Осознанное поведение
К осознанному поведению относят такое поведение, в ходе которого человек понимает причины и следствия своих действий, делает аргументированный выбор из нескольких альтернатив. К простому примеру осознанного поведения можно отнести «ежедневный ранний подъём, с целью своевременного прибытия на рабочее место». Для осознанного поведения характерно наличие осознаваемого мотива поведения. Сопряжено с внутренней работой, затратой интеллектуальных усилий. При этом в ходе реализации поведения на человека действуют положительные и отрицательные стимулы. Отрицательные стимулы разрушают поведение человека. В приведённом выше примере, к ним можно отнести желание спать, возможность перенести начало рабочего дня на более поздний срок и т.д. Положительные стимулы подкрепляют реализованное или реализующееся поведение человека. В данном примере, к таковым можно отнести радость встречи с коллегами, повышение самооценки от «ежедневного раннего подъёма», угроза выговора за опоздание на работе и т.д. В итоге, при преобладании положительных стимулов и достаточно частом повторении, осознанное поведение будет закрепляться и переходить в привычное поведение, не требующее от человека какого-либо волевого или познавательного усилия. Такое поведение в психологии названо «привычка». Со временем у человека формируется целая система привычек, которая работает сама собою, не нуждаясь в нашем волевом вмешательстве. Ю.М. Орлов назвал эту систему «человек привычки» Неосознанное поведение Данный вид поведения характеризуется тем, что человек не руководствуется осознанным мотивом, его поведение в данной конкретной ситуации определяется ранее сложившимся способом поведения т.е., привычкой. Именно привычка является в данном случае неосознаваемой силой, побуждающей к действиям, с которой, однако, не связано какое-либо волевое или интеллектуальное усилие.
|
Продолжая тему «ежедневного раннего подъёма», примером неосознанного поведения может служить «ранний подъём в выходной день». Для данного поведения характерно отсутствие осознаваемого мотива. В выходной день нет необходимости идти на работу. При этом воздействие положительных и отрицательных стимулов сохраняется. Если отрицательные стимулы будут периодически и со значительной силой повторяться, то привычка может быть разрушена.
БЕСЕДА
Автоматическое и осознанное поведение
Человеческий мозг стремится к эффективности. Он создан таким образом, что для действий достаточно небольших умственных усилий. Изменить свое привычное поведение на самом деле намного проще, чем вам может показаться. Для этого достаточно понимать принципы работы нашего мышления. Люди — сложные существа. Не все наши поступки продиктованы одними и теми же импульсами. Психологические аспекты, которые стоят за тем, что мы чистим зубы нитью, сильно отличаются от тех, под действием которых человек делает и публикует селфи. Действительно, есть много различий между разными видами поведения и проблемами, которые нужно решить. И различие это заключается в том, в какой степени человек осознаёт свое поведение — понимает, что он в данный момент делает, — и способен ли остановиться. Проблемы разные, потому что в одном случае поведение осознанное, а в другом — неосознанное. От этого зависит, какие инструменты надо использовать, чтобы переломить ситуацию. Известный психолог, профессор Шон Янг выделяет три типа нашего привычного поведения. Умение различать эти типы позволит вам использовать правильные инструменты при изменении своих привычек. Давайте посмотрим, что это за типы.
|
Шон Янг называет их A, B и C: автоматическое, жгучее и обыкновенное. Для каждого из этих типов нужны свои подходы и инструменты. Ключевая разница между поведением типа A, B и C заключается в том, насколько сознательно человек его контролирует. В целом чем оно обдуманнее, тем легче поддается изменениям. Хочу, чтобы вы понимали, что процесс устойчивых изменений двухэтапный. Сначала необходимо определить, к какому из трех типов относится ваше поведение, а затем надо применить подходящие инструменты.
Автоматическое поведение
Автоматическое поведение — это когда мы что-то делаем неосознанно, поэтому остановиться практически невозможно. Такое поведение часто возникает в одних и тех же ситуациях — условиях, — и, следовательно, один из способов изменить его — применить обусловливание. То есть предоставить себе либо награду либо наказание, за выполнение привычного действия. Примеры такого поведения — машинально вынимать телефон, пока ждешь зеленого сигнала светофора, или не задумываясь переключать каналы телевизора. Это может быть рефлекс — например, уклониться, когда что-то летит вам в лицо, или повторяющееся неосознанное поведение, например грызть ногти или съедать полпакета чипсов просто потому, что он лежит у вас на коленях. Автоматическое поведение въелось в мозг, и его сложно изменить. Оно доминирует у лабораторных животных — собак, обезьян и крыс, — которые обычно реагируют без раздумий. Но и у людей оно тоже встречается. Поскольку человек не осознаёт автоматического поведения, не получается применить инструменты, которые в процессе изменения требуют понимания действий. Как бы важно ни было для человека отучиться ковырять в носу на людях, он не перестанет, пока не начнет ловить себя на мысли в процессе. Однако если надеть перчатки, неважно, осознанно лезешь пальцем в ноздрю или нет: это в любом случае не получится. Таким образом, автоматическое поведение, как правило, нужно «лечить» наукой о том, как создавать и изменять неосознанные виды поведения. Представьте, что вы хотите перестать неосознанно грызть ногти и заменить это другим автоматическим поведением, например жевать жвачку. Для начала можно упростить отвыкание: надевать перчатки, чтобы ловить себя на этом занятии и усложнить его. Осознав поведение, можно сразу положить в рот жвачку. Если вам нужно изменить автоматическое поведение, применяйте легкость нового поведения и формируйте альтернативную привычку.
|
Жгучее поведение
Жгучее поведение — это страстное, непреодолимое желание что-то сделать. Хотя автоматическое поведение въедается сильнее всего — люди делают что-то машинально и даже не осознают этого, — жгучее ему почти не уступает. Это мысли, которые невозможно не воплотить. Люди чувствуют себя не в состоянии остановиться и вынуждены продолжать, однако они как минимум осознают то, что делают. Частые примеры жгучего поведения — зависимости, страстные желания, одержимости, например потребность выкурить сигарету или проверить электронную почту. С биологической точки зрения, зависимости могут корениться в головном мозге, и повторяющиеся и неконтролируемые мысли и позывы бывают настолько сильны, что удержаться от них очень сложно. Почему это поведение не автоматическое? Потому что из-за неосознанного характера автоматического поведения человек не может остановиться, а жгучее поведение сдержать можно.
Обыкновенное поведение
Чаще всего люди пытаются изменить так называемое обыкновенное поведение. Так бывает, когда мы пытаемся мотивировать себя или других что-то сделать: выполнить план и на выходных поменять плитку в ванной или перестать заказывать в ресторане вредные блюда. К обыкновенному поведению относится и нежелание идти на работу. Человек понимает, что нужно работать, он знает, что способен на это, но собраться с силами и выйти из дома бывает очень сложно, если накануне был приятный вечер с вином или если среди ночи разбудили собака или ребенок. Когда люди говорят о привычках — например, что хотят избавиться от встреч с неподходящими людьми или выработать навык ложиться спать пораньше и чаще заниматься физкультурой, — они обычно имеют в виду изменение обыкновенного поведения. Добиться результата бывает непросто, однако оно не так въелось в мозг, как автоматическое или жгучее поведение, и, в отличие от жгучего, не вызывает навязчивых мыслей. Обыкновенное поведение — это то, что люди делают периодически и сознательно, по крайней мере частично. Яркий пример — прийти с работы и перекусить вредной едой, вместо того чтобы дождаться ужина. Человек осознаёт, что неправильно питается, но этого мало, чтобы остановиться. Он может потерпеть, может найти мотивацию, чтобы вместо этого пойти побегать или поплавать, но не делает этого и продолжает перекусывать, потому что такое поведение трудно изменить.
По сравнению с автоматическим и жгучим поведением в данном случае человек в большей степени отдает себе отчет в своих действиях. Обыкновенное поведение вполне осознанное, поэтому нужно использовать больше инструментов, чем в первых двух случаях. Чтобы изменить обыкновенное поведение, нужно задействовать больше инструментов, предназначенных для случаев, когда человек осознаёт свои действия. Например, чтобы последовательно заниматься в спортзале, можно ходить туда же, куда и друзья (используя инструмент сообщества). Если вы новичок, новую рутину можно начать не с покупки абонемента на год, а с более мелких шагов. Сегодня вы узнали о том, какие три типа поведения могут наблюдаться у каждого из нас. Понимание, к какому типу относится ваша привычка, поможет вам найти правильный подход при ее проработке. Если вы хотите стать настоящим
Что такое осознанность?
Осознанность это способность к рациональному, отстраненному от эмоций адекватному анализу внешней действительности и внутреннего состояния, формирование поведения на основе выводов из этого анализа, умение отслеживать эмоции и бессознательные порывы психики, а также способность им противостоять.
Другими словами осознанность — это то, что позволяет контролировать ситуацию и себя в ней, а значит, действовать разумно и эффективно.
Предлагаю рассмотреть примеры осознанного и неосознанного поведения тренера.
Пример 1. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя.
В последующем тренер дает объяснение своему поведению — я понял, что ребятам нужна встряска и знал, что такое мое поведение позитивно влияет на ключевого игрока.
Он постарается исправить ситуацию. И именно он поведет команду на своей энергетике.
Пример 2. Команда проигрывает, тренер берет тайм-аут и кричит на команду, активно жестикулируя. В последующем он дает объяснение своему поведению — я был возмущен.
Мы столько говорили об этом на тренировках, а они раз за разом повторяют ошибки!
Вопрос — в каком случае поведение тренера является осознанным? Ответы.
И еще вопрос — по каким критериям вы определили осознанное поведение?
Для внешнего наблюдателя поведение обоих тренеров очень похоже — оба кричат в ответ на неудачные действия команды. Однако думали они в этот момент по-разному.
В первом случае тренер осознанно управлял состоянием команды. У такого тренера есть шанс изменить ход игры.
Ключевые моменты его пояснений — понял, что нужна встряска (осознал ситуацию), знал, как это сделать (осознал свои действия), предположил, что будет дальше (осознал последствия своих действий).
Его крик — это осознанный выбор. Такое поведение называется проактивным — человек меняет ситуацию, выбирая самые подходящие для этого действия (кричать, например).
Он управляет ситуацией и внутренне остается спокойным. Он автор того, что будет происходить дальше.
Во втором — тренер реагировал на ситуацию, не осознавая последствий своих действий. Шансы на изменение хода игры у него были гораздо меньше, чем у первого.
Казалось бы, он кричит, да и тайм-аут взял, чтобы изменить ход игры (осознал ситуацию). Но в действиях сквозит обида, а значит, в этот момент тренер думает о себе, а не о команде (не осознал последствия своих действий).
Такое поведение называется реактивным — человек реагирует на событие. Ситуация и его эмоции управляют им. Он жертва обстоятельств.
Итак, в осознанном поведении человек внутренне всегда спокоен и у него есть четкое понимание что он делает, зачем и каковы возможные последствия его действий.