество задач и функций, позволили рассматривать аудиовизуальные документы как источник информации, средство социальной коммуникации.
После революции внимание к аудиовизуальным документам не угасло, более того, начали разрабатываться новые аспекты их использования. Практически с самого момента становления советской системы аудиовизуальные документы применялись в качестве эффективного средства для идеологического воздействия на сознание масс. В то же время особую значимость аудиовизуальные документы обретали в связи с тем, что около половины населения страны в первые десятилетия после революции были безграмотны. Использование аудиовизуальных документов как средств воздействия на сознание масс, тем самым реализовывая идеологические и культурные задачи советского общества, продлилось практически вплоть до последних дней существования СССР. В 1950-е годы, когда в СССР уже сложилась система аудиовизуальных архивов на союзном и республиканском уровнях, специалисты обратились к вопросам архивоведения кино-фото-фоно-документов.
Во 2-й половине 1970-х годов начинает свою деятельность в рамках ВНИИДАДа (Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела) сектор по изучению научно-технических и кино-фоно-фотодокументов. Этим сектором было подготовлено большое количество нормативных и нормативно-методических документов. Главными явились «Основные правила работы с кино-фото- фонодокументами», изданные в 1980 г., которые не потеряли свою актуальность и по сей день. В этих правилах были регламентированы все виды деятельности, связанной с аудиовизуальными архивными фондами, в первую очередь обеспечение их сохранности, осуществление научно - информационной деятельности архивов, вопросы доступа к аудиовизуальным архивным фондам и др. В 1989 году в дополнение к этому документу были изданы «Правила работы ведомственных архивов с кино-фото- фоно-документами и видеофонограммами».
В настоящее время перед исследователями остаются наиболее актуальными вопросы, связанные с определением места и роли аудиовизуальных документов в системе исторических знаний и вопросы авторского и архивного права на аудиовизуальные документы, которые в последние десятилетия приобрели еще большую остроту.Таким образом, использование аудиовизуальных источников остается лишь в перспективе развития отечественной исторической науки.
Руководство по аудиовизуальным и мультимедийным документам для библиотек и других организаций
ИФЛА, 2005.
Данное справочное руководство по аудиовизуальным и мультимедийным материалам для библиотек и других учреждений аналогичного профиля было создано в результате нескольких лет совместных усилий и консультаций.
В данном документе понятие "аудиовизуальные материалы и мультимедиа" относится ко всем типам звуковых, графических и мультимедиа материалов из фондов библиотек. В руководстве рассмотрены вопросы, касающиеся звуковых файлов, статических и динамических изображений, мультимедийных документов, а также специализированного обслуживания (например, в детских библиотеках и языковых центрах). А также вопросы пополнения фондов, каталогизации, сохранности и доступа к материалам, в том числе, через Интернет.
Определение «Аудиовизуальный» относится к изображению и/или звуку. Аудиовизуальные материалы - это материалы, содержащие записанные звуки и/или записанные неподвижные и/или движущиеся изображения.
Мультимедиа - это материалы, представленные в двух или более аудиовизуальных форматах, например, звук и изображение или текст и анимация.
Интерактивные мультимедиа материалы - это мультимедийные материалы, порядок просмотра которых и/или характер представления управляются пользователем.
Носители: Звукозаписи, неподвижные или движущиеся изображения и мультимедийные материалы могут существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанными на разных видах носителей.