Алгоритм решения задачи по НПР




Нервно-психическое развитие (НПР)

1. Оценить соответствие каждого показателя возрасту ребенка

2. Сформулировать вывод (Группа НПР, степень).

Вспомогательные материалы:

ü Табл. Оценка НПР детей первого года жизни

Заключение по НПР до трехлетнего возраста формулируется в виде группы нервно-пси­хического развития. Существует 5 групп оценки НПР:

1 группа – дети развиваются соответственно возрасту или с опережением:

В ней выделяют также:

- с «ускоренным развитием»– все параметры НПР опережают развитие на 1 эпикризный срок

- с «высоким развитием»–все параметры НПР опережают развитие на 2 и более эпикризных срока

- с «дисгармоничным развитием» – часть параметров НПР опережают развитие на 1 эпикризный срок, часть на 2 и более эпикризных срока

2 группа – отставание ряда показателей на 1 эпикризный срок:

Выделены степени отставания:

- 1 степень – 1 - 2 показателя отстают на 1эпикризный срок;

- 2 степень – 3 - 4 показателя отстают на 1эпикризный срок;

- 3 степень – 5 и более показателей отстают на 1эпикризный срок;

- выделено понятие 2 группы с «негармоничным развитием» – часть показателей выше, часть показателей ниже на 1 эпикризный срок – степень отставания в заключении в этом случае не указывается если отставание не больше, чем по 2-м показателям.

3 группа – отставание ряда показателей на 2 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).

- выделено понятие 3 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 2 эпикризных срока.

4 группа – отставание ряда показателей на 3 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).

- выделено понятие 4 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 2, часть на 3 эпикризных срока.

5 группа – дети отставание ряда показателей на 4 - 5 эпикризных срока (1, 2 и 3 степень отставания).

- выделено понятие 5 группы с «дисгармоничным развитием» – часть показателей ниже нормы на 1 - 3, часть – на 4 эпикризных срока.

Группа НПР оценивается по наихудшему показателю, 4 и 5 группы НПР относятся к пограничным состояниям. Такие дети нуждаются в обследовании и консультации невролога, психиатра, психолога и других специалистов.

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни (Аз – анализатор зрительный, Ас – анализатор слуховой, Э – эмоции, До – движения общие, Др – движения руки, Ра – речь активная, Рп – речевое понимание, Н – навыки)

10 дней:

Аз – удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение);

Ас – вздрагивает и мигает при резком звуке.

20 дней:

Аз – удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого).

1 месяц:

Аз – кратковременная фиксация взгляда на ярком, плавно следит за движущимся предметом;

Ас – вздрагивает при резком звуке, прислушивается к голосу взрослого;

Э – первая улыбка в ответ на разговор взрослого;

До – пытается поднимать и держать голову лежа на животе

2 месяца:

Аз – длительно следит за движением и игрушкой (до 1 метра);

Ас – прислушивается (ищущие повороты головы при длительном звуке);

Э – улыбается в ответ на речь;

До – держит голову, находясь в вертикальном положении, лежа на животе, непродолжительно держит голову;

Ра – произносит отдельные звуки.

3 месяца:

Аз –фиксирует взгляд на неподвижном предмете в любом положении. Зрительное сосредоточение;

Ас – слуховая сосредоточенность;

Э –звуки+ движение + улыбка (локомоция) – комплекс оживления в ответ на общение с ним;

До – держит голову, лежа на животе, приподнимается, опираясь на предплечья, есть упор ног при поддержке за подмышки;

Др – случайно наталкивается на висящую над ним игрушку;

Ра – гулит.

4 месяца:

Аз – узнает мать (радуется);

Ас – поворачивает голову на звук, находит глазами невидимый источник звука;

Э – громко смеется в ответ на общение;

До – то же что и в 3 месяца + поворот со спины на живот;

Др – захватывает игрушки;

Ра – длительно гулит;

Н – придерживает бутылочку, грудь матери при кормлении.

5 месяцев:

Аз – различает чужих и своих (по разному реагирует);

Ас – различает интонации, узнает голос матери;

До – стоит, не подгибая ног, при поддержке, переворачивается со спины на живот;

Ра – длительно, громко, певуче гулит;

Др – захватывает, удерживает, подолгу играет игрушкой, берет игрушку из рук взрослого;

Н – ест густую пищу с ложки.

6 месяцев:

До – поворот с живота на спину, подползает, сидит;

Др – берет игрушки из любого положения, подолгу ими занимается, перекладывает из руки в руку;

Ра – первые отдельные слоги (начало лепета);

Н – хорошо ест с ложки, снимая пищу губами с ложки.

7 месяцев:

До – хорошо ползает в разных направлениях;

Др – перекладывает игрушку из рук в руку, игрушкой стучит, размахивает, броса­ет;

Ра – слоги (лепет), подолгу лепечет;

Рп – на вопрос «где?» находит знакомый предмет.

8 месяцев:

До – сам садится, сидит, ложится, встает, ходит (переступает) у опоры;

Др – занимается с, игрушками подолгу и разнообразно, подражает действиям взрос­лого (катает, стучит и т.д.);

Ра – громко повторяет слоги;

Рп – по просьбе выполняет ранее разученные «ладушки», «до свидания», «дай руч­ку»;

Н – сам ест сухарик, корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый.

9 месяцев:

До – ходит за 2 руки, может, придерживаясь, переходить от предмета к предмету;

Др – действует с предметами по их предназначению;

Ра – подражает взрослым, повторяя за ними слоги, имеющиеся в его лепете;

Рп – знает свое имя, находит по просьбе предметы, независимо от их месторасположения;

Н – хорошо умеет пить из чашки, спокойно относится к процессу высаживания на горшок.

10 месяцев:

До – влезает и входит на невысокую поверхность и затем спускается оттуда;

Др – открывает, закрывает, вынимает, вкладывает;

Ра – подражает взрослым, повторяя за ними слоги, которых еще не было в его лепете;

Рп – знает название частей тела, дает предмет по просьбе;

Н – закрепляются умения 9-10 месяца.

11 месяцев:

До – стоит самостоятельно, ходит при поддержке за 1 руку;

Др – складывает кубики, пирамидку, выполняет действия со слов взрослого;

Ра – произносит первые слова–обозначения (дай, на, ав, па, ба, и т.д.);

Рп – первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе находит любые мячи, машинки, часики), знает элементы требования;

Н – пьет из чашки.

12 месяцев:

До – ходит самостоятельно, без опоры;

Ра – знает 8 - 10 слов, легко подражает новым слогам;

Рп – выполняет требования и поручения (например, подай, принеси, положи на, нельзя), знает многие названия;

Н – сам берет чашку, сам пьет, сам ставит на стол.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: