5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:
Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал.
Вопросы:
1. Основные функции сердца. Анатомия и электрофизиология сердца и его проводящей системы.
2. Дать определение аритмии.
3. Причины аритмий.
4. Электрофизиологические механизмы возникновения нарушений ритма сердца.
5. Классификация нарушений ритма и проводимости.
6. Разновидности нарушений функции автоматизма, понятие «ритм синусовый».
7. Что такое номотопные и гетеротопные ритмы?
8. Перечислить номотопные аритмии.
9. Дать определение и клинико-клинико-электрокардиографическую характеристику синусовой тахикардии, синусовой брадикардии, синусовой аритмии.
10. Понятие «синдром слабости синусового узла», его диагностика. Клинические, электрокардиографические варианты проявления.
11. Понятие «миграция водителя ритма», ЭКГ-диагностика.
12. Назвать гетеротопные аритмии, механизмы возникновения.
13. Понятие «экстрасистолия», ее разновидности, причины и механизмы возникновения.
14. Клинические проявления экстрасистолии.
15. Электрокардиографические признаки предсердной экстрасистолии.
16. ЭКГ-признаки экстрасистол из АВ-соединения.
17. ЭКГ-признаки желудочковых экстрасистол.
18. Характерные электрокардиографические отличия суправентрикулярных экстрасистол от желудочковых.
19. Назвать отличительные ЭКГ-признаки правожелудочковых и левожелудочковых экстрасистол (апикальных, базальных, ранних, поздних, интерполированных, сдвоенных, групповых).
20. Понятие «аллоритмия», разновидности.
21. Классификация желудочковых экстрасистол по Лауну, выделить опасные для жизни.
22. Определение понятия «пароксизмальная тахикардия», разновидности.
|
23. Клинические проявления пароксизмальных тахикардий.
24. Отличительные особенности суправентрикулярных и желудочковых пароксизмальных тахикардий по ЭКГ-признакам и прогнозу.
25. Определения понятия «фибрилляция предсердий» (синоним), разновидности, причины, механизмы.
26. Клинико-электрокардиографические признаки фибрилляции предсердий и ее разновидностей (тахи-, бради-, нормоформы).
27. Определение понятия «трепетание предсердий», разновидности.
28. ЭКГ-признаки трепетания предсердий.
29. Основные отличительные ЭКГ-признаки фибрилляции предсердий от трепетания предсердий.
30. Понятие фибрилляции и трепетания желудочков. Причины, патогенез, клиника, состояние гемодинамики, прогноз.
31. Электрокардиографические признаки фибрилляции, трепетания, асистолии желудочков.
6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:
1. Нарисовать нормальную ЭКГ и указать количественную характеристику всех зубцов и интервалов.
2. Изобразить схематически проводящую систему сердца.
3. Нарисовать ЭКГ основных видов нарушений ритма.
4. При разборе каждой разновидности аритмии студент должен формулировать ответ по следующей схеме:
А) определение (суть аритмии);
Б) причины, механизмы развития;
В) влияние на гемодинамику;
Г) прогноз (опасна ли для жизни);
Д) клиника аритмии:
- жалобы, характерные для данной аритмии;
- изменение пульса, АД;
- изменения, определяющиеся при аускультации сердца
Е) характерные ЭКГ-признаки данной аритмии.
5. Ответить на контрольные вопросы.
6. Решить ситуационные задачи по теме.
|
7.Ответить на тестовые задания
8. На занятии обследование больного с нарушением ритма сердца, выявить клинические признаки аритмий по характерным жалобам, исследованию пульса, АД, аускультации сердца, сформулировать и обосновать предварительный диагноз, составить план обследования больного с нарушением ритма сердца, провести дифференциальную диагностику, сформулировать окончательный диагноз, назначить лечение.
Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия в том числе вклад в оценку уровня формирования у студента компетенции.
Оценка уровня формирования у студента умений, навыков, владений осуществляется с помощью БРС, из расчеста 5 баллов за занятие: 1 балл — текущий тест-контроль, 2 балла — устный ответ по дидактическое единице, 2 балла — за работу на больном.
Уровни сформированности компетенции:
5 баллов
4 балла
3 балла
Ситуационные задачи.
Пациентка В., 53 года, вызвала СМП по поводу одышки в покое, ощущения перебоев в работе сердца, появившихся 2 часа назад. В анамнезе – артериальная гипертония (максимальные цифры=170/95 мм рт ст), хронический панкреатит.
Объективно: цианоз губ. В легких в задне-нижних отделах незвонкие влажные мелкопузырчатые хрипы. ЧД 28 в минуту. Сердце расширено влево на 2 см, тоны аритмичные, разной звучности, шумов нет. АД 95/65 мм рт.ст. ЧСС 160 в минуту. Пульс 124 в минуту. Дефицит 36 в минуту. Печень у края реберной дуги.
ЭКГ:
1. Какое нарушение ритма сердца у пациентки?
2. Перечислите меры неотложной помощи.
3. Возможные варианты тактики ведения пациентов с данным видом нарушения ритма.
|
Тесты
1. Признаком синусового ритма на ЭКГ является СЛЕДУЮЩЕЕ:
А. Наличие одинаковых интервалов RR
Б. Наличие в отведении avR положительного зубца Р
В. Наличие во втором стандартном отведении положительных зубцов Р, предшествующих каждому комплексу QRS
Г. Продолжительность зубца Р не более 0,1сек.
2. Признаком пароксизмальной желудочковой тахикардии не является СЛЕДУЮЩЕЕ:
А. Деформация и расширение комплекса QRS более 0,12сек.
Б. Наличие недеформированных комплексов QRS
В. Дискордантное расположение комплекса QRS и зубца Т
Г. Отсутствие закономерной взаимосвязи между редкими зубцами Р и частыми комплексами QRS
Д. Внезапно начинающийся и заканчивающийся приступ сердцебиения
3. Для желудочковой экстрасистолии характерно СЛЕДУЮЩЕЕ:
А. Неполная компенсаторная пауза
Б. Наличие перед экстрасистолой зубца Р
В. Изменение полярности зубца Р экстрасистолы
Г. Значительное расширение и деформация экстрасистолического комплекса QRS
Д. Преждевременное внеочередное появление зубца Р и следующего за ним комплекса QRS
4. Для мерцательной аритмии не характерно СЛЕДУЮЩЕЕ:
А. Наличие волн f
Б. Отсутствие во всех отведениях зубца Р
В. Наличие уширенных комплексов QRS
Г. Разные интервалы RR
Д. Наличие при аускультации сердца тонов различной звучности