Бузуртанова Любовь Васхаевна
к.э.н., доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»
Оздоев А.А.
студент 3 курса экономического факультета,
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
ali.oz99@mail.ru
ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет»,
г. Магас, Республика Ингушетия, Россия
Аннотация. В условиях становления рыночной экономики и проводимых в Российской Федерации реформ вопросы, связанные с совершенствованием организации управления внешнеэкономической деятельностью и повышением ее экономической эффективности на всех уровнях хозяйствования страны, являются достаточно актуальными. Особую важность данный процесс имеет в сфере агропромышленного комплекса, являющегося одним из ключевых сегментов экономики страны. В данной статье рассматривается организация внешнеэкономической деятельности агропромышленного сектора и характеризуются ключевые задачи, которые необходимо решать для обеспечения его устойчивого развития.
Ключевые слова: АПК, учетная система, эффективность.
Внешнеэкономические связи представляют собой одну из самых сложных составляющих экономики любой страны. Суть внешнеэкономической деятельности состоит в перемещении материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов между различными государствами. Во многих странах и регионах мира планомерное развитие внешнеэкономической деятельности признано важным фактором, необходимым для достижения высокого уровня экономического роста в целом [10, 1270]. Одна из ключевых форм внешнеэкономической деятельности государств на протяжении продолжительного времени – это внешняя торговля, в которой участвуют крупные фирмы и предприятия различных отраслей экономики. Особую роль в этом процессе играют агропромышленные предприятия, главная задача которых – обеспечить продовольственную безопасность и улучшить национальную экономику страны.
|
В мировой торговле существует несколько видов внешнеторговых операций, ключевые и самые распространенные из которых – экспорт (продажа товара иностранному контрагенту с вывозом его за пределы страны) и импорт (приобретение товара у иностранного контрагента с ввозом его в страну) [2, 67]. Россия традиционно являлась крупным экспортером продукции агропромышленного сектора, в частности, сельскохозяйственных товаров. Однако нужно отметить, что условия сегодняшнего этапа развития мировой экономики таковы, что на организацию внешней торговли отечественных компаний влияют изменения, связанные с введением в отношении нашей страны рядом западных стран экономических санкций. При этом наибольшее влияние антироссийских санкций ощутил на себе именно агропромышленный сектор.
Основной целью аграрной политики АПК России является устойчивое развитие сельских территорий, осуществляемой в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2021 года [8, 39]. В рамках Государственной программы Минсельхозом России выделяются субсидии на реализацию проектов, входящих в том числе и в комплексные инвестиционные планы социально-экономического развития моногородов, в части модернизации, финансового оздоровления, создания предприятий и организаций агропромышленного комплекса.
Вместе с тем, наряду с имеющимися положительными тенденциями сегодня в сфере российского АПК существует и ряд глобальных проблем, которые мешают дальнейшему развитию данной отрасли. Основные проблемы АПК заключаются в том, что происходит планомерный спад производства, сокращаются посевные площади, снижается численность поголовья скота. Основные причины сложившейся ситуации заключаются в том, что производственно-хозяйственные связи неустойчивы, существует инфляция, дорожают кредитные ресурсы, сокращаются объемы государственного финансирования [7, 130]. В последнее время не проводятся в полном объеме работы, связанные с повышением качества и плодородия почв [4, 15].
|
Негативное влияние на развитие производства продукции растениеводства, в основном зерна, оказала аномальная засуха в 43 субъектах Российской Федерации. Однако благодаря своевременным мерам государственной поддержки валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий составил в 2018 г. 60,9 млн т (в чистом весе), что на 37,3% ниже уровня 2018 г., но при этом достаточно для удовлетворения внутренних потребностей страны в продовольственном и фуражном зерне. Урожайность зерновых и зернобобовых культур в среднем составила 18,2 ц/га, что на 4,5 ц/га меньше прошлогоднего уровня. Из общего объема зерна, собранного в стране, в регионах Южного федерального округа намолочено 18,8 млн тонн зерна (30,8 % от общего валового сбора), Сибирского - 13,4 млн тонн (21,9 %), Центрального - 9,7 млн тонн (15,9 %), Северо-Кавказского - 8,4 млн тонн (13,9 %), Приволжского - 6,5 млн тонн (10,8 %), Уральского - 3,3 млн тонн (5,5 %). В 2019 году уменьшился валовой сбор основных технических культур: семян подсолнечника на 16,5 %, составив 5,3 млн тонн, сахарной свеклы (фабричной) - на 25,4 % (22,2 млн тонн), что обусловлено снижением урожайности по сравнению с уровнем 2018 г. Меньше прошлогоднего произведено картофеля, овощей, плодов и ягод соответственно на 45,7 %, 16,2 % и 22,7 %, что также обусловлено снижением их урожайности в результате засухи. Производство льноволокна снизилось на 31,3 % при сокращении посевной площади на 30,8 % [3].
|
Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные организации. Доля их в производстве зерна в 2019 г. составила 77,1 %, подсолнечника - 73,0 %, сахарной свеклы (фабричной) - 88,7 %, что несколько ниже уровня предыдущего года. В 2019 г. общая посевная площадь составила порядка 77 млн га (с учетом многолетних трав), что на 2 млн га больше по сравнению с уровнем 2018 года. По данным органов АПК субъектов Российской Федерации, посевная площадь озимых культур под урожай 2019 года составляет 15,5 млн га или 85,6 % к площади озимых в прошлом году. В связи с аномальными природно-климатическими условиями (засуха) 2019 г. в 43 регионах России был веден режим чрезвычайной ситуации [1].
В связи с этим, учитывая роль и место аграрного сектора в экономике нашей страны, становится очевидным, что необходимо создать эффективно действующий экономический механизм государственной поддержки данной сферы [9, 333]. Для эффективного государственного регулирования аграрного производства необходимо решать следующие задачи:
- помогать предприятием АПК в процессе адаптации к постоянно меняющимся условиям рынка;
- предотвращать неблагоприятные миграционные процессы внутри отрасли;
- обеспечивать защиту внутреннего рынка продовольствия и сырья;
- гарантировать высокий уровень продовольственной безопасности [5, 212].
Также необходимо решать задачу по увеличению удельного веса российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке. Этому сопутствует сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, а также формирование оптимальных условий для повышения показателей экспорта продукции агропромышленного сектора.
Таким образом, по итогам всего вышесказанного можно предложить меры, которые должно предпринять государство, чтобы повысить эффективность внешнеэкономической деятельности АПК. Прежде всего, необходимо принять и внедрить программы интеграции России в мировой продовольственный рынок. Для этого нужно разработать единую аграрную политики экономического сообщества стран с переходной экономикой в сфере производства продукции сельского хозяйства.
Предприятиям, действующим в агропромышленном секторе экономики, необходимо оказывать всестороннюю поддержку: обеспечивать льготное кредитование, улучшать условия страхования деятельности, проводить методическую работу. Все это позволит агропромышленным предприятиям эффективно развиваться и не ощущать на себе действие отрицательных тенденций, имеющих место в современной российской экономике.
Список использованных источников
1. Вологдин А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие для магистров / А. А. Вологдин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 445 с.
2. Воронина М.В. Источники и проблемы финансирования бизнеса в АПК // Мир агробизнеса. -Пищевая промышленность. - 2018. - № 1.
3. Горбатов, А. В. Агропромышленный комплекс России: санкции, состояние и перспективы [Текст] / А. В. Горбатов // Отраслевая экономика. – 2015. – № 9. – С. 1-7.
4. Смитиенко, Б. М. Мировая экономика [Текст]: учеб. для бакалавров / Б. М. Смитиенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2016. – 590 с.
5. Фаминский, И. П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России [Текст]: учебник / И. П. Фаминский. – М.: Республика, 2016. – 445 с.
6. Майсигова Л.А. Организация достоверности контроля данных бухгалтерского учета и отчетности: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Санкт-петербург, 2004. — 24 с.
7. Майсигова Л.А., Бекботова Л.А. Организационно-методологические основы организации внутреннего аудита в системе управления экономическим субъектом //Аудит и финансовый анализ. – М., 2015. – №6. – С. 125-132.
8. Майсигова Л.А. Проблемы классификации видов контроля // Экономический анализ: теория и практика. – №9 (90) (май). – 2007. – с. 37-43.
9. Ниязбекова Ш. У. Криптографическая валюта (bitkoin) и бухгалтерский учет в цифровой экономике. В сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности в России и странах содружества Коллективная монография. Под редакцией Т.М. Мезенцевой, В.Л. Назаровой. Москва-Алматы, 2018. С. 173-181.
10. Сейдахметова Ф., Ниязбекова Ш. У. Учетный цикл - основа организации процесса бухгалтерского учета // Экономика и статистика. 2010. № 1. С. 46-48.
11. Model of organizational structure for tourist cluster in Kazakhstan. Zhansagimova A.E., Azatbek T.A., Niyazbekova S.U. Актуальні проблеми економіки. 2013. Т. 149. № 11. С. 332-337.
10. The influence of macroeconomic factors to the dynamics of stock exchange in the Republic of Kazakhstan. Niyazbekova Sh.U., Grekov I.E., Blokhina T.K. Экономика региона. 2016. Т. 12. № 4. С. 1263-1273.