Класс, химия. Кейс № 12 26.05.2020
Тема: «Углеводы»
Цели урока: 1. Знакомство учащихся с углеводами и их классификацией.
2. Изучить свойства, применение и биологическую роль моно-, ди- и полисахаридов.
Ход урока:
Организационный момент. (0,5 мин.)
Фронтальный опрос по следующим вопросам:
· Каков состав белков?
· Где распространены белки в природе?
· Какими физическими свойствами обладают белки?
· Каковы химические свойства белков?
· Где используются природные белки?
Объяснение нового материала. (10-12 мин.)
Кроме жиров и белков важными природными веществами являются углеводы. Общая формула углеводов Сn(H2O)m.
Русь – для придания сладкого вкуса используют мед
ü Индия – «сакхара», вещество, получаемое из сока тростника
ü «Переселение» сахарного тростника - Южная Америка, Египет и Сирия
ü Сицилия – стали возделывать с XII века
ü Европа, Куба, острова Карибского моря - завезли в XVI веке
ü Замена заморского продукта сахаром, полученным из сахарной свеклы – XVIII век
ü Первый сахарный завод – Германия, 1802 год
ü Второй сахарный завод – Россия
ü Стала известна формула сахара С12Н22О11 - середина XIX века.
В тоже время стали известны формулы некоторых других природных соединений, имеющих сладкий вкус и состав, отвечающий формуле Сn(H2O)m. По формуле видно, что вещества состоят из углерода и молекул воды, отсюда и произошло название данного класса органических соединений – углеводы. Современное понятие углеводов основано на сходстве химического строения и свойств веществ этого класса, потому что состав некоторых углеводов не соответствует данной формуле, а многие вещества с подобным составом не являются углеводами.
|
Следующим этапом в объяснении нового материала является знакомство с классификацией углеводов, которая записывается в рабочих тетрадях учащихся. Приводятся примеры и формулы наиболее распространенных углеводов.
Углеводы
Моносахариды Дисахариды Полисахариды
Глюкоза Сахароза Крахмал
С6Н12О6 С12Н22О11 (С6Н10О5)n
Фруктоза Лактоза Целлюлоза
С6Н12О6 С12Н22О11 (С6Н10О5)n
Рибоза
С5Н10О5
Дезоксирибоза
С5Н10О4
При записи классификации ведется беседа по вопросам с использованием знаний по биологии и жизненного опыта учащихся:
· Что означают приставки моно-, ди-, поли-?
· Чем являются по отношению друг к другу глюкоза и фруктоза, сахароза и лактоза?
· Чем отличаются по составу рибоза и дезоксирибоза?
· В состав каких биологически важных соединений входят эти углеводы?
· В чем заключается биологическая роль нуклеиновых кислот?
· Как вы думаете, откуда произошли названия фруктоза, лактоза? Где в природе встречаются эти углеводы?
· Какой углевод в большом количестве входит в состав картофеля? Какими свойствами он обладает?
· Какой углевод является составной частью оболочек растительных клеток, содержится в волокнах хлопка и древесины? Какие свойства характерны для него?
· Где и с какими углеводами вы встречались в быту?
Сообщение учащегося о первом представителе класса углеводов – моносахариде глюкозе. (3-5 мин.) (Задание для самостоятельной работы давалось на предыдущем уроке)