Нервно-психическое развитие (НПР)
1. Оценить соответствие каждого показателя возрасту ребенка
2. Сформулировать вывод (Группа НПР, степень).
Вспомогательные материалы:
ü Табл. Оценка НПР детей первого года жизни
Заключение по НПР до трехлетнего возраста формулируется в виде группы нервно-психического развития. Существует 5 групп оценки НПР:
1 группа – дети развиваются соответственно возрасту или с опережением:
В ней выделяют также:
- с «ускоренным развитием»– все параметры НПР опережают развитие на 1 эпикризный срок
- с «высоким развитием»–все параметры НПР опережают развитие на 2 и более эпикризных срока
- с «дисгармоничным развитием» – часть параметров НПР опережают развитие на 1 эпикризный срок, часть на 2 и более эпикризных срока
2 группа – отставание ряда показателей на 1 эпикризный срок:
Выделены степени отставания:
- 1 степень – 1 - 2 показателя отстают на 1эпикризный срок;
- 2 степень – 3 - 4 показателя отстают на 1эпикризный срок;
- 3 степень – 5 и более показателей отстают на 1эпикризный срок;
- выделено понятие 2 группы с «негармоничным развитием» – часть показателей выше, часть показателей ниже на 1 эпикризный срок – степень отставания в заключении в этом случае не указывается если отставание не больше, чем по 2-м показателям.
3 группа – отставание ряда показателей на 2 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).
- выделено понятие 3 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 2 эпикризных срока.
4 группа – отставание ряда показателей на 3 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).
- выделено понятие 4 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 2, часть на 3 эпикризных срока.
|
5 группа – дети отставание ряда показателей на 4 - 5 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).
- выделено понятие 5 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 3, часть – на 4 эпикризных срока.
Группа НПР оценивается по наихудшему показателю, 4 и 5 группы НПР относятся к пограничным состояниям. Такие дети нуждаются в обследовании и консультации невролога, психиатра, психолога и других специалистов.
Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Аз – анализатор зрительный, Ас – анализатор слуховой, Э – эмоции, До – движения общие, Др – движения руки, Ра – речь активная, Рп – речевое понимание, Н – навыки)
10 дней:
Аз – удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);
Ас – вздрагивает и мигает при резком звуке.
20 дней:
Аз – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).
1 месяц:
Аз – кратковременная фиксация взгляда на ярком, плавно следит за движущимся предметом;
Ас – вздрагивает при резком звуке, прислушивается к голосу взрослого;
Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;
До – пытается поднимать и держать голову лежа на животе
2 месяца:
Аз – длительно следит за движением и игрушкой (до 1 метра);
Ас – прислушивается (ищущие повороты головы при длительном звуке);
Э – улыбается в ответ на речь;
До – держит голову, находясь в вертикальном положении, лежа на животе, непродолжительно держит голову;
Ра – произносит отдельные звуки.
3 месяца:
Аз –фиксирует взгляд на неподвижном предмете в любом положении. Зрительное сосредоточение;
|
Ас – слуховая сосредоточенность;
Э –звуки+ движение + улыбка (локомоция) – комплекс оживления в ответ на общение с ним;
До – держит голову, лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья, есть упор ног при поддержке за подмышки;
Др – случайно наталкивается на висящую над ним игрушку;
Ра – гулит.
4 месяца:
Аз – узнает мать (радуется);
Ас – поворачивает голову на звук, находит глазами невидимый источник звука;
Э – громко смеется в ответ на общение;
До – то же что и в 3 месяца + поворот со спины на живот;
Др – захватывает игрушки;
Ра – длительно гулит;
Н – придерживает бутылочку, грудь матери при кормлении.
5 месяцев:
Аз – различает чужих и своих (по разному реагирует);
Ас – различает интонации, узнает голос матери;
До – стоит, не подгибая ног, при поддержке, переворачивается со спины на живот;
Ра – длительно, громко, певуче гулит;
Др – захватывает, удерживает, подолгу играет игрушкой, берет игрушку из рук взрослого;
Н – ест густую пищу с ложки.
6 месяцев:
До – поворот с живота на спину, подползает, сидит;
Др – берет игрушки из любого положения, подолгу ими занимается, перекладывает из руки в руку;
Ра – первые отдельные слоги (начало лепета);
Н – хорошо ест с ложки, снимая пищу губами с ложки.
7 месяцев:
До – хорошо ползает в разных направлениях;
Др – перекладывает игрушку из рук в руку, игрушкой стучит, размахивает, бросает;
Ра – слоги (лепет), подолгу лепечет;
Рп – на вопрос «где?» находит знакомый предмет.
8 месяцев:
До – сам садится, сидит, ложится, встает, ходит (переступает) у опоры;
|
Др – занимается с, игрушками подолгу и разнообразно, подражает действиям взрослого (катает, стучит и т.д.);
Ра – громко повторяет слоги;
Рп – по просьбе выполняет ранее разученные «ладушки», «до свидания», «дай ручку»;
Н – сам ест сухарик, корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый.
9 месяцев:
До – ходит за 2 руки, может, придерживаясь, переходить от предмета к предмету;
Др – действует с предметами по их предназначению;
Ра – подражает взрослым, повторяя за ними слоги, имеющиеся в его лепете;
Рп – знает свое имя, находит по просьбе предметы, независимо от их месторасположения;
Н – хорошо умеет пить из чашки, спокойно относится к процессу высаживания на горшок.
10 месяцев:
До – влезает и входит на невысокую поверхность и затем спускается оттуда;
Др – открывает, закрывает, вынимает, вкладывает;
Ра – подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которых еще не было в его лепете;
Рп – знает название частей тела, дает предмет по просьбе;
Н – закрепляются умения 9-10 месяца.
11 месяцев:
До – стоит самостоятельно, ходит при поддержке за 1 руку;
Др – складывает кубики, пирамидку, выполняет действия со слов взрослого;
Ра – произносит первые слова–обозначения (дай, на, ав, па, ба, и т.д.);
Рп – первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе находит любые мячи, машинки, часики), знает элементы требования;
Н – пьет из чашки.
12 месяцев:
До – ходит самостоятельно, без опоры;
Ра – знает 8 - 10 слов, легко подражает новым слогам;
Рп – выполняет требования и поручения (например, подай, принеси, положи на, нельзя), знает многие названия;
Н – сам берет чашку, сам пьет, сам ставит на стол.