Основные положения лекций.




 

Тема 1. Особенности литературного процесса первой половины ХХ века(1917 – 1956). Периодизация.

 

Литература периода рубежа веков (1895 – 1917). Рождение русского модернизма. Первые декаденты – Брюсов, Мережковский. Символизм как одно из значительных течений русского модернизма. Владимир Соловьев – идеолог символизма. Идеальная сущность в основе мира, идея Души Мира, Вечной Женственности, Духа Музыки. Два поколения символистов: старшее (Брюсов, Мережковский, Гиппиус) и младосимволисты (Блок, Белый, Соловьев, Эллис). Кризис символизма в 10-е годы. Возникновение акмеизма (Гумелев, Ахматова, Мандельштам) и футуризма (Маяковский, Крученых, Хлебников, Пастернак). Развитие реализма в литературе рубежа веков. Горький, Бунин, Л. Андреев, М. Пришвин и др. Влияние модернизма на реализм: рождение неореализма.

Литература периода 20-х годов(1917 -1932). 1917 – революционный год в России как веха новых преобразований во всех областях жизни народов, в том числе и культуре. Литература революции и гражданской войны (1917 – 1921). Отношение русских писателей к Октябрьской революции. Творчество А.Блока, В. Маяковского, С. Есенина, И. Бунина и др. в период революции и гражданской войны. Первая волна литературной эмиграции. «Несвоевременные мысли» М. Горького. Новые имена в прозе: Булгаков, Шолохов, Олеша, Платонов, Фадеев, Бабель, Леонов и др. Новые темы, новые герои, характер конфликтов. Сатира М. Зощенко, Ильфа и Петрова, П. Романова. Многообразие поэтического мира: творчество Мандельштама, Пастернака, Заболоцкого, Есенина, Маяковского, Асеева, Тихонова, Багрицкого и др. поэтов. Литература периода великого перелома(1927 – 1932): драматизм писательских судеб. Литература периода 30-х годов (1932 – 1941). 1932 год – создание Союза советских писателей. 1934 год – первый съезд советских писателей. Победа метода социалистического реализма – путь советской литературы к монизму. Основные темы в литературе: производственная, историческая, педагогическая: Шагинян, Катаев, А.Толстой, Тынянов, Макаренко. Невостребованная литература: Булгаков, Платонов. Великие книги века: «Тихий Дон» Шолохова и «Жизнь Клима Самгина» Горького. Репрессии среди писателей. Литература периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Активизация песенного жанра Фатьянов, М. Исаковский). Лирика военных лет – правда о войне, правда о человеке на войне. Поэзия К. Симонова, Сергея Гудзенко, Л. Мартынова, Б. Слуцкого, П. Шубина. Имена поэтов, не вернувшихся с войны: Кульчицкий, Майоров, Коган. Творчество А. Твардовского в период войны. Поэма «Василий Теркин». Проза и драматургия периода войны: Б. Горбатов, Л. Леонов, А. Толстой, Л. Соболев, А. Корнейчук и др. Пафос победы, пропагандистский характер, стиль лозунга и плаката. Литература периода послевоенных лет(1945 – 1956). Постановления ЦК ВКП(б) 1946 и 1948 годов. Послевоенные сталинские репрессии. Судьба А. Ахматовой и М. Зощенко. Тема войны в послевоенной прозе: В. Некрасов, Э. Казаков - открытия в литературе. Послевоенный А. Твардовский. Поэмы «За далью – даль», «Теркин на том свете». Пафос мирного строительства в послевоенной литературе.

 

Тема 2. Своеобразие литературы рубежа веков. (1995 – 1917 гг.) Основные течения модернизма. Особенности реалистической литературы.

 

 

Своеобразие развитие литературы на рубеже веков. Катастрофа русской жизни и ее воплощение в литературе. Революция в сфере поэтической семантики. Возникновение символизма. Два поколения символистов. Старшее поколение символистов. Роль Д. Мережковского в становлении русского модернизма. Творчество В. Брюсова. Младосимволисты: А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Эллис. Владимир Соловьев – идеолог символизма. Идеальная сущность в основе мира, идея Души Мира, Вечной Женственности, Духа Музыки. Новаторство младосимволистов. Роль слова-символа в поэтической практике младосимволистов. Кризис символизма в 10-е годы. Возникновение акмеизма. Творчество и литературная деятельность Н. Гумелева (1886-1921). Статья Н. Гумелева «Наследие символизма и акмеизм» как эстетическая программа акмеистов. «Цех поэтов» (1911-1914). Возникновение футуризма: Маяковский, Крученых, Хлебников. «Садок судей» (1910) – первая программная книжка футуристов. «Пощечина общественному вкусу»(1912) - манифест футуристов. Установка на эпатаж, скандал. Ощущение раскола мира, хаоса. А. Блок: «Русский футуризм был пророком и предтечей тех страшных карикатур и нелепостей, которые явила нам эпоха войн и революций». Декларация А Крученых о заумном языке. Группы футуристов: кубофутуризм – Маяковский, Хлебников, Крученых; эгофутуризм – И. Северянин; «Мезонин поэзии» - В. Шершеневич; «Центрифуга» - Б. Пастернак. Концпция жизни и творчества В. Хлебникова (1885-1922).

Кризис реализма и дальнейшее его модификация: неореализм. М. Горький и его стилевые поиски начала века. Импрессионизм И. Бунина, Б. Зайцева, С. Сергеева-Ценского: взаимосвязь объективного и субъективного, ослабление фабулы, связь состояний, мигов бытия, стремление постичь тайну личности.М. Пришвин – орнаменталист. Экспрессионализм Л. Андреева. Проза А. Толстого и В. Куприна.

 

 

Тема 3. Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921)

 

 

Особенности мировосприятия А.Блока и его лирический герой. Влияние философии Владимира Соловьева на мировоззрение и творчество А. Блока. Ранняя поэзия А. Блока: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904). Поиск гармонии, красоты. Блок между двумя революциями: «Снежная маска» (1907), «На поле Куликовом» (1908). Тема Родины в лирике начала века. Поэмы «Соловьиный сад» (1915) «Возмездие» (1910-1921). Тема любви в цикле «Кармен» (1914) (посвящение артистке Любови Дельмас). Блок – драматург. Пьеса «Балаганчик» (1906). Блок и революции 1917 года. Мировосприятие поэта. Статьи «Народ и интеллигенция» (1908), «Интеллигенция и революция» (1918). Сюжетно-композиционные особенности поэмы. Стихии снега, ветра, белого и черного в поэме. Карнавальная природа поэмы, стиль балаганчика, фольклорное начало (по Ю. М. Лотману). Антитеза старого и нового мира в поэме. Главный конфликт в поэме. Роль Ваньки и Катьки в развитии конфликта. Образ двенадцати. Значение фигуры Христа. Многоголосие поэмы. Проблема автора и авторского языка. Стихотворение «Скифы» (1918): столкновение революционной России и Запада. Пророчество гибели Запада в случае, если он окажется враждебен новой России.

Тема 4. Творчество Анны Андреевны Ахматовой (1889-1966).

 

Ранняя лирика Анны Ахматовой: «Вечер» (1912), «Четки»(1914), «Белая стая» (1917). Камерность стихов, сильное лирическое начало, умение автора ново остро говорить о знакомом. Любовная тема и обостренный психологизм. Изображение тончайших движений женской души. Новеллистичнсоть поэзии Анны Ахматовой. Б.М. Эйхенбаум о ранней поэзии Ахматовой: «роман-лирика». Детализация, «вещизм» ранней лирики. Творческая жизнь после октября 1917 года. Сборник «Подорожник» (1921) и «Аnno Domini» (1922). Тема любви. Сценичность поэзии («сценическая площадка»: интерьер – город – стран – история). Фольклорные традиции в лирике Ахматовой. Обобщение лирического «я» до образа русской женщины». О.Мандельштам об Ахматовой: стихи Ахматовой позволяют «в литературной русской даме двадцатого века угадывать бабу и крестьянку». Стихотворение «Мне голос был…» (1917): нравственный выбор Ахматовой. Вынужденное творческое молчание:1925-1940 годы. Драма личной жизни поэта: арест мужа (Николая Пунина) и сына (Льва Гумилева) – 1935 год. Аресты сына в 1938 и в 1949 годах. Цикл «Реквиум» (Requiem) (1935-1940). Опубликован в России в 1987 году. Своеобразие лирической героини. Евангельские параллели в тексте поэмы. Выражение общенациональной трагедии. 1941-44 годы: цикл стихотворений «Ветер войны». Ощущение личного участия поэтессы в драме войны. Голос поэтессы – голос всех женщин России. Жанр плача и славы в лирике военных лет. «Поэма без героя» (начата в 1940, последние изменения внесены в 1965). Сложность в истолковании поэмы. Связь с биографическими сведениями об авторе. «Поэма без героя» - лирико-драматическое произведение (наличие диалогов и ремарок). Идея поэмы – вина, искупление и очищение. Герой поэмы – русская история в ее величие и ужасе. Роль в судьбе Ахматовой Постановления ЦК ВКП(б) 1946 года. Поздняя лирика Ахматовой: драмы невоплощенной любви. Переплетение основных тем творчества – любовной и национальной исторической («Северные элегии»). Пушкинская тема в творчестве Анны Ахматовой.

 

 

Тема 5. Творчество Ивана Алексеевич Бунина (1870-1953)

 

 

Начало творчества И. Бунина. Перевод «Песни о Гайавате» Лонгфелло (1996). Живописно-пластическая и философско-аналитическая стихии дарования Бунина. Ранние поэтические опыты. Лирическая проза. Рассказы 1910-х годов: «Антоновские яблоки», «Танька» и др. Образ автора-повествователя. Своеобразие восприятия автором мира. Чувство историзма в сочетании с этическим и эстетическим чувством. Поэзия прошлого в рассказах. Поэтика рассказов. Тема деревни в прозе Бунина: повесть «Деревня» (1910). Процесс исследования крестьянских характеров в повести: братья Тихон и Кузьма Красовы, Молодая и Денис Серый. Динамика, накаленность и напряженность социально-исторической атмосферы России начала века. Изображение в повести жизни народа и России в состоянии глубокого кризиса. Философия мировосприятия писателя: «Господин из Сан-Франциска» (1915). Поэтика рассказа. Глубина социального обобщения. «Окаянные дни» (публикация на Западе в 1935 году): восприятие писателем революции 1917 года, отношение к большевикам. Эмиграция. Творчество в период эмиграции: «Жизнь Арсеньева» (1927-1939): автобиографичность повествования. Основная тема: рождение творческой личности на благодатной среднерусской почве. Нобелевская премия в 1933 году. Ощущение кровной связи с Родиной. «Темные аллеи» (1937-1944) – книга рассказов. Основная тема: любовь как величайшее счастье и неизбежное страдание – дар богов. Бунин- поэт.

 

Тема 6. Творчество Леонида Николаевича Андреева (1871-1919).

 

 

Раннее творчество писателя: «Петька на даче», «Ангелочек». Тема «маленького человека»: особенности раскрытия темы. Философско-этические взгляды Андреева: рассказ «Жизнь Василия Фивейского (1904). Изображение ужаса и безумия, скрытых в повседневной жизни человека. Становление художественного метода писателя: экспрессионализм Андреева. Тема войны в творчестве писателя: «Красный смех» (1904). Поэтика рассказа (использование условных художественных средств – гротеска, гиперболы, символики). Изображение безумия войны как таковой, восприятие русско-японской войны как одного из проявлений безумств ХХ века. «Рассказ о семи повешенных» (1908) – отражение гражданской позиции Андреева в период реакции в России 1906-09 годов. Изображение внутреннего мира людей перед смертью. Художественный протест писателя против смертной казни. Особенности стиля писателя. Андреев – драматург: пьеса «К звездам» (1905). Тема научного познания мира. Утверждение социальной ценности научных подвигов. Горький о писателе.

 

 

Тема 7. Творчество Александра Ивановича Куприна (1870-1938)

 

 

Первый успех писателя: публикация повести «Молох» (1896). Основная тема – формирование русской буржуазной цивилизации. Многоликость и многозначность образа Молоха-капитализма. Конфликт труда и капитала в повести. Тема рабочего движения. Образ интеллигента-правдоискателя инженера Боброва. Образ миллионера Квашнина. Развитие Куприным социально-психологической линии русского реализма. Повесть «Олеся»(1898): раскрытие ценности естественных чувств человека, не искаженных современным обществом, и любви как вечного светлого начала. Своеобразие раскрытия характеров героев. Образ рассказчика и образ Олеси. Концепция мира и человека в повести. Повесть «Поединок» (1903-1905): армейская тема в творчестве писателя. Жизнь пехотного полка в провинции, быт и нравы военной среды. Система образов: солдат Хлебников, офицеры Ромашов и Назанский, Шурочка и др. Развитие темы любви в произведениях 10-х годов «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма». Цикл очерков «Листригоны» (1907-1911): своеобразие раскрытия темы труда, романтическая тональность повествования, поиск Куприным героя нового времени. Художественный метод Куприна: «последовательный» или «традиционный» реализм, развивающий традиции классической литературы Х1Х столетия.

 

Тема 8. Литературная жизнь 1920-х годов. Основные направления. Литературные объединения, группы, платформы. Стилевые тенденции. Развитие литературных журналов.

 

 

Три основных русла развития русской литературы после революции: литература собственно советская, литература русского зарубежья, потаенная (невостребованная) литература. Развитие советской литературы в 1920-е годы. Формирование новых тенденций в литературе в период НЭПа (1921 – 1927). Полифония в развитии литературного процесса. Литература модернизма, реализма, нормативизма. Стилевые поиски: орнаментализм и сказ. Литературные группировки, объединения, школы: Пролеткульт, РАПП, «Перевал», «Леф», «Серапионовы братья» и др. Оппозиция РАПП – «Перевал». Развитие литературных журналов и их роль в развитие литературного процесса: «На посту», «Новый мир», «Октябрь», «Красная новь» и др. Роль и значение решений ЦК партии большевиков в литературной жизни 1920-х годов: резолюция ЦК РКП(б) 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», постановление ЦК ВКП(б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций».

 

Тема 9. Литература в тоталитарном обществе: 30-50- е годы.

 

Общественная атмосфера в литературной среде в период и после создания Союза советских писателей (1932). Дискуссии о новом художественном методе в периодической печати. Луначарский, Горький, Шагинян о новом методе. Дискуссии в периодической печати о мировоззрении и творчестве (1933), о языке художественной литературы(1934), о формализме в литературе(1936) и их роль в процессе огосударствлении литературы. Значение и роль первого съезда советских писателей (1934) в развитии советской литературы. Основные принципы литературы социалистического реализма в Уставе советских писателей. Судьбы писателей в тоталитарном обществе. Репрессии среди писателей. Судьба поэтов Клюева, Орешина, Клычкова, Павла Васильева, Мандельштама, Хармса, Вагинова; писателей Пильняка, Бабеля, Артема Веселого. Отъезд за границу Замятина. Творческая трагедия Булгакова, Олеши, Романова, Платонова. Аресты Сейфуллиной и Заболоцкого. Постановления ЦК ВКП (б) 46-48 годов и судьба Зощенко и Ахматовой. Загадки последних лет жизни и ухода М. Горького. Противоречия в судьбе и творчестве Горького, Шолохова, Твардовского. Мужество советских писателей в проявлении творческой свободы. Публикации за границей. Начало диссидентства в литературной среде.

Становление литературы социалистического реализма. Тематика, проблематика, жанровое и стилевое своеобразие. Особенности главного героя литературы – человека труда. Производственная тема как доминирующая в литературе 30-х годов: М. Шагинян (1888-1982) «Гидроцентраль», Л.Леонов (1899-1994) «Соть», В.Катаев (1897 -) «Время вперед!», Ф. Гладков (1883-1958) «Энергия». Производственный процесс в художественном воплощении. Очерковость и публицистичность произведений о производстве. Своеобразие авторского стиля.

Творчество М. Горького (1868-1936). Писатель об исторической закономерности гибели русской буржуазии: пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова» (новая редакция). Своеобразие раскрытия характеров главных героев. Роман «Жизнь Клима Самгина» (1925-36) как одно из самых значительных произведений ХХ века. Своеобразие жанра. Неореалистические тенденции в поэтике романа. Горький – публицист и общественный деятель.

Творчество М. Булгакова (1891-1940).Писатель и театр. «Театральный роман». Пьесы М. Булгакова и их судьба: «Бег», «Дни Турбиных», «Батум» и др. Тема «Художник и власть» в творчестве писателя: «Жизнь господина де Мольера». Идейно-художественные особенности романа «Мастер и Маргарита».

Творчество М. Шолохова (1905-1984).История коллективизации на Дону в романе «Поднятая целина». Роман «Тихий Дон» - идейное и художественное своеобразие. Характер Григория Мелихова. Творчество Шолохова в военные и послевоенные годы.

 

 

Тема 10. Творчество Максима Горького (1868-1936).

 

Раннее творчество М, Горького. Циклы рассказов о босяках, героико-романтические рассказы. Повесть «Фома Гордеев» - тема русского купечества. Горький и первая русская революция. Роман «Мать». Деятельность Горького в период революции и гражданской войны. «Несвоевременные мысли». Стилевые поиски Горького в годы эмиграции: «Дело Артамоновых», «Рассказы 1922-24 годов», цикл очерков «Воспоминания. Литературные портреты».

Возвращение в Россию. Общественная деятельность писателя. Журнал «Литературная учеба», роль писателя в создании Союза советских писателей. Выступление на первом съезде советских писателей. Горький очеркист: «По Союзу Советов», «Очерки о героях», сборник очерков о Беломор-канале. Писатель об исторической закономерности гибели русской буржуазии: пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», «Васса Железнова» (новая редакция). Своеобразие раскрытия характеров главных героев.

Роман «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет»(1925-36) как одно из самых значительных произведений ХХ века. История создания. Своеобразие жанра. Особенности характера главного героя – Клима Самгина. Система образов романа. Неореалистические тенденции в поэтике романа.

 

Тема 11. Творчество Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940).

 

Начало творчества писателя в ноябре 1919 года: сатирические фельетоны в провинциальных газетах. Повесть «Записки на манжетах»(1922). «Дьяволиада» (1924).Формирование авторского метода: фантастический реализм. Роман «Белая гвардия» (1925). Печатается в журнале «Россия» (полный текст романа опубликован в Париже в 1927-1929 гг.). Отображение в романе мира в «его минуты роковые». Толстовские традиции в романе. Изображение семьи, семейного духа. История и семья в понимании писателя. Образы Алексея Турбина, Николки, Елены. Поэтика романа. Символика романа. Повести: «Собачье сердце» (1925), «Роковые яйца»(1925). Идейно-художественные особенности повестей. Писатель и театр. «Театральный роман». Пьесы М. Булгакова и их судьба: «Зойкина квартира» (1926),«Багровый остров»(1927) «Кабала святош»(1929), «Бег»(1926-28), «Дни Турбиных»(1925), «Батум»(1939) и др. Тема «Художник и власть» в творчестве писателя: «Жизнь господина де Мольера»(1936). Идейно-художественные особенности романа «Мастер и Маргарита» (1928-1940).

 

Тема 12. Творчество Михаила Александровича Шолохова (1905-1984).

 

 

Раннее творчество М. Шолохова: «Донские рассказы» (1925),»Лазоревая степь»(1925). Тема гражданской войны на Дону. Проявление таланта своеобразного художника. Поэтика рассказов. Начало работы над романом «Тихий Дон». Публикация первых частей (1928). «Поднятая целина» (1932, 1959). История коллективизации на Дону в романе. Роман «Тихий Дон» (1928-1940) - судьба романа. Споры об авторстве романа, версия авторства Федора Крюкова - писателя-казака. Идейное и художественное своеобразие. Сюжетно-композиционные особенности. Традиции Л. Толстого в романе. Жизнь, бытовой уклад казаков, мастерство в раскрытии характеров героев, своеобразие в раскрытии темы гражданской войны и коллективизации на Дону. Семейная тема. Характер Григория Мелихова. Женские образы в романе. Творчество Шолохова в военные и послевоенные годы: роман «Они сражались за Родину»(начат 1942), «Судьба человека» (1956). Сталинская премия 1 степени (1941), Нобелевская премия (1965). Открытое письмо Лидии Чуковской, обращенное писателю.

Тема 13. Творчество Андрея Платоновича Платонова {Климентова} (1899-1951).

 

 

Ранние профессии писателя: электротехник, мелиоратор, автор многочисленных технических изобретений. Раннее творчество. Воронеж: работа в газетах в качестве корреспондента. «Электрофикация»(1921). Вера писателя в научно-технический прогресс. Книга стихов «Голубая глубина»(1922). Утопический, фантастический период творчества Платонова (1921-1927): цикл произведений с единым метасюжетом и общей проблематикой «Маркун», «Потомки солнца», «Лунная бомба», «Эфирный тракт». Тип героя – одиночка-изобретатель, работающий над переустройством вселенной (Маркун, Петер Крейцкопф, Фаддей Попов). Новый этап в творчестве писателя (с 1926 года): повести «Город Градов», Епифановские шлюзы», «Ямская слобода». Русская провинция на страницах произведений писателя. Повесть «Сокровенный человек» (1927). «Проселки революции» (Платонов) в повести. Образ Фомы Пухова – натурального (естественного) человека. «Потаенный Платонов». Роман «Чевенгур» (1926 – 1929),повесть «Котлован» (1929), повесть «Ювенильное море (море юности)» (1934). Идейно-художественное своеобразие произведений. Бедняцкая хроника «Впрок» (Напечатана в «Красной нови» в 1931). Оценка Сталина. Гоголевский принцип построения повествования, Гротеск, ирония в изображении картин жизни крестьян в эпоху коллективизации. Метафоричность повести. Повесть «Джан» (1934) – платоновский шедевр. Тема великого сиротства целого народа. Философия свободы и счастья. Значение души для счастья одного человека и народа в целом. Тема вождя в повести. Образ Чагатаева, главного героя произведения. Сборник рассказов «Река Потудань» (1936): рассказы «Фро», «Река Потудань» и др. Сфера человеческих чувств, тема любви, семьи. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» (1941) как отражения трагической ситуации, в которой оказался писатель перед войной (травля, арест и смерть сына). Военное и послевоенное творчество писателя. Рассказ «Возвращение» (1946). Феномен стиля писателя.

 

 

Тема 14. Творчество Владимира Владимировича Маяковского

Раннее творчество В. Маяковского. Футуризм. Поэма «Облако в штанах». Поэт и революция. Сатира Маяковского периода гражданской войны. «Окна РОСТА» (1918-1921). Жанр политического лубка. «Марши» и «приказы» поэта послеоктябрьского периода: «Наш марш», «Левый марш», «Приказ по армии искусств», «Приказ №2 по армии искусств» и др. Маяковский – «поэт-оратор», «поэт масс» (М.Цветаева). Речь Маяковского – ораторская речь разговорного типа. Борис Арватов – соратник поэта по ЛЕФу: «Поэзия Маяковского - поэзия улиц, площадей, толп». Маяковский и ЛЕФ. Пьеса-пародия «Мистерия Буфф» (1918 год) – аллегорическое изображение революции. Изображение конфликта старого (семь пар нечистых) и нового (семь пар чистых) мира. Изображение утопической картины земного рая - Вселенской Коммуны. Широкое использование средств революционной риторики в пьесе. Героическая поэма «150 000 000»(1919). Своеобразие главного героя поэмы – стопятидесятимиллионного народа России, сплоченного в «единого Ивана». Образ оплота мировой буржуазии – Америки. Утопическая картина всемирного будущего. Фольклорные мотивы в поэме. Творчество В.Маяковского периода НЭПа. Тематическое многообразие лирики 20-х годов. Сатирические стихи («Прозаседавшиеся», «О дряни» и др.). Циклы стихов «Париж» и «Стихи об Америке» (конец 1924-середина 1925 годов). Тема парижского цикла – судьба европейской культуры в контексте русской и мировой революции. Восхищение технической мощью Америки и сатирическое изображение социальных и расовых противоречий этой страны в американском цикле. Стихи о назначении поэта и поэзии («Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное»). Стихи о советских людях и их героическом труде («Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка», «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте» и др.). Пафос радостной, напряженно-трудовой жизни советского человека, вера в осуществление им мечты о «городе-саде» и готовности умереть за революционные преобразования. Поэмы 20-х годов: «Про это», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо», «Во весь голос». Новаторство Маяковского в создании лиро-эпических произведений. Статья «Как делать стихи» (1926). Пьесы «Клоп» (1929) и «Баня» (1930). Система образов в пьесах. Поэтика произведений.

 

Тема 15. Поэтический мир Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960).

 

 

Раннее творчество поэта: первые поэтические сборники «Близнец в тучах»(1914) и «Поверх барьеров » (1917). Лирический герой сборников – «соглядатай природы». Взгляд поэта – взгляд взрослого, сохранившего в себе детскую способность удивления, ощущения чуда, праздничности, радости. Книга « Сестра моя – жизнь(Лето 1917 года (1922), «написанная между двумя революциями»(Б.Пастернак).Выражение душевного подъема, вызванного историческим переломом в жизни России. Богатство художественной палитры. Атмосфера свежести, чуда жизни. Философское постижение чувств, благоговение перед жизнью. Богатство предметного мира в поэзии. Своеобразие поэтики. Пастернак и Фет. Сборник « Темы и вариации » (1923): оригинальность поэтики, глубина чувств лирического героя. Эпические темы и жанры в творчестве поэта. Поэма « Девятсот пятый год »( 1926), роман в стихах « Спекторский» (1925-1930). Связь отдельного человека с историей, осмысление сопряжения частного с общим, сопряженность отдельной судьбы с историей вне зависимости от желаний и возможностей человека. Мотив жертвенности, готовности принять свою судьбу. « Второе рождение»(1932) и « На ранних поездах »( 1943): зрелось автора, упрочение чувства России, поэтическое мастерство. Проза Пастернака: «Детство Люверс» (1918). « Охранная грамота» (1930): вопросы творчества, назначение поэта и поэзии. Роман « Доктор Живаго» (1946-1955). Вышел в Италии в 1957 году. В 1958 году автору присуждена Нобелевская премия «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Драма жизни поэта.

 

Тема 16. Творчество Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971).

 

 

Начало творческого пути: Смоленск, поэмы «Путь к социализму» (1931), «Вступление»(1932). С 1936 года писатель живет в Москве. «Страна Муравия» (1936): поэма о судьбе крестьянина-единоличника, о его непростом и нелегком пути в колхоз. Никита Моргунок: драматизм судьбы, сложность жизненных исканий. Поэтика поэмы, связь с фольклором. Некрасовские традиции в поэме. Цикл стихов «Сельская хроника»(1939). «Василий Теркин»(1941-1945) – главный труд военных лет. Сюжетно-композиционные особенности книги про бойца. Образ Василия Теркина. Образ войны. Образ автора-повествователя. Поэтика поэмы. Цикл стихов «Фронтовая хроника» (1941-1945) – суровый облик войны в лирике поэта. Творчество 40-х годов: «Дом у дороги» (1942-1946)- лирическая поэма. Мотив дома, семьи в контексте военного времени. Социально-философские раздумья поэта. Судьба крестьянской семьи Андрея и Анны Сивцовых и их детей. Жизнеутверждающий пафос поэмы. Поэма «За далью – даль»(1950-1960) – лирическая эпопея о послевоенном возрождении Родины. Сатирическая поэма-сказка «Теркин на том свете» (1954-1963): условно-фантастический сюжет и реалистически-бытовая детализация; абсурд как основной прием; образ главного героя – живого и неунывающего Василия Теркина. Идейное содержание поэмы – победа «силы жизни»» в борьбе с «мертвящим наследием сталинщины». Лирическая поэма-цикл «По праву памяти» (1966-1969): лирико-философское раздумье о непростых путях истории, о судьбах отдельной личности. Мотив Памяти как залог будущей светлой и счастливой жизни. Библейские мотивы в поэме. Поздняя лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

 

 

Тема 17. Литература военных и послевоенных лет.

 

Реакция писателей на объявление войны: все на фронт. Писателя – военные корреспонденты. Публикации художественных произведений в газетах. Жанровое своеобразие: предпочтение малым жанрам.

Проза военных лет: А. Толстой, А. Соболев, Б. Горбатов, Л. Леонов, К. Федин, И. Эринбург. Исключительность ситуаций, широта обобщений, сила русского характера, пафос победы, в стилевом плане плакатность и лозунговость. Историко-патриотическая тема: А. Толстой «Петр первый», Юрий Тынянов «Пушкин», А. Степанов «Порт Артур», С. Голубов «Багратион». Исторические истоки русского патриотизма, нетерпение к завоевателям.

Театр в годы войны. Подвиг советских артистов. Драматургия военных лет: Л. Леонов «Нашествие» (1942), К. Симонов «Русские люди» (1942), А. Корнейчук «Фронт» (1942), Б. Лавренев «Песнь о черноморцах» (1943). Патриотический пафос, исключительность ситуации, схематичесность характеров, штамп подвига.

Поэзия военных лет. Поэзия военных лет – поэзия «гнева и печали». Рост массового поэтического творчества. Эволюция песенного жанра (Лебедев-Кумач, Исаковский, Фатьянов и др.) Глубина переживаний, интимность интонаций, мелодичность и задушевность песен военных лет. Особое звучание лирики военных лет. Основные мотивы лирики – жизнь и смерть, любовь и верность, долг и страх, мужество и надежда, правда и лож, ненависть и сострадание. Вклад в развитие советской поэзии Бориса Слуцкого, Константина Симонова, Семена Гудзенко, Павла Шубина и других. Развитие лирико-эпического жанра: поэмы Твардовского «Василий Теркин», Алигер «Зоя», Антакольского «Сын», Долматовского «Пропал без вести». Симонова «Сын артиллериста» и др.

Послевоенная литература. Роль постановлений ЦК ВКП (б) 1946 и 1948 годов в области литературы и культуры. Судьба Зощенко и Ахматовой. Репрессии среди писателей. Возникновение третьей волны литературы русского зарубежья. Борьба советских писателей за жизненную правду в художественном произведении: В. Некрасов «В окопах Сталинграда», В. Гроссман «За правое дело», В. Овечкин «Районные будни», А. Твардовский «Теркин на том свете». Новые подходы в изображении войны: Э. Казакевич «Звезда». Темы мирного восстановления жизни: Вера Панова «Спутники», А. Твардовский «За далью даль». Роль журнала «Новый мир» под редакцией А. Твардовского в формировании нового поколения советских писателей.

 

 

Тема 18. Литература русского зарубежья 20- 50-х годов.

 

Литература русского зарубежья первой и второй волны. Причины возникновения, характерные черты, творческие принципы, основные имена. Владимир Набоков (1899-1977): родина в сердце («Машенька» - 1926, «Подвиг» - 1932 и др.); тема таланта, творчества («З Литература Русского зарубежья первой волны возникла после Октября 1917 года. Около 200 тысяч русских людей оказались в Константинополе, десятки тысяч ушли в Китай с армиями Колчака и Каппеля. Среди эмигрантов находились русские писатели. В первых рядах покинули Россию Бунин, Мережковский, Гиппиус, Аверченко, Бальмонт, Дон-Аминадо, Зайцев, Куприн, Осоргин, Вяч. Иванов, Ремизов, Северянин, А. Толстой, Тэффи, И. Шмелев, Саша Черный, Цветаева, Алданов, Адамович, Ходасевич и др. Русские писатели первой волны эмиграции осознавали себя хранителями и продолжателями русской национальной культуры, видели свой долг в сохранении гуманистических традиций классиков русской литературы – Пушкина, Толстого, Достоевского. Мережковский о русской эмиграции: «Мы не в изгнании, мы в послании».

Лейтмотивов всей русской литературы за рубежом проходит тема России, тоски по ней, воспоминания о ней. Бунин «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева». З. Гиппиус: «Если кончается моя Россия – я умираю». Воспоминание о России: Шмелев «Богомолье», «Лето Господне»; Б. Зайцев «Путешествие Глеба», А. Толстой «Детство Никиты». Исторический роман и роман-биография: романы Марка Алданова, Михаила Цетлина, Нина Берберова. Основная тема литературы эмиграции жизнь самой эмиграции. Широкое распространение приобретает бытовая проза: Ирина Одоевцева («Ангел смерти» - 1929, «Изольда» - 1931, «Зеркало» - 1939). Аверченко, Тэффи, Дон-Аминадо писали о жизни русской эмиграции, соединяя драматизм и комизм, лирику и юмор. Старшее поколение сохраняло привязанность к чистому литературному языку, к неореализму рубежа веков. Центры русского зарубежья первой волны: Константинополь, затем Прага, затем Берлин и, наконец, с 1923 года - Париж. Восточным центром русской литературной эмиграции был Харбин. Наиболее сегодня известные «харбиновские» поэты Валерий Перелешин, Арсений Несмелов. Владимир Набоков (1899-1977): родина в сердце («Машенька» - 1926, «Подвиг» - 1932 и др.); тема творчества – «Защита Лужина». Исторические романы Марка Алданова (1886-1957): «Святая Елена, маленький остров» (1921), «Девятое термидора» (1921-22), «Чертов мост» (1924-1925), «Заговор» (1926-1927) – книга «Мыслитель». Человек и его место в исторической иерархии. Пушкинские традиции в изображении исторических событий: изображение истории «домашним образом». Отражение истории на судьбе простых людей. Философия случая в понимании Алдановым истории. Гуманизм писателя.

Дмитрий Мережковский (1865-1941) «Записная книжка», Зинаида Гиппиус (1869-1945) «Петербургский дневник», История моего дневника», «Серый блокнот» вошли в книгу «Царство Антихриста» (Мюнхен, 1921 год).

Иван Шмелев (1873-1950). «Самый русский из писателей», - сказал о нем Бальмонт. «Солнце мертвых» - 1925, «Богомолье» - 1931-1948), «Лето Господне» (1033-1948).

Вторая волна русской эмиграции пришлась на период Великой отечественной войны и послевоенный период.. Среди русской эмиграции поэты Иван Елагтин, Ольга Анстей, Дмситрий Кленовский, Борис Нарциссов, Игорь Чиннов, прозаики Сергей Максимов, Владимир Марков, Борис Ширяев, поэты и прозаики Николай нароков и Николай Моршен (отец и сын Марченко). С первой волной эмиграции их объединяло

1)политическое неприятие советской реальности и 2) связь с дореволюционной русской культурой. Наибольший вклад в развитие литературы второй волны эмиграции приналдежит поэтам. Центр литературной эмиграции в 40-е годы - Мюнхен.

Печатные издания: в 1946 году появляется «журнал литературы, искусства и общественной мысли» «Грани».

Иван Елагин (1919-1987) – один из самых заметных поэтов второй волны. Родился во Владивостоке. Память о репрессированном отце стала основным лейтмотивом творчества. После немецкого лагеря Шлейсгейм остался в Мюнхене. В 1947 году вышла первая книжка «По дороге оттуда», в 1948 – «Ты, мое столетие». В 1950 – в Америке, в США. Получил докторскую степень. Преподавал в колледже Мидлсбери и в Питсбургском университете. 1963 «Отсветы ночные».

 

Николай Моршен (род. 1917) В 1944 оказался в Германии. С 1950 года живет в Калифорнии. Печатается с 1948. Вышли книги «Тюлень» - 1959, «Двоеточие» - 1967, «Эхо и зеркало» - 1979, «Собрание стихов» - 1996. Поиск поэтом антитезы «железному веку». Мотив бессмертия души: «Я смерть трактую не как точку// Как двоеточие» («Шагаю путаной долрогой»). Тема личности, ее выбора и свободы, тема поэта и поэзии – ведущие темы творчества поэта. Своеобразие поэтики: энергичный ритм, четкие повторы, короткие фразы, использование тире, вопросов, восклицаний. Метафоричность. Виртуозность рифмы и фонетических повторов внутри одной строки или строфы. Светлая, радостная тональность поэзии Моршена.

 

 

 

 

 

Планы семинарских занятий.

Тема 1. Судьба и творчество Сергея Есенина 1920-х годов.

 

 

Задание: прочитать произведения С. Есенина «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-23), «Анна Снегина» (1925), «Черный человек» (1925), циклы стихотворений «Москва кабацкая» (1924), «Персидские мотивы» (1924), стихотворения «Русь уходящая», «Русь советская» и другие. Выучит наизусть два-три стихотворения этого периода на выбор. В словаре литературоведческих терминов посмотреть понятие «имажинизм». Назвать писателей, которые входили в группу имажинистов.

 

План занятия.

1, Своеобразие ранней лирики поэта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: