Лекция 10. АХРР. И. И. Бродский и его школа




АХРР, Ассоциация худож­ников революционной Рос­сии (с 1928 — Ассоциация художни­ков революции, АХР), массовое ху­дожественное объединение, сыгравшее важную роль в консолидации сов. худож­ников и распространении иск-ва в массах. Основана в 1922 г.

Павел Александрович Радимов (1887-1967) – последний председатель ТПХВ (1923), первый председатель АХРР (1922-23), создатель и первый председатель МООСХ (с 1947). Школа. Окончил ист-филол. ф-т Казанского ун-та (1906-1911), преподавал ист. иск-ва в Казанском худож. Уч-ще, пользовался советами Н. И. Фешина. Поэт, живописец. Радимовка.

АХРР. Члены АХРР, опиравшиеся на традиции передвижников,стремились к созданию понятного народу искусства, правдиво отражающего советскую действитель­ность. Ими были выдвинуты лозунги «художественного документализма » и «героического реализма ». В в ряде случаев проявлялись тенденции бытописательства и натура­лизма.

Члены. Ведущую роль в АХРР играли Ф. С. Богородский, И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон, Н. А. Касаткин, Е. А. Кацман, С. В. Малютин, Г.Г. Ряжский, С. В. Рянгина, Е. М. Чепцов, П. М. Шухмин, Б. Н. Яковлев и др. Филиалы. АХРР имела около 40 филиалов в РСФСР и других республиках.

Орган. Издавала журн. «Искусство в массы» (1929—30).

Выставки. Ею было организовано ок. 70 выставок в Москве и др. городах; применен принцип тематической выставки.

Кончина. Су­ществовала до 1932. П

Значение. Стала прообразом единого Союза художников (с отделениями в регионах).

Богоро́дский Фёдор Семёнович (1895—1959) — советский живописец, большинство известных картин которого посвящено революционным матросам. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Член РСДРП (б) с 1917 года. Член-корреспондент АХ СССР (1947). Председатель Правления МОСХа (1955—1958).

Родился в Нижнем Новгороде в семье адвоката.

Учился в Нижегородской гимназии. С 12 лет обучался рисунку — сначала у местных художников В. А. Ликина и частной художественной студии Л. М. Диаманта, а в 1914—1916 в студии М. В. Леблана. В 1914, окончив гимназию, уехал в Москву. В том же году поступил в Московский университет на юридический факультет.

Увлёкся футуризмом, дружил с В. Хлебниковым, Н. Н. Асеевым и В. В. Маяковским. В годы учёбы выступал на эстраде танцором, а также в цирке, писал стихи.

В 1916 впервые принял участие в художественной выставке — его работа «Портрет матери» выставлялась на XVI периодической выставке Нижегородского общества любителей художеств, открывшейся в начале марта.

Первая мировая война. С туденты в армию не призвались, так как имели отсрочки для завершения образования. Однако в марте 1916 в связи с нехваткой образованных кадров в армии в Российской империи был проведён первый призыв студентов (в Московском университете число обучавшихся студентов снизилось с 11 184 в январе до 8129 в ноябре 1916.) И хотя в марте 1916 Б. ещё не исполнился 21 год он был призван в армию. «Ранней весной 1916 года я был мобилизован и отправлен в Петроград на службу во флоте, » писал об этом времени сам Богородский в своих воспоминаниях. Он оказался матросом на Императорском Балтийском флоте. Через некоторое время ему удалось перейти из экипажа в авиационную часть императорского военно-воздушного флота, вначале вольноопределяющимся в авиации. Во время службы в Петрограде вновь встретился с Маяковским, который служил там в Учебной автомобильной школе. Бывал у Маяковского в квартире на Надеждинской улице, виделся там с Лилей Брик. Был назначен лётчиком в 35-й корпусный авиационный отряд в составе Особой армии. В июле 1917 года отряд участвовал в наступлении на Юго-Западном фронте. В своих воспоминаниях Богородский описывал приезд военного министра Керенского в его воинскую часть накануне наступления. В сентябре 1917 летал на двухместными самолёте-разведчике «Фармане» в районе Скалат и Гримайлов. Осенью 1917 года его самолёт был сбит немецкой артиллерией. Богородский выжил и попал на лечение в лазарет. В январе 1918 года начал ходить на костылях. Долечивался в городе Дубно, недалеко от линии фронта. По инициативе ревкома был организован красногвардейский отряд, командиром которого стал Богородский. В феврале 1918 года был демобилизован как инвалид и выехал из Дубно в Москву с документами бельгийского лётчика Морана.

Красный террор в Нижегородской губернии. В Москве работал в ВЧК. Недолго пробыв в Москве, был направлен на родину — в Нижний Новгород. Там Богородский был назначен председателем отдела по особо важным делам революционного трибунала Нижегородской губернии (сам трибунал возглавил А. В. Анохин). Захватившие власть большевики в декабре 1917 отменили прежние суды и упразднили должность прокурора. На смену суду пришёл революционный трибунал, который в своих действиях руководствовавшегося не правом и законом, а революционной целесообразностью. Решением губкома он был переведён в Нижегородскую губернскую ЧК по борьбе с контрреволюцией, возглавлял которую Яков Воробьёв — один из организаторов красного террора в Нижегородской губернии. В октябре 1918 участвовал в организации в Нижнем Новгороде красноармейского бала в бывшем «Бюрократическом клубе» по случаю первой годовщины Октябрьской революции. С марта 1919 — заведующий следственным отделом Нижегородской губернской ЧК.

Гражданская война на юге. В мае 1919 был послан на фронт гражданской войны полит-комиссаром матросского отряда Донской военной флотилии. Затем флотилия объединилась с Северным отрядом Астраханско-Каспийской военной флотилии, которая была преобразована в Волжско-Каспийскую военную флотилию. Военкому Богородскому поручили в кратчайший срок сформировать отряд моряков-коммунистов для военных операций. Сражался на Волге, под Царицыном. В конце июня в одном из боёв Богородский был тяжело контужен. Лечился в Самарском госпитале. После излечения его демобилизовали и назначили заведующим особым отделом Оренбургской губернской ЧК по борьбе с контрреволюцией.

Нижний Новгород. В январе 1920 был откомандирован в Москву в ВЧК. Там он вскоре ходатайствовал о переводе его на работу в организации, связанные с искусством. Был направлен А. В. Луначарским в Н. Новгород на должность заведующего художественным отделом. Однако Нижегородский Губком назначил его начальником следственной части революционного военного трибунала Волжской области. Два года жил в родном доме (на улице Ульянова). Писал стихи в духе «левого», революционного футуризма (поэтический сборник «Даёшь!», 1922). В октябре 1920 был переведён на профсоюзную работу членом президиума Нижегородского губернского правления Всероссийского профсоюза Рабис. Был избран членом Нижегородского горсовета. В октябре 1921 был командирован в Москву на профсоюзную конференцию художников, где был избран членом президиума.

Учёба во ВХУТЕМАСе. В сентябре 1922 27-летний Богородский командируется в Москву для завершения художественного образования. А. Е. Архипов пригласил его в свою мастерскую во ВХУТЕМАСе на IV курс. Выпустил поэтический сборник «Даёшь!» (1922). В 1922 избран депутатом Моссовета. (1922—1928)

В 1922 вступил в художественное объединение «Бытие». В 1924 вступил в АХРР, самую широкую и влиятельную группировку 1920-х годов. Активно участвовал в работе объединения. Стараясь как можно шире отобразить новую жизнь, ассоциация организовывала своим членам творческие командировки в разные концы Советской России. В 1925 Богородский ездил по Поволжью, Марийской и Чувашской республикам. В 1925 вступил в художественное объединение «Жар-цвет ». В 1927 во Вхутеине защитил диплом и получил от Наркомпроса направление на пенсионерскую поездку за границу.

Годы творчества. С 1928 по 1930 жил в Италии и Германии (пенсионерская поездка), долго гостил у Горького в Сорренто, с которым был земляком по Нижнему Новгороду. Написанный им портрет писателя не сохранился, известен по репродукциям. В 1930 вернулся в Россию, и в 1931—1937 часто бывал на Черноморском флоте, вдохновляясь бытом и натурой (в 1931—1932 ездил по Черноморскому побережью).

Институт кинематографии. Заведующий кафедрой живописи и рисунка в Институте кинематографии (1938—1959), профессор (1939).

С начала войны активно работал в правлении МОССХа. 16 ноября 1941 по решению правительства в числе 100 художников был эвакуирован из Москвы.

Осенью 1944 года был командирован в 5-ю воздушную армию.

Творчество. Самые характерные произведения художника — изображения моряков Гражданской войны. Широко известна его серия портретов беспризорных. Он стремился к эмоционально напряжённой живописи, добиваясь соответствующей выразительности и эффектности. Его ранним работам свойственно увлечение импрессионизмом, как французским, так и русским, а также — влияние кубизма, супрематизма и футуризма. В 1916 дебютировал в Нижнем Новгороде на XVI периодической выставке городского Общества любителей живописи, где внимание привлёк его «Портрет матери». «Портрет матери» отличается ярко выраженным декоративным началом, орнаментальностью и угловатым рисунком. Обучаясь в мастерской Архипова, воспринял у него принципы отношения к натуре, точность индивидуальной характеристики в портрете, мощную живописную пластику. В этот период он создает серию портретов беспризорных, которая была хорошо принята; но поиски героически-романтических сюжетов, которых требовала эпоха, привели к обращению к собственному прошлому. Военноморские сюжеты определили всю дальнейшую тематику его главных картин. Братишки. В 1927 написал картину «Матросы в засаде» (ГТГ), ставшую эталоном жанра героической картины. В 1928 картина была направлена на XVI Биеннале в Венецию (автор поехал с нею). В Италии художник изучал современные живописные течения, создал много пейзажей маслом, работал также в технике акварели и темперы, изучал росписи Помпеев. После учёбы в Италии его палитра посветлела и стала легче. В 1930-е пишет серию полотен, основываясь на черноморской натуре, но ряду работ этого плана свойственна идеализация. Также он возвращался к воспоминаниям молодости, написав романтический автопортрет «Братишка» (1932), ставшую романтическим олицетворением героя Гражданской войны. Затем Богородский отказывается от драматической аффектации, свойственной ранним работам, и ищет пути создания образов монументально-обобщенных, возвышенно-героических. Во время Вов создаёт картину «Слава павшим героям» (1945, ГТГ), заслужившую широкое признание. В пейзажных картинах отразился интимный мир художника.

 

Митрофан Павлович Гре́ков (Митрофан Борисович Мартыщенко) (3 [15] июня 1882, хутор Шарпаевка, Область Войска Донского — 27 ноября 1934, Севастополь) — русский советский художник-баталист.

Родился в казачьей семье, на хуторе Шарпаевка Яновской волости Донецкого округа Области Войска Донского. Настоящее имя — Мартыщенко Митрофан Павлович.

Школа. Сначала поступил учиться живописи в Одесское ХУ (у К. Костанди), затем оказался в ИАХ, где обучался у И. Репина и Ф. А. Рубо. С 1912 служил в лейб-гвардии Атаманском полку.

В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок.

В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Рисовал Первую конную армию Буденного.

Был членом АХРР. В 1931 году переехал в Москву.

Наиболее известные картины: «Трубачи Первой Конной армии», «Тачанка», «Бой при Егорлыкской», «Замерзшие казаки генерала Павлова». Возглавлял коллектив, создающий панораму «Штурм Перекопа» (1934).

Умер 27 ноября 1934 года в Севастополе, работая над панорамой «Перекоп». Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем М. Б. Грекова названы Ростовское и Одесское ХУ, студия военных художников в Москве (работает с 1934). В Новочеркасске – Дом-музей М. Б. Грекова. Медаль имени М. Б. Грекова — учреждена в 1966 году Министерством Культуры СССР, Союзом Художников СССР и ГПУ СА и ВМФ за лучшие произведения изобразительного искусства на военно-патриотическую тему. С 1967 по 1991 ко Дню Победы присуждались одна золотая и три серебряные медали им. Грекова. Улица Грекова в Минске. Работы хранятся в коллекциях Дома-музея, ГТГ и др.

 

Алекса́ндр Миха́йлович Гера́симов (1881, по другим данным, 1880—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, проф. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент АХ СССР (1947—1957). Академик АХ СССР (1947). Нар. Худ. СССР (1943). Лауреат 4 Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950. Один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной. С 1947 — д.ч., в 1947—1957 — первый президент АХ СССР. С 1951 доктор искусствоведения. Один из крупнейших советских художников 1930-х — 1950-х.

Родился в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. Школа. 1903—1915 МУЖВЗ у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова.

Армия. В 1915 был мобилизован и до 1917 находился на фронтах Первой мировой. Служил в санитарном поезде на южном (галицийском) фронте. После демобилизации в 1918—1925 жил и работал в Козлове.

Москва. В 1925 переехал в Москву, вступил в АХР, преподавал в Училище памяти 1905 года. Летом 1934 получил творческую командировку на 3 месяца в Германию, Францию, Италию и Турцию. В 1939—1954 был председателем оргкомитета СХ СССР. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны.

Творчество. Увлекавшийся в молодости импрессионизмом, он в 1920-е начинает писать картины в духе социалистического реализма. Картины написаны яркими, насыщенными красками и часто посвящены советской и партийной истории. Был любимым художником И. В. Сталина. Его портреты работы А. М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя). В мае 1949 журнал «Огонёк» поместил фоторепродукции картин и скульптур крупнейших западных модернистов, в том числе Сальвадора Дали с комментариями президента АХ Александра Герасимова. Последний сообщал, что в полотнах ведущих буржуазных живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью, жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства».

С началом правления Н. С. Хрущёва Герасимов был постепенно освобождён от всех постов, а картины художника были удалены из музейных экспозиций.

Умер 23 июля 1963. Похоронен в Москве на Новодевичьем кл. (участок № 8).

По проекту Г. в 1913 в Козлове было построено здание Драматического театра.

В годы советской власти в Мичуринске создан Мемориально-художественный музей-усадьба А. М. Герасимова. Музейный комплекс сохранил типичный облик городской купеческой усадьбы конца XIX в. Хорошо сохранился двухэтажный кирпичный дом, построенный в 1886 отцом художника, Михаилом Сафроновичем Герасимовым. В этом доме А. М. Герасимов провёл свои детские и юношеские годы, здесь жил со своей семьёй после революции, с 1918 по 1925. Здесь же написан пейзаж «После дождя (Мокрая терраса)», репродукция которого многие годы публиковалась в учебнике русского языка.

На территории музея-усадьбы функционирует картинная галерея, представляющая работы художника.

Никола́й Ива́нович Дормидо́нтов (23 января (4 февраля) 1898, СПб, Российская империя — 24 октября 1962, Ленинград) — российский советский живописец и график, член ЛОСХ с 1932.

Известен графическими листами на производственную тему 1920-х, картинами на спортивные сюжеты 1930-х, широкую известность получили графическая серия «Ленинград в блокаде» (1942) и поздние пейзажи (1940—1950-е). В 1920—1930-е широко экспонировался на зарубежных выставках в Нью-Йорке, Афинах, Лондоне. В настоящее время произв-я находятся в крупнейших российских музеях и частных собраниях.

Учился в Рисовальной школе ОПХ в 1914-18, у А. А. Рылов и И. Я. Билибин. В свободное время он делал зарисовки с гипсовых слепков античной скульптуры в музее Академии художеств. Один из его натюрмортов, созданных в это время, был приобретён для музея русского искусства при Рисовальной школе. С 1918 в ПГСХУМ (размещались в здании Академии художеств, в 1921 реформированы во ВХУТЕМАС), но вскоре оставил учёбу. В годы Гражданской войны он был командирован Наркомпросом в Белоруссию в качестве члена коллегии ИЗО Наркомпроса Белоруссии. Там во время войны с Польшей Дормидонтов добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в политический отдел штаба Западного фронта, где работал над оформлением агитпоездов, агитпунктов, декорациями для театров и клубов Красной Армии. После окончания гражданской войны в 1920 он возвратился в ПГСХУМ. Здесь в начале 1920-х существовало более 15 мастерских различных направлений. Утвержденной программы занятий не было. Каждый профессор преподавал по разработанной им самим системе. Д. занимался в мастерских Д. Н. Кардовского, Г. М. Бобровского, В. Е. Татлина, К. С. Петрова-Водкина. В 1922 во ВХУТЕМАС состоялся первый послереволюционный выпуск художников. Д. окончил институт по мастерской К. Петрова-Водкина с присвоением звания художника живописи. Издательство «Прибой» заказало выпускникам написать портреты путиловских рабочих. «Посещение завода, — вспоминал Д., — явилось важнейшим, решающим событием в моей творческой жизни». Д. был взволнован этой темой и разрабатывал её многие годы. Николай Дормидонтов в поисках собственного стиля (1920-е годы). В 1922 Д. вступил в ряды АХРР, стал инициатором создания филиала АХРР в Ленинграде в конце 1923 — начале 1924. Дормидонтова избрали председателем этого филиала. Он оказался в числе художников, которые первыми приступили к изображению производственной темы. Многие часы он проводил в цехах и шахтах, наблюдал за рабочими, беседуя с ними. Д. создал в 20-х большое количество произведений, посвящённых Балтийскому судостроительному заводу, шахтам Урала, Донбасса, Днепрострою, где побывал в творческих командировках (если большинство мастеров не придавали внимания тяжёлым условиям и работали с увлечением, то для Д. в 1925 в Донбассе это стало тяжёлым испытанием — художник признаётся в письмах, что «работать нет никакого желания», и называет причину — стремление вернуться в Ленинград к своей невесте).

Объединения. Также состоял в объединениях «Община художников» (c 1921), «Шестнадцать» (1923—1928), «Цех художников» (1930—1932).

Преподавал. В 1923—1929 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

1930-е. До войны занимал высокие должности в руководящих ленинградской культурой структурах: он был членом Президиума и председателем Изобразительного отдела Наркомпроса Ленинграда, членом правления Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства. Основной темой в 1930-е у Д. стал спорт. Самыми удачными в этот период стали монументальные полотна «Спартакиада Балтфлота» (1933) и «Футбольный матч СССР — Турция» (1935). В каждой изображён момент напряжённой борьбы за мяч у ворот. Такое полотно невозможно было писать непосредственно с натуры, так как положение тела игроков быстро меняются. При работе с натурщиком можно запечатлеть только отдельные детали и отдельные эпизоды. Сложнее передать изображение быстро движущихся фигур, цветовые и световые эффекты. Д. удалось показать напряжённость борьбы, волю к победе. Этого он добивается динамичной композицией и умелым воспроизведением необычайно сложных и причудливых движений игроков. Художник тщательно прорисовывает мускулатуру физкультурников, что даёт ему возможность передать силу и напряжённость их тел. При этом, стремясь к максимальной выразительности в изображении борьбы, он придал позам и движениям футболистов избыточную экспрессию и динамику, из-за этого картины обрели элемент условности. В картине «С. М. Киров на лыжной прогулке» (1936), по мнению советских искусствоведов, художник создал убедительные образы советских людей. Киров в окружении молодёжи изображён в момент отдыха на лыжной прогулке. Лица лыжников задорны, естественны, их позы непринуждённы. В первый раз Д. передаёт портретные черты изображённых. Картина благодаря этому приобрела конкретность и стала реалистичной.

ВОВ. Серия «Ленинград в блокаде». У воды, 1942. Д. находился в блокированном Ленинграде. К этому времени относится его наиболее известная графическая серия «Ленинград в блокаде» (1942, ГРМ). Серия состоит из 6 листов. События развиваются в ней в хронологической последовательности. 1-й лист — «Зарево над Ленинградом » — передаёт жизнь города под массированными налётами немецкой авиации. Композиция рисунка строится на развитии действия от одного объекта к другому по принципу панорамы. На первом плане изображены разрушенные здания. Слева — дом с рухнувшей стеной (видны комнаты, обвалившиеся перекрытия, сорванные оконные рамы, поломанная мебель). Справа — стена с балками и свисающими досками. Между ними — крыша здания, на которой находятся бойцы ПВО. На 2 плане - общий вид Ленинграда. Автор слегка смещает пространственные отношения между 1 и 2 планом, поднимая линию горизонта. Следующие 2 рисунка — «Очередь в булочную» и «Во дворе » — рассказывают о трудностях блокадной зимы 1941—1942. Сюжет раскрывается через показ быта города. Композиция рисунка лаконична — на фоне многоэтажного здания, занимающего весь 2 план, изображён двор жилого дома. В этом замкнутом пространстве развёртывается действие. Истощённые женщины несут лежащий на одеяле труп. Тут же стоит худенький мальчик. Тяжело опирается на палку старуха, закутанная в платок. Перед ней — женщина с ведром воды. Забиты фанерой и досками оконные проёмы дома. Двор завален поломанными кроватями, проржавевшими вёдрами. Дормидонтов пользуется мягкой, живописной линией, варьирует различные приёмы соответственно содержанию. 4 лист серии — «Срочный заказ для фронта» изображает цех ленинградского завода. Цех полуразрушен, но в обледеневшем помещении продолжают ремонтироваться танки для фронта. Д. освещает корпус первого танка, акцентируя внимание на его броне и фигурах рабочих. Остальное пр-во погружено в тень, которую прорезают отдельные лучи света. Листы «Очистка города» и «У воды » изображают подвиг рядовых жителей города: на одном изображены взрослые и дети, расчищающие улицы от снега, на др. — группа людей, пришедших к восстановленному водопроводному крану. Это обобщённые картины жизни города.

В 1943—1945 Д. были созданы ещё несколько графических листов, посвящённых блокаде: «Постройка дзота» (1943), «Работа пожарных команд после обстрела» (1943), «Зима 1941—1942 года в Ленинграде» (1945), «Строительство кораблей на ленинградском судостроительном заводе» (1945). Этой же теме посвящены картины «Ремонт танков» (1943), «Во дворе» (1943), «Ленинград в дни блокады» (вариант 1943 находится в ГРМ, более ранний вариант картины 1942 находится в ННХМ, он выставлялся в большом зале ЛОСХ, а потом был доставлен в составе выставки ленинградских художников-блокадников самолётом в Москву). Уже после войны Д. создал полотна «Ленинградский завод» (1947), «Десант в Пинске 12 июля 1944 году» (1951), «Эвакуация раненых» (1954).

Послевоенный период. В эти годы Д. впервые создал работы в жанре пейзажа, постепенно пейзаж переместился в центр его творческих интересов. Изображал он обычно с. Рождествено в Лен. обл. Писал пейзажи в различное время года, но чаще всего — весну. Она интересовала его состоянием развития и обновления («Берёзовая аллея. Март», 1954, «Апрель», 1954, «Весенний ручей», 1950, «Май», 1950).

Скончался 24 октября 1962 в Ленинграде. Похоронен на Богословском кл-ще.

Эволюция творчества. Наиболее сильное влияние на Д. в юности оказал Д. Н. Кардовский. Его система обучения строилась на традициях академической школы. Д. увлекался также творчеством Петрова-Водкина, на время его захватили конструктивистские опыты Татлина, но увлечение формализмом было непродолжительным. Большое количество ранних работ художника выполнено в графике, тушью или карандашом, это было вызвано непривычными условиями творчества (обычно это зарисовки на промышленных предприятиях во время рабочего дня) и его хорошей школой в области рисунка. Рабочий часто превращался у него в придаток машины, лишался индивидуальности с целью более точного изображения ритма движения («Днепрострой», 1931; «Монтаж парового котла на заводе имени Сталина», 1932). В 1920-х создал ряд значительных произведений («Подъёмник угля из шахт Кизеловских копей» (1924), «Березниковский содовый завод» (1924), «Ленинградский судостроительный завод» (1924), "Мартеновская печь на заводе «Югсталь» (1926)). Первоначально подобные работы художника скованные и суховатые, позже — более свободные по композиции. В работе «Мартеновская печь на заводе „Югсталь“» обращает внимание удачно найденная композиция. Художник воспроизводит только центральную часть заводского цеха. Он запечатлел грандиозные размеры завода. Его мощь подчёркивается соотношением фигур рабочих и помещения. Д. воспроизводит оборудование цеха, подмечает и красоту обстановки — величие масштабов, эффектность освещения цеха во время разливки металла. Автор прорабатывает отдельные детали изображаемого, тщательно моделирует форму, он точен в рисунке. Однако, акцентируя индустриальный мотив, художник не уделяет должного внимания человеку. Произведение отличается характерной для этого периода его творчества графичностью. Редким примером произведений романтического плана в творчестве Д. может служить графическая работа «Днепрострой» (1931). В листе «Днепрострой» его увлекают масштабы стройки, фееричность ночных работ, которые озаряются светом ламп. В рисунке труд превращается в зрелище, грандиозное и несколько фантастическое. Реалистическое начало в работах Дормидонтова усиливается в 1930-е. Он продолжал работать в графике, изображая заводские интерьеры и индустриальные пейзажи, но в его искусстве происходят изменения — он пытается создать положительный образ советского человека. Для этого он обращается к теме спорта, чтобы показать силу и красоту, радость жизни советского человека. С этого времени Д. начинает активно работать как ж-ц.

Спорт. В 1930-е детально и на практике изучает жизнь спортсменов: посещает спортивные площадки и стадионы, присутствует на тренировках и соревнованиях. На одном из крупнейших стадионов Ленинграда — «Динамо» — для него даже была создана мастерская. Здесь художник выполнил ряд больших полотен. Черты нового стиля впервые определились в картине «Лыжница» (1931). Спортсменка изображена на первом плане картины, ей отведена большую часть полотна. Художник передаёт задор спортсменки, однако произведение трудно назвать реалистическим в общепринятом понимании. Лицо и фигура лыжницы стилизованы, движения скованы и неестественны, условен колорит (нацеленный на создание иллюзии объёма и материальности). Картины этого периода, по мнению искусствоведов, наиболее интересны в колористическом отношении. В них наметился путь к преодолению условной трактовки цвета, характерной для более раннего периода. Д. перешёл к смелому сочетанию различных красок и к светотеневой моделировке объёма. Колорит в более поздних произведениях 1930-х стал значительно реалистичней, чем в «Лыжнице»: небо, яркие майки, поле стадиона создают интенсивную красочную гамму, усиливающую жизнерадостное звучание картин. В картине 1934 «Дискометатель Архипов» впервые лицо героя, его фигура и поза обрели простоту и естественность. Художник удачно передал индивидуальные портретные черты Архипова. Целостнее и выразительнее, чем в предыдущих картинах, в 30-е Д. использует колорит, хотя он сохраняет ещё жёсткость в передаче воздушных масс. Критики 30-х отмечали, что Д. в большей мере, чем современникам, удавалось передать выносливость, красоту и силу советского человека, его оптимизм. Полотна художника украшали помещения многих спортивных залов и стадионов.

Война. В годы ВОВ Д. вернулся к графике. Серия «Ленинград в блокаде » выполнена тушью, кое-где графические листы подцвечены жёлтым и синим карандашом. Д. использует полутона. Сознательная монохромность придаёт образам лаконичность и цельность.

В послевоенное время Д., работавший в основном в жанре пейзажа, прибегал к многоплановой композиции с высокой линией горизонта, что позволяет передавать просторы природы. Художник не дробил форму мелкими живописными мазками, оперируя крупными тональными пятнами. Пейзажам его свойственна была небрежность мазка, недостаточная проработанность формы, иногда мало внимания он уделял второму плану картины.

В настоящее время историки искусства особо подчёркивают академические элементы в творчестве художника. Лев Мочалов отмечает, что Д. как бы соревнуется со старыми мастерами, работая в стиле неоакадемизма. Предметы в его работах переданы подчёркнуто объёмно. Но выражение предметности достигается ценой утраты живописно-колористических качеств. «Натюрморт с черепом» (1929, ГРМ), по его мнению, отдаёт холодом, настораживает отчужденностью предметов, изображённых на нём. А. И. Струкова в своей относит к академизму поздние пейзажи художника. Б. И. Иогансон находит в творчестве Дормидонтова влияние немецкой «новой вещественности». В картинах «Окраина Ленинграда. Музыканты» (1928) и «Лыжница» он отмечает влияние немецкого экспрессионизма и Питера Брейгеля Старшего.

Произведения художника экспонировались на зарубежных выставках: в Нью-Йорке (1924, где он стал самым молодым из участников), Афинах (1927), в Лондоне (1934) и в других городах. Рисунок Дормидонтова «Погрузка соли (Солеварни в Новом Усолье)» находился в списке 256 наиболее ценных произведений искусства (под № 40), конфискованных немецкой зондеркомандой в Музее изобразительного искусства города Сталино. Конфискованные экспонаты были отправлены в распоряжение командующего немецкой группы армий «А» генерал-фельдмаршала В. Листа. Судьба экспонатов неизвестна.

Графическая серия «Ленинград в блокаде» была показана в 1942 на Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война». За эту серию художнику был присуждён диплом 1-й степени. В ноябре 1943 работы художника были широко представлены на первой в Ленинграде военной выставке в ЛОСХ. В 1955 вышла небольшая монография В. П. Князевой, посвящённая творчеству художника.

В настоящее время картины Д. оцениваются на крупных британских аукционах до 20—25 тысяч фунтов стерлингов. В декабре 2010 на аукционе MacDougall's «Зима в Юкках» Н. И. Дормидонтова была продана за 74 тысяч фунтов стерлингов, что почти в три раза превысило первоначальное предложение. Работы художника находятся в собраниях ГТГ, ГРМ, музее им. С. М. Кирова, ЦМВС (Москва), в частных коллекциях России, Украины, Германии, США.

Борис Владимирович Иогансо́н (13 (25) июля 1893, Москва — 25 февраля 1973, там же) — русский и советский художник и педагог, один из ведущих представителей социалистического реализма в живописи, профессор. С 1951 по 1954 - директор ГТГ. Президент АХ СССР 1958-1962. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Герой Соц. Тр. (1968). Лауреат 2 Сталинских премий первой степени (1941, 1951). Член ВКП(б) с 1943. В 1951-1954 директор ГТГ. С 1953 вице-президент, а в 1958—1962 — президент АХ СССР (избран и. о. Президента АХ СССР в январе 1957, когда А. Герасимов попросил об отставке в связи с состоянием здоровья). В 1965—1968 Первый секретарь правления СХ СССР. С 1962 главный редактор энциклопедии «Искусство стран и народов мира». Депутат ВС СССР 7-го созыва (1966—1970). Делегат XX и XXIII съездов КПСС.

Семья. Родился в Москве в семье служащего шведского происхождения. Школа. Сначала учился в школе-студии П. И. Келина. 1912-1918 учился в МУЖВЗ у А. Е. Архипов, Н. А. Касаткин, С. В. Малютин и К. А. Коровин.

Театр. В 1919—1922 годах работал художником-декоратором в театрах Красноярска и Александрии (Херсонской губернии).

Белая гвардия. По утверждению художника Алексея Смирнова, знавшего Б. В. Иогансона, последний, будучи офицером в армии Колчака, писал портреты Верховного правителя.

АХРР. 1922—1931 состоял в Ассоциации художников революционной России.

Соцреализм. Один из наиболее значительных представителей советской станковой живописи 1930-х. В своём творчестве обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX в. — наследию И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно известны его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937). «Узловая железнодорожная станция в 1919 году» (1928), «Советский суд», UNU (1928), «Рабфак идёт (вузовцы)» (1928), «Допрос коммунистов» (1933), «На старом уральском заводе» («Урал демидовский», 1937), «Выступление В. И. Ленина на III съезде комсомола» (1950).

Преподавал. В 1937—1961 в ЛИЖСА, проф. С 1964 в МХИ им. В. И. Сурикова.

Скончался 25 февраля 1973 года.

Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 1).

Степан Михайлович Карпов (20 декабря 1890, Оренбург, Российская империя — 21 марта 1929, Москва) — русский и советский живописец.

Школа. Учился в Казанской худ. школе (1905—1911) у Н. И. Фешина, в ВХУ ИАХ (1911—1917, 1921—1922) у Г. Р. Залеман и Д. Н. Кардовский. Студентом АХ за картины «Нерон на рыбной ловле» и «Пираты» получил премии (соответственно в 1912 и 1913).

Оренбург. С 1917 по 1923 жил на своей родине — в Оренбурге. Был одним из организаторов краеведческого музея, художественной студии, председателем местного СХ, а также официальным «живописцем» города.

АХРР. После переезда в Москву (1922) занял руководящее положение в АХРР. Пристрастие к мифологическим и древнеисторическим темам (известное полотно «Тезей и Минотавр», 1920) перешло в годы советской власти к революционно-реалистическому содержанию: «Агитпункт (У агитпункта)» (1923), «СССР — дружба народов», «Вооружение рабочих (Тревога на заводе)» (обе — 1924), «Повстанцы», «Кузнецы в Самарканде» (обе — 1925), «Басмачи», «Единение народов» (обе — 1926), «Строители» (1928), «Арест Пугачева» (1929) и др. Написал «Автопортрет» (1926) и «Портрет С. В. Рянгиной».

Музеи. Работы хранятся в московских музеях и Оренбургском МИИ. В ГТГ находится акварель художника «В. И. Ленин у шалаша в Разливе».

Умер 21 марта 1929 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Жена — Рянгина, Серафима Васильевна (1891—1955), художница, тоже похоронена на Новодевичьем кладбище.

 

Никола́й Алексе́евич Каса́ткин (1859—1930) — русский живописец-реалист. Академик и д.ч. ИАХ. Член ТПХВ с 1891, первый народный художник Республики (1923), один из основателей социалистического реализма.

Семья. Р одился в Москве в семье художника-литографа.

Школа. Учился в МУЖВЗ 1873-1883 у В. Г. Перова и ИМ Прянишникова.

В 1883 получил высшую награду училища — большую серебряную медаль и звание художника за картину «Нищие на церковной паперти».

Издательство. После окончания МУЖВЗ К. пригласил на работу в своё издательство книгоиздатель И. Д. Сытин, где художник проработал около 30 лет, участвуя в создании «Русской истории в картинах», первого настольного календаря, «Великой реформы» — юбилейного издания, посвящённого пятидесятилетию осуществления Крестьянской реформы и др.

Творчество. В 1894 и 1895 посетил Донбасс. «Семья рабочего» (1891), «Тяжело (Буревестник)» (1892), «Кузница» (1897), «Арестантки на свидании» (1899), «Уральский рабочий» (1899), «Тревожное», «Рабочий-боевик», «Последний путь шпиона», «Беззаветная жертва революции», «Студент», «После обыска» (все 1905), «



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: