Агрессивное поведение дошкольника
Для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста предлагаем игровую терапию, которая, как мы полагаем, поможет детям глубже понять окружающий мир, почувствовать отношения между взрослыми и сверстниками, увидеть мир другими глазами. Однако особое влияние на формирование личности ребенка, как показывает практика, оказывает эмоциональный климат в семье, зависящий в первую очередь от доминирующего психического состояния матери. Поэтому очень важно, чтобы предлагаемые нами занятия проводились при участии родителей агрессивных детей.
Цель занятий. Учить:
1. различать добро и зло;
2. определять настроение, эмоциональное состояние не только по словам, но и по мимике, пантомимике, интонации, жестам;
3. анализировать поступки, определять их причину;
4. находить конструктивный выход из конфликтной ситуации;
5. определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, управлять своими эмоциями.
Этап. Формирование сотрудничества, усвоение общественного опыта
Занятие 1
Цель. Учить дифференцировать эмоциональный мир человека по мимике, жестам, пантомимике.
Содержание. Знакомство со сказочными героями; беседа о добрых и злых людях; тренинг эмоций; рисование на тему «Добрый и злой»; игра «Волшебная подушка».
Занятие 2
Цель. Учить понимать настроение другого человека, знакомить со способами управления и регуляции настроения.
Содержание. Диагностика настроения детей; игра «Волшебный мешочек»; упражнение «Расскажи о своем настроении»; текст для прослушивания; совместное пение; игра «Сиамские близнецы».
Занятие 3
Цель. Знакомить со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими.
Содержание. Выставка картин; игра «Жужа»; беседа с детьми; упражнение-тренинг; рисунок на тему «Злость»; игра «Трио».
Занятие 4
Цель. Учить понимать эмоциональное состояние людей, упражнять в выражении противоположных эмоциональных состояний.
Содержание. Знакомство с Бабой Ягой; тренинг эмоций; упражнение «Угадай настроение Бабы Яги»; рисование Бабы Яги; игра «Голосование».
Занятие 5
Цель. Знакомить с конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций.
Содержание. Беседа о ссоре; тренинг эмоций; проблемная ситуация; рисование; игра «Кого не хватает?».
Занятие 6
Цель. Закреплять знание правил доброжелательного поведения, формировать внимательное отношение к другим людям.
Содержание. Цветопись настроения; просмотр мультфильма «Первый раз»; игра «Тень»; тренинг эмоций; игра «Смешное приветствие».
Этап. Эмоциональное развитие
Занятие 1
Цель. Стимулировать желание оказать помощь, утешить, развивать чувство доброты.
Содержание. Поведенческий тренинг; упражнение «Негаданная радость»; рисование; игра в цветы; игра «Друг к дружке».
Занятие 2
Цель. Развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим; развивать положительную самооценку.
Содержание. Просмотр мультфильма «Варежка»; чтение стихотворения; прослушивание рассказа; тренинг эмоций; рисование; игра «Я – Алла Пугачева».
Занятие 3
Цель. Формировать адекватное поведение и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
Содержание. Тренинг эмоций; анализ конфликтных ситуаций; прослушивание рассказа; беседа по рассказу; игра «Рукавички».
Занятие 4
Цель. Учить управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации.
Содержание. Дискуссия; чтение рассказов; поведенческий тренинг; игры «Падающая башня», «Липучка».
Занятие 5
Цель. Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения.
Содержание. Чтение стихотворения; рассматривание иллюстраций; тренинг эмоций; игра «По кочкам»; рисование «Дорисуй картину»; игра «Кенгуру».
Занятие 6
Цель. Формировать позицию ненасилия; развивать воображение и умение снимать эмоциональное напряжение путем рисуночной терапии.
Содержание. Тренинг эмоций; сочинение новой версии мультфильма «Ну погоди!»; поведенческий тренинг; игры «Хорошо – плохо», «Пазлы».
Занятие «Звуки музыки»
Занятие начинается под веселую музыку (например, пьеса В. Адигезалова «Мне очень весело»). Детям предлагают определить характер мелодии и эмоции, которые они испытывали, слушая ее, а также передать эмоциональное состояние, соответствующее настроению музыкального произведения: расслабиться, улыбнуться, подмигнуть.
· Опишите настроение мелодии.
· Что вы чувствовали, когда слушали музыку?
Взрослый отмечает, что «настроение» музыки, так же как и у человека, бывает разным, и предлагает послушать фрагмент другого музыкального произведения противоположного характера – «сердитого», а потом передать мимикой свои эмоции, возникшие в этот момент (дети сдвигают брови, хмурятся, смыкают губы).
· Что вы чувствовали, когда слушали «сердитую» музыку?
· Какая музыка вам больше понравилась? Почему?
Занятие «Знакомство со сказочными персонажами»
Педагог. В жизни каждого человека бывают ситуации, когда в него вселяются «драконы»: гнев, обида, агрессивность, зависть. Эти чувства набрасываются на нас и держат в своих цепких лапах. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Вот какой случай произошел с одним волшебником.
Игровая ситуация
В гости к детям приходят два волшебника: добрый и злой. Они будут совершать разные поступки. В качестве игровых атрибутов можно использовать рисунки с изображением доброго и злого выражения лица волшебников. Дети определяют, какой волшебник добрый, а какой злой (по мимике), и читают стихи от лица доброго и злого.
· А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад.
Я гневом, злостью дорожу,
Кусаю всех подряд.
Не пожалею никогда,
Нигде и никого.
Люблю на свете я всегда
Себя лишь одного.
· Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда –
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Беседа о добрых и злых людях
· Кого называют добрым?
· Кого называют злым?
· Как ведут себя добрые люди?
· А как ведут себя злые люди?
· Какие слова говорят добрые люди?
· Какие слова говорят злые люди?
· Кого из своих родных или знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?
· Кого из героев фильмов или мультфильмов вы считаете злыми? Объясните почему.
Просмотр фрагмента мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(Доктор предлагает коту выпить таблетку «озверина», чтобы тот смог «усмирить» несносных мышат.)
Обсуждение
· Что случилось с добрым котом Леопольдом?
· Как вел себя Леопольд, пока действовал «озверин»?
· Почему доктор предложил ему выпить «озверин»?
· Кто вам больше нравится в мультфильме: кот Леопольд или мышата? Почему?
Тренинг эмоций
Детям предлагаю показать шаловливых мышат; сердитых мышат; веселых мышат.
По окончании тренинга детей подводят к выводу:
Каким лучше быть: добрым или злым?