Образовательные технологии
Основными видами учебной работы при изучении дисциплины являются: лекции и практические занятия.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Перечень теоретических вопросов для контрольной работы студентов.
1. Психофизиология как наука.
2. Методы профессионального отбора и их практическое применение.
3. Методы психодиагностики профессионально важных качеств менеджеров.
4. Методы психофизиологии профессиональной деятельности и их использование в практике управления персоналом.
5. Профессиография как основа профессионального подбора и подготовки кадров.
6. Профессиональная пригодность человека, определение ее критериев и методы диагностики.
7. Принципы и методы профессионального отбора.
8. Труд как деятельность и как производственный фактор.
9. Труд как социальная система, его компоненты и социальные характеристики.
10. Психофизиологические характеристики труда.
11. Организм как физико-химическая система. Внутренняя среда организма.
12. Нервная система организма и ее строение.
13. Роль центральной нервной системы в регуляции физиологических функций в процессе труда.
14. Функции жизнеобеспечения человеческого организма в процессе трудовой деятельности.
15. Биомеханические основы трудовых действий и приемов.
16. Сущность понятия «рефлекс». Особенности условных и безусловных рефлексов.
17. Трудовые функции, выполняемые работниками в условиях современного производства.
18. Факторы, изменяющие физиологические функции в процессе трудовой деятельности.
19. Система «человек — коллектив — техника — производственная среда».
20. Основные этапы трудовой деятельности оператора.
21. Производственная среда и её элементы.
22. Понятие работоспособности человека и её динамика.
23. Производственное утомление, его виды и причины.
24. Основные пути повышения работоспособности на производстве.
25. Понятие тяжести труда. Факторы, влияющие на тяжесть труда.
26. Показатели, характеризующие категории тяжести работ (по материалам НИИ труда).
27. Напряженность труда в производственной деятельности человека.
28. Основные положения теории предметной деятельности.
29. Концепция содержательного и алгоритмического анализа деятельности.
30. Психические состояния в трудовой деятельности и их классификация.
31. Факторы, повышающие подверженность несчастным случаям и травмам на производстве.
32. Стресс и меры борьбы с ним.
33. Основные направления психофизиологического отбора.
34. Формы и методы производственного обучения.
35. Антропометрические и физиологические требования к орудиям труда и рабочему месту.
36. Санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности и работоспособности в системе «человек— техника — производственная среда».
Тестовые вопросы для промежуточной аттестации
1. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты делятся на:
а) постоянные и переменные
б) полевые и лабораторные
в) наблюдаемые и управляемые
г) структурированные и неструктурированные
2. Основным недостатком метода наблюдения является:
а) пассивность и субъективизм
б) «гало-эффект»
в) необходимость классифицировать и описывать результаты наблюдения
г) эффект «снисходительности»
3. Осуществление эксперимента позволяет получить информацию, добыть которую другими методами:
а) возможно
б) невозможно
4. Описание и анализ профессионального поведения человека и его профессиональной биографии, развитие личности с начала формирования профессиональных намерений до ухода из профессиональной жизни является содержанием науки:
а) профессиографии
б) эргономики
в) профессиональной психологии
г) инженерной психологии
5. Рисуночные тесты, изобразительные методики, методики чернильных пятен относятся к классу тестов:
а) вербальных
б) интеллектуальных
в) проективных
г) мотивационных
6. Выявление глубоких черт личности, завуалированных или скрытых сторон характера, которые могут даже не осознаваться человеком, возможно путем использования психологических тестов, относящихся к классу:
а) вербальных
б) интеллектуальных
в) проективных
г) мотивационных
7. Тест Г.Роршаха (чернильные пятна) относится к классу методик:
а) проективных
б) интеллектуальных
в) профильных
г) тематических
8. Тест Кеттела (16 PF) относится к классу методик:
а) проективных
б) интеллектуальных
в) многомерных
г) математических
9. Выберите 4 физиологические методики, позволяющие измерить функциональное состояние центральной нервной системы:
а) рефлексометрия
б) кожно-гальваническая реакция (КГР)
в) тремометрия
г) эргография
д) координиметрия
е) электроэнцефалография
ж) определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ)
10. Выберите 4 физиологические методики, которые используют для исследования двигательного аппарата человека:
а) динамометрия
б) кожно-гальваническая реакция (КГР)
в) тремометрия
г) эргография
д) электрокардиография (ЭКГ)
е) электромиография
ж) адаптометрия
11. Выберите 4 физиологические методики, которые используют для исследования функций сердечно-сосудистой системы:
а) пульсометрия
б) адаптометрия
в) электрокардиография (ЭКГ)
г) электромиография
д) электроэнцефалография
е) сфигмоманометрия
ж) плетизмография
12. Возможность «объединить в одном лице рабочего, знающего профессиональную работу, и психолога, умеющего и желающего ее написать» дает:
а) метод наблюдения
б) метод интервью
в) метод деловых игр
г) трудовой метод
13. Функциональные средства труда – это:
а) техника, инструменты, оборудование
б) совокупность модулей, из которых состоит трудовой процесс
в) мысленные схемы, алгоритмы решения задач, мысленные эталоны – образцы результатов труда
14. В модели Дж. Холланда степень совместимости типа личности с профессиональной средой:
а) прямо пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами
б) обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами
15. Согласно теории Дж. Холланда, успех в профессиональной деятельности и удовлетворенность трудом зависят, в первую очередь, от:
а) соответствия типа личности требованиям профессии
б) соответствия типа личности типу профессиональной среды
в) соответствия типа личности функциям, выполняемым в процессе труда
16. Согласно модели Дж. Холланда, с художественным типом личности наиболее совместим:
а) социальный и предпринимательский типы среды
б) социальный и интеллектуальный типы среды
в) социальный и реалистический типы среды
г) конвенциональный и реалистический типы среды
17. Профессия инженера – конструктора относится к классу профессий:
а) гностических
б) преобразующих
в) изыскательских
18. Целями разработки профессиограмм могут быть (выберите 4 варианта):
а) профориентация, профконсультация и профотбор
б) рационализация труда
в) профессиональное обучение
г) изучение индивидуальных психологических характеристик сотрудников
д) проектирование социотехнических систем
е) внедрение новой техники и технологии
ж) формирование системы управления мотивацией труда
19. Диагностическое профессиографирование осуществляется с целью:
а) профориентации и профконсультации
б) профессионального отбора
в) определения причин низкой производительности труда, качества работы, аварийности, производственного травматизма
г) эргономического проектирования
20. Информационное профессиографирование осуществляется в целях:
а) деловой оценки персонала
б) профессионального обучения
в) профориентации, профконсультации
г) проектирования социотехнических систем
21. Акмеография определяет:
а) творческий потенциал человека
б) возможные достижения человеком собственных профессиональных вершин в избранном виде труда
в) профессионально важные качества, профиль профессии
г) факторы успешности трудовой карьеры человека
д) возможности профессиональных деформаций в трудовой карьере
22. Типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделенный на основании общности психологических требований к человеку – это:
а) психологическое требование профессии к человеку
б) психологический модуль
в) психологическая структура труда
г) внутренняя картина труда
23. Способность применять приобретенные знания и навыки в процессе работы – это:
а) профессионализм
б) квалификация
в) компетенция
г) профессионализация
24. Дальнейшее практическое использование теории и понятий, а также скрытые знания, приобретенные на опыте – это:
а) функциональная компетенция
б) когнитивная компетенция
в) личностная компетенция
г) этическая компетенция
25. Наличие определенных личностных и профессиональных ценностей, а также позитивного мировоззрения – это:
а) функциональная компетенция
б) когнитивная компетенция
в) личностная компетенция
г) этическая компетенция
26. Главными движущими силами профессионализации личности являются (выберите 3 варианта):
а) социально-экономические противоречия
б) внутриличностные противоречия
в) методы и принципы профессионального обучения
г) противоречия между личностью и внешними условиями
д) мотивы и смыслы профессиональной деятельности
е) характер и темперамент личности
27. Репрофессионализация – это процесс перехода личности:
а) от одной профессии к другой на основе уже приобретенных профессиональных и личностных качеств
б) от одной стадии профессионализации к другой
в) от активной трудовой деятельности на пенсию
г) в кардинально новую профессиональную сферу
28. Рост, исследование, утверждение, поддерживание, спад – эти 5 этапов профессиональной зрелости определены:
а) Е.А. Климовым
б) Дж. Сьюпером
в) Э.Ф. Зеером
г) В.Д. Шадриковым
29. Выберите название стадии профессионального становления личности (по Э.Ф. Зееру), пропущенной в этой цепочке: аморфная оптация – оптация – профессиональная подготовка – первичная профессионализация – вторичная профессионализация – профессиональное мастерство:
а) репрофессионализация
б) фаза интернала
в) наставничество
г) профессиональная адаптация
д) фаза авторитета
30. Этап утверждения по Дж. Сьюперу охватывает возрастной диапазон:
а) 14-25 лет
б) 25-44 года
в) 45-64 года
г) 65 лет и более
31. Условиями перехода человека на стадию профессионального мастерства и становления акме-профессионалов являются (выберите 2 варианта):
а) переход на вышестоящую должность
б) творческий потенциал работника
в) получение ученой степени
г) развитая потребность в саморазвитии и самореализации
д) высокий уровень профессиональной подготовки в учебном заведении
е) переход на стадию первичной профессионализации
32. Выберите слово, пропущенное в предложении: «Каждый этап или ступень профессионализма предъявляет …. требования к психологическим качествам человека – к мотивации, мышлению, памяти, моторике и др.»:
а) высокие
б) одинаково высокие
в) неодинаковые
33. Для того, чтобы жизненный цикл компетенции личности не перешел на стадию устаревания, необходимы 2 условия:
а) самообучение и тренинги
б) расширение или смена деятельности
в) постоянное развитие компетенции
г) ступенчатая карьера
34. Методы интенсификации обучения способствуют (выберите 2 варианта):
а) модуляции памяти
б) оптимальной мобилизации функциональных резервов головного мозга
в) интерференции навыков и знаний
г) повышению концентрации внимания
д) повышению мотивации обучающихся
35. Выберите 4 фактора эффективности профессиональной тренировки:
а) краткий, четкий, понятный инструктаж
б) постоянная обратная связь
в) разнообразие условий тренировки
г) стандартные условия тренировки
д) интерференция навыков
е) предотвращение интерференции навыков
ж) полный, подробный и понятный инструктаж
з) эпизодическая обратная связь
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
1. Объект и предмет психофизиологии профессиональной деятельности.
2. Становление психофизиологии как комплексной науки.
3. Профессиональная пригодность и ее диагностика.
4. Особенности методов психофизиологических исследований.
5. Организм как физико-химическая система.
6. Внутренняя среда организма.
7. Методы профессионального отбора
8. Роль центральной нервной системы в регуляции физиологических функций в процессе труда.
9. Деятельность сердечно-сосудистой системы в процессе труда.
10. Сущность и значение дыхания для организма.
11. Классификация психических состояний в трудовой деятельности
12. Принципы и методы профессионального отбора.
13. Факторы, изменяющие физиологические функции в процессе трудовой деятельности.
14. Принципы психодиагностики.
15. Динамика физических и психических функций в процессе труда.
16. Влияние условий труда на работоспособность и здоровье работника.
17. Использование положений теории утомления при проектировании трудовых процессов.
18. Основные положения теории предметной деятельности.
19. Факторный анализ несчастных случаев и травматизма на производстве.
20. Профессиональные признаки трудовой деятельности.
21. Модульный подход в профессиографии.
22. Пути по обеспечению безопасности труда на производстве.
Примерная тематика курсовых работ
1. Методы психофизиологии профессиональной деятельности и их использование в практике управления персоналом.
2. Методы профессионального отбора и их практическое применение.
3. Методы психодиагностики профессионально важных качеств менеджеров.
4. Психофизиологические аспекты деловой оценки персонала.
5. Психические процессы и состояния: сущность и методы исследования.
6. Современные проблемы и перспективы развития психологии труда.
7. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности и его значение для практики управления человеческими ресурсами.
8. Профессиография как основа профессионального подбора и подготовки кадров.
9. Профессиональная пригодность человека, определение ее критериев и методы диагностики.
10. Принципы и методы профессионального отбора.
11. Профессионализация персонала и ее психофизиологические основы.
12. Психофизиологические механизмы формирования знаний, навыков и умений.
13. Прогрессивные методы профессионального обучения рабочих.
14. Современные методы профессионального обучения специалистов и менеджеров.
15. Трудовая адаптация персонала и ее психофизиологические аспекты.
16. Профессионализация и трудовая карьера.
17. Компетентностный подход в профессиональном обучении.
18. Психофизиологические основы и факторы работоспособности.
19. Пути и методы повышения работоспособности человека в процессе труда.
20. Адаптация человека к экстремальным условиям деятельности и ее психофизиологические факторы.
21. Влияние условий труда на работоспособность и здоровье человека.
22. Психофизиологические аспекты безопасности труда персонала.
23. Профессиональные риски и ошибки человека в процессе труда.
24. Методы повышения устойчивости организма к стрессу.
25. Психофизиологические функциональные состояния человека и методы их оптимизации.
26. Эмоции и их влияние на профессиональную деятельность человека.
27. Психофизиология памяти.
28. Память и ее роль в процессе профессионализации и трудовой деятельности.
29. Когнитивные процессы в профессиональной деятельности.
30. Психофизиология внимания.
31. Профессиональный стресс и методы его преодоления.
32. Психофизиологические аспекты организации труда.
33. Психофизиологические функциональные состояния как фактор эффективности и надежности человека в профессиональной деятельности.
34. Модульный подход в профессиографии.
35. Современные методы психофизиологического анализа профессиональной деятельности.
36. Физиологические и психологические рабочие нагрузки, их измерение и анализ.
37. Тяжесть труда и ее оценка.
38. Интенсивность труда и пути ее нормализации.
39. Оптимизация трудовых нагрузок и профилактика переутомления организма.
40. Распределение функций в системе «человек – техника - окружающая среда» и рабочая нагрузка.
41. Психофизиологическое обоснование трудовых нагрузок.
42. Психофизиологическое обоснование рациональных режимов труда и отдыха.
43. Эргономические требования к оптимизации системы «человек – техника – окружающая среда».
44. Психофизиологические аспекты стиля руководства группой.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
Основная литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб, доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2008. – 336с.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ; Изд. центр «Академия», 2009. – 339с.
3. Кроль В.М. Психофизиология человека. – СПб.: Питер, 2003. – 304с.
4. Носкова О.Г. Психология труда. Под ред. Е.А.Климова. – 4-е изд., М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 395с.
Дополнительная литература:
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М.: ПЕР СЭ, 2008. – 492с.
2. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие для студентов. – М.: Изд-во МГУ, 2010. – 377с.
3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: / Под. ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 342 с.
4. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция Л.В. Винокурова – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
5. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности: 4-е изд.: учебник. – СПб.: Питер, 2009. - 396с.