Подготовка к чтению с листа.




Развитие навыков чтения с листа несложных произв. в 5 позиции.

Шаги к приобретению навыка чтения нот с листа

Знание нот на нотном стане и грифе гитары, необходимое для чтения нот с листа. Начинать изучения нот лучше с открытых струн. Далее нужно знать положение тонов и полутонов в октаве и количество используемых октав на гитаре.

Чтение нот на гитаре повышенной скорости во многом зависит от скорости нахождения ноты на струне и грифе гитары. В начале обучения чтению нот с листа, необходимо развивать внимание, как к нотной записи, так и к аппликатуре, другим условным обозначениям.

Нужно с самого начала охватывать взглядом одновременно и нотный текст, и аппликатурные обозначения.

На начальном этапе при объединении работы рук, нужно использовать самые простые аппликатурные решения обеих рук.

Большего внимания требует техника исполнения аккордов и двойных нот в правой руке, чем исполнение отдельных звуков. Поэтому контроль над движениями пальцев на начальном этапе должен быть разделен на исполнение различных вариантов двойных нот, а затем уже аккордов.

Когда читаешь с листа, необходимо привлекать большее внимание к игровым движениям аккордовой техники, чем к технике арпеджио. Особенно это необходимо применять в тех пьесах, в которых содержатся оба приема, так как требуется переключение внимания между ними. Смена аккордов в левой руке должна отрабатываться на пьесах и упражнениях.

Подготовка к чтению с листа.

Для начального этапа обучения существует план подготовки к чтению с листа:

1. Определить тональность, ключевые и встречные знаки;

2. Прохлопать ритм (отдельные сложные группировки);

3. Проанализировать структуру произведения: ритмические и мелодические повторы, части, разделы;

4. Проследить мелодическую линию, отметить широкие интервалы;

5. Продумать аппликатуру;

6. Определить темп;

7. Обратить внимание на штрихи, динамику.

Правила, о которых должны помнить, учась играть с листа на гитаре:

  1. Просмотрите всю пьесу в течение минуты, прежде чем играть ее, и попытайтесь определить все места, где могут возникнуть затруднения, например при смене позиций или появлении вспомогательных знаков.
  2. Продолжайте играть, даже если допустите ошибку.
  3. Сохраняйте постоянный темп (придерживайтесь темпа, соответствующего вашим способностям, и будьте внимательны, стараясь не ошибаться).
  4. Игра с листа должна выполняться в «реальном времени», как при выступлении перед слушателями, а не с запинками и паузами, как при разучивании произведения.

Внимательно просмотреть без игры всю песенку или пьесу, найти знакомые ритмические рисунки, аппликатурные закономерности движения звуковысотной линии, внутренним слухом представить звучание данной мелодии.

Постоянно работайте над развитием слуха. Вот один из методов: короткие музыкальные отрезки по два-четыре такта читать по нотам, а заканчивать по памяти. Чтобы справился с этим заданием, необходимо умение охватывать взглядом большие музыкальные отрезки и угадывать развитие и окончание фраз.

Начинать читать с листа нужно с простейших коротких мелодий без аккомпанемента, где присутствует повторение ритмических формул и нотных знаков. При совместной игре на начальном этапе следует условно распределить действия пальцев обеих рук на три позиции:

Первая позиция: действия пальцев на 1, 2, 3-й струнах.

Вторая позиция: действия пальцев на 3, 4, 5-й струнах.

Третья позиция: действия пальцев на 4, 5, 6-й струнах.

Постепенное смещение пальцев правой и левой рук от 1-й к 6-й струне предрасполагает к более быстрому усвоению распределения нот на грифе и технических и постановочных навыков, необходимых при игре на гитаре.

С первых уроков следует вводить знаки альтерации, вначале случайные, затем и ключевые.

Техника игры на гитаре в основном формируется на игре гаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. Необходимо концентрировать внимание на единстве звуко-моторной связи, постепенно накапливать в памяти типовые формулы, обороты гаммообразных пассажей, арпеджио, аккордов. На начальном этапе следует вырабатывать навыки бегло прочитывать элементы мелодий вверх, вниз. Обратите внимание на определенные закономерности аппликатуры для обеих рук, научите формировать типовые аппликатурные формулы.

Умение пользоваться аппликатурными вариантами имеет большое значение на уроках по чтению с листа. Ориентируйтесь на соответствие номера пальца левой руки номеру лада.

В упражнении на 1, 2, 3-й струнах происходит движение мелодии вверх, вниз и повторение ритмического рисунка: два четверти и половинная.

Все ноты на пятом ладу

В стандартном гитарном строе ни одна нота на пятом ладу не является промежуточной. Используйте это как памятку для поиска других звуков по всему грифу – достаточно запомнить их расположение, и вы сможете буквально на ходу понять, где находится нужная вам нота.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: