Тема занятия: Что такое лес?
Цель: уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях, показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; Развивать экологическое мышление, память, внимание. воспитывать эстетический вкус и бережное отношение ко всему живому. Учить видеть прекрасное.
Методы и приемы: информационно-рецептивный
Оборудование: иллюстрационный материал
Ход занятия
Оргмомент
Рук.кр.: - Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы снова вместе. Мы спокойны, добры и приветливы, мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, если она у вас есть. Забудьте о ней.
По улице шагает весна. Вздохните свежесть и красоту весеннего дня, теплых солнечных лучей и чистоту рек. Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Я желаю вам удачного дня.
Изложение нового материала
Рук.кр. - Тему нашего занятия вы узнаете с загадки
Белки в нём живут и волки,
В нём растут дубы и ёлки
Высоченны – до небес!
Называют его …
(В ходе занятия использовался рассказ Ю. Дмитриева “Что такое лес?”)
Повторение:
К нам на занятие пришел Старичок - Лесовичок. Правда, он не захотел нам показаться, пока мы не выполним его задания.
Рук.кр. -Что такое природа?
-Какая бывает природа?
-Чем отличается живая природа от неживой?
-Какие группы растений вы знаете? Чем группы отличаются друг от друга?
-Какие группы животных знаете? Чем отличаются?
Старичок - Лесовичок доволен вами. А вот и он сам. (Рис.1)
Как вы думаете, кто он такой?
(хранитель леса, сторож, волшебник, добрый дух и т.д.)
Старичок – Лесовичок пришел не с пустыми руками, он принес нам интересную историю, но прежде чем рассказать ее желает узнать, как вы думаете, что в природе самое красивое? (Различные ответы детей)
А где вы любите бывать?
Закрыли глаза, представить себе это место.
Где побывали, что увидели, услышали, почувствовали? (Ответы детей)
Новый материал:
А я больше всего люблю бывать в лесу. Вот туда-то мы сейчас и отправимся, а Старичок – Лесовичок будет рассказывать историю. Слушайте внимательно и помогайте (в ходе рассказа на доске моделируется лес). Рис.2
Жил – был художник. Однажды решил этот художник нарисовать лес.
– А что такое лес? – подумал он. – Лес – это ведь деревья.
Взял он кисти и краски, и стал рисовать.
- Какие деревья живут в лесу?
(Береза, ольха, осина, рябина, ель)
Художник стал рисовать. Нарисовал березы, осины, дубы, сосны, ели. Очень хорошо получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок — и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка.
Повесил художник картину на стену, полюбовался и уехал куда-то. А когда вернулся, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. (На доске картина цветущего леса заменяется картиной леса засохшего)
– Почему засох мой лес? – удивлялся художник. (Рис 3.)
– Какой же это лес? – услышал он голос Старичка – Лесовичка. – Деревья – то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел.
Посмотрел он на картину и понял, что это старичок-лесовичок с ним разговаривает:
— Деревья-то ты нарисовал хорошо, да вот за деревьями леса не увидел. Разве может быть лес из одних деревьев Какие еще растения можно увидеть в лесу?
(Ответы детей)
-А где кусты, трава, цветы?
— Правильно, — согласился художник, — такого быть не может.
Художник принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле среди зеленой травы множество ярких цветов. Под деревьями спрятались грибы.
Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и растения опять стали чахнуть. Художник задумался. — А потому лес гибнет,— сказал лесовик,— что нет в нем насекомых.
Художник взял кисти, и на цветах, на листьях деревьев, на траве появились яркие бабочки и разноцветные жуки.
«Ну, теперь все в порядке»,— решил художник и, полюбовавшись на картину, опять уехал куда-то.
Физ. Минутка.
Пока художник отсутствует, представим, что мы в лесу и превратились в красивых, разноцветных бабочек.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Крыльями взмахнул и полетел.
А когда снова увидел свою картину, то не поверил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли совершенно без листьев, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней — и земля, и стволы, и ветви деревьев — было покрыто полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок отодвинулся на самый край картины — казалось, вот-вот упадет. И вид у него был грустный-прегрустный.
— Это ты виноват,— закричал художник,— ты велел нарисовать насекомых! А они съели весь лес!
— Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
— Что же делать?! — в отчаянии воскликнул художник.
Рук. кр. -Ребята, помогите художнику. Почему погиб лес?
Ответы детей
— Неужели я не нарисую никогда настоящего леса?
Никогда,— сказал старичок,— если не нарисуешь птиц. Потому что лес не может быть без птиц.
Художник не стал спорить и опять взял кисти и краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел и стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы. Долго работал художник, стараясь ничего не забыть. И принялся рисовать новую картину. Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были красивые кустарники, а среди зеленой травы множество ярких цветов.
— Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник, — вот теперь получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
— А это потому, что ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовичок.
— Да, позабыл,— согласился художник.— Но разве обязательно в лесу должны расти грибы? Я много раз бывал в лесу. А грибы находил нечасто.
— Это ничего не значит. Грибы должны быть обязательно.
И художник нарисовал грибы. Но лес продолжал чахнуть. — Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтоб он опять погиб…
— Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь все есть.
— Не все,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу, ящерицу, лягушку.
- Не буду!
— Нарисуй,— твердо сказал лесовик.
И художник нарисовал жабу, ящерицу, лягушку… Он окончил работу, когда уже было совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтоб посмотреть, что у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, попискиванье, фырканье.
— Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок, — теперь он будет жить. Потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой траве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу! Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей так, что их совершенно невозможно увидеть. Ведь живут же в нем тысячи тайн, которые очень немногие могут разгадать. А еще живут в лесу удивительные сказки, очень похожие на правдивые истории, и живут правдивые истории, очень похожие на сказки!
Рук.кр- Дети, кто мне скаже, что такое лес?
Ответы детей.
Вывод: Лес – это не просто трава, деревья, это сообщество, дружное содружество – как наш класс. Все живут дружно, помогают друг другу.
Рук. кр. - Ребята, существует 3 большие группы лесов: хвойные, лиственные и смешанные.
-А какие хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна, они и у нас растут, а в Сибири растет еще пихта, кедр, лиственница).
Ельник
Сосновый лес
К листевенному лесу относятся: березовая роща, дубрава
Березовая роща - где растут в основном березы;
Дубравы-где растут дубы - великаны
Смешанный лес- где вместе растут хвойные и лиственные деревья
Рук.кр. - Лес человеку приносит очень большую пользу. -Какую?
Ответы детей
Рук.кр. - Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать свой лес.
- Ребята, вы молодцы! Все постарались! У вас получился настоящий лес. Думаю, лесовичку понравились бы ваши рисунки. -
Создание проблемной ситуации:
Может ли человек нарушить эти невидимые ниточки?
К чему это приведет?
Каким будет лес?
Может ли понравиться человеку такой лес?
Каким должен быть лес?
Получился у художника лес?
Нравится он вам?
Заключительная часть
Подведение итога занятия:
Рук.кр. -Что такое лес?
-Что увидели в лесу?
-Как живут в лесу животные и растения?
-К какой группе животных относится комар?
-Каких насекомых можно встретить в лесу?
-Зачем лесу нужны насекомые?
-Послушайте, ребята, вот что нам говорит лес:
Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину! Рук. кр. - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. За активную работу каждый получает по звездочке.