Ход занятия
Организация начала занятия
Сообщение темы занятия
– Рассмотрите внимательно два центральных рисунка. Как изменилась природа с приходом весны? Чем похожи эти рисунки? (Художник изобразил одну и ту же местность, но в разное время года: зимой и весной.)
– Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. Стало теплее. Тает снег и лед.)
– Какие изменения произошли с деревьями? (На ветвях нет снега, изменился цвет коры.)
– Почему белка не узнала зайца? (Заяц поменял окраску шерсти.)
– Какие изменения происходят в жизни птиц? (Птицы возвращаются с юга.)
Основная часть
Загадки
– Давайте вспомним весенние месяцы. Отгадайте загадки:
Дует теплый южный ветер.
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март.)
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе – жаворонка трель.
Месяц к нам пришел… (Апрель.)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май.)
- Почему месяцы называют так:
Март – протальник,
Апрель – водолей,
Май – травень?
Приметы весны
– Какие приметы весны названы в этих загадках?
Март.
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет, ноздрится, становится серым снег. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода – и капает, капает… Натекают лужи – и уличные воробьишки весело полощутся в них, смывая с перьев зимнюю копоть. В садах звенят радостные бубенчики синиц.
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях. У неё строгий порядок работ. Первым делом она освобождает землю: делает проталинки. А вода ещё спит подо льдом. Спит под снегом и лес…
|
Апрель.
А вот апрель – это уже настоящий весенний месяц.
Послушайте, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. Сверкают лужи. В лужах отражаются солнце и синее небо.
Воробьи дерутся или купаются в лужах, что брызги летят.
По карнизам домов, расхаживают голуби.
В полях повсюду уже почти сошел снег. В ложбинах шумят потоки воды. Лед посинел, надулся, весь потрескался.
Плавает парочка диких уток. Они уже прилетели с юга и пока, до вскрытия рек и озер, ютятся у берегов по растаявшим местам. Прилет этих птиц – верный признак того, что до весеннего половодья уже совсем недолго.
Прошло еще несколько теплых дней, вскрылась река, а на возвышенностях показалась молодая зеленая травка. По косогорам, пригретые солнцем, выглянули первые цветы мать-и-ма-чехи. На орешнике и на осине повисли длинные сережки, а ветви ивы – в серебристо-белых пушистых «зайчиках».
В лугах и на оттаявших лесных полянах появились кучки свеженарытой земли – кротовьи холмики. В голубой вышине, над лугами и полями, над перелесками, зазвенела веселая песня жаворонка…
Май.
Май – месяц цветения земли. Сошел снег, а из-под слежавшейся прошлогодней листвы всюду лезет молодая травка. Между кустов, возле больших светлых луж синеют цветы медуницы и поднимается золотисто-желтый чистяк.
Из весенних луж слышится задорное урчание лупоглазых певцов – лягушек. Откуда-то издалека доносится кукование кукушек.
|
Земля с каждым днем становится все наряднее, одевается в пестрый убор свежих трав и цветов. Цветут березы, ветлы, могучие великаны дубы и душистая черемуха. В садах зацветают яблони, сливы, вишни. А потом цветущий наряд деревьев сменится зеленым убором густой листвы.
– Что же происходит со снегом с приходом весны? (Под теплыми лучами солнца он начинает таять.)
– Снег весной оседает, становится тяжелым, грязным. Объясните почему.
– Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веточек, маленькие кусочки коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху.
– Обратите внимание, что в снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо пригревают землю. Кору деревьев они нагревают больше, чем снег, – она темнее. Около теплого ствола снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу – работа весеннего солнца.
– А изменяются ли сугробы с приходом весны? На их крутых боках, обращенных к югу, красуется причудливая вязь хрупких, прозрачных ледяных кружев. Солнце, где можно, растапливает снег. Стеклянное кружево на снегу – еще одна примета весны.
Работа в группах «Приметы весны»
Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
Ответы: стало холоднее, земля покрылась снегом, день уменьшается, река замерзает, листья желтеют, птицы улетают на юг.
Беседа
– Что происходит со льдом на водоемах?
– Чем отличается лед на реке зимой и весной?
– Ледяной панцирь на реке с приходом весны тоже меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое-где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца. Придешь через неделю к реке и не узнаешь ее: здесь уже не лед, а вода.
– Какую беду может принести весенний лед на реке? (Весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.)
Итоги занятия
– Что нового вы узнали?
– Какие изменения в неживой природе происходят весной?
– Какие изменения в живой природе происходят весной?