Советы логопеда родителям на летний период
Наконец-то настало долгожданное лето! Чем же занять своего ребенка в эти теплые погожие деньки? Какое же интересное и увлекательное времяпровождение придумать для ребенка? Ведь лето - это не только самое любимое время года для наших малышей, но и самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год.
Начнём с дыхания. Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
· Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
· Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
· Надувать воздушные шарики;
· Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;
· Учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;
· Дуть на детские флюгера.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
· Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
· Собирать, перебирать ягоды;
· Помогать взрослому полоть грядки;
· Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
· Играть с глиной, мокрым песком;
· Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
В дождливые дни можно:
· Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
· Перебирать крупы;
· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
· Складывать простые игрушки из бумаги (оригами);
· Вышивать (крупным крестиком);
· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
· Плести из бисера;
· Лепить из пластилина, пластика, теста.
Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического)
· Жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);
· Жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
· Лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
· Полоскать рот;
· Жевать боковыми зубами;
· Сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);
· Лизать эскимо.
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
· Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
· Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
· Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
· Назвать слова с определённым слогом, звуком;
· Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
· «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
· «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
· Переделать известную сказку;
· Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
· Придумать продолжение сказки;
· «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
· Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Общие движения (кинезеотнрапия)
Тренируем ритмичные движения разных конечностей:
· Совершаем длительные прогулки на свежем воздухе;
· Регулярно посещаем с ребенком бассейн и берем уроки
плавания;
· Учим ребенка ездить на велосипеде и регулярно
совершаем велосипедные прогулки всей семьей;
· Занимаемся ритмикой и аэробикой;
· Совершаем вместе с ребенком утренние пробежки;
· Разучиваем вместе с ребенком простые стихи
и декламируем их во время прогулок.
Так же не забывайте обогащать словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют летние путешествия, новые впечатления, получаемые детьми от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу, экскурсий в музеи, выходы в театр, цирк.
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, пересказывайте короткие тексты, устно сочиняйте сказки, рассказы, опираясь на личный опыт детей. В вечернее время просите детей поделиться впечатлениями об увиденном за день.
Исправляйте ошибки детей в грамматическом оформлении предложений: ошибки в употреблении предлогов, в согласовании слов, неправильный порядок слов в предложении.
И еще один немаловажный момент. Понятно, что вы все очень занятые люди и вам тоже хочется отдохнуть. Многим из вас проще всего отдыхать, усадив ребёнка перед телевизором или компьютером… Но:
Просмотр боевиков, «ужастиков», даже мультипликационных (особенно в кино), как правило, не несут в себе обучающего момента. «Бегалки» и «стрелялки» провоцируют агрессию, приучают к мысли, что насилие – это форма поведения и дети могут переносить весь этот негатив в свои игры. И вряд ли агрессивное поведение сделает вашего ребенка желанным партнером для других детей.
Выполнение всех этих рекомендаций – принесет большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, а это залог будущего успешного обучения в детском саду, и в школе.