УРОК № 43
I. Профиль урока
1. Тема: « Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы»
2. Цель:
3. Задачи:
1) Образовательные:
а. показать многообразие Костных рыб и черты их приспособленности жизни в водной среде;
б. выявить признаки основных классификационных групп класса Костные рыбы, понять их роль в природе и жизни человека.
2) Развивающие:
а. способствовать развитию у учащихся интереса к окружающей природе;
б. научить сравнивать и отличать класс Костные рыбы.
3) Воспитательные:
а. продолжить формирование научного мировоззрения о значении этого класса для хозяйственной деятельности человека и природы.
4. Понятия: малёк, желток, Лопастеперые и Лучеперые рыбы
5. Тип урока: комбинированный
6. Методы:
1) Словесные
а. Объяснение
б. Беседа
в. Рассказ
2) Наглядные
а. Схемы
б. Презентация по теме (Microsoft PowerPoint)
в. Видео
3) Практические
а. Работа с учебником
7. Пути активизации познавательной деятельности:
-//-
8. Наглядность к уроку: учебник по биологии 7 класса, презентация по теме (Microsoft PowerPoint), видеоролики
Внутрипредметные и межпредметные связи.
1) Внутрипредметные:
· строение надкласса Рыбы
· систематика растений и животных
· индивидуальное развитие животных
II. Структура урока
1. | Организация класса | 1 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний | 5 мин. |
3. | Изучение нового материала | 31 мин. |
4. | Закрепление | 5 мин. |
5. | Задание на дом | 3 мин. |
III. Собственно конспект
Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта.
Проверка готовности к уроку.
Перед тем как мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним:
1. Кто такие рыбы и где они обитают?
2. На какие классы делится надкласс Рыбы?
3. Какие особенности Хрящевых рыб?
4. Назовите надотряды Хрящевых рыб?
5. Назовите особенности Скатов и Акул?
Приступим к изучению новой темы. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).
Как, уже вам уже известно Надкласс Рыбы делится на 2 класса – Костные и Хрящевые рыбы (слайд 2).
Запишите в тетрадь - Основные характеристики Костных рыб (слайд 3)
Основные характеристики:
Ø Насчитывает свыше 21 тысячи видов (это самый большой по количеству видов класс среди позвоночных);
Ø Есть плавательный пузырь;
Ø Скелет в основном состоит из костной ткани;
Ø Жабры прикрыты жаберными крышками;
Ø У большинства - непрямое развитие (что такое не прямое развитие?);
Яйцо(икринка)→личинка→малек→взрослая особь
Ø Рот образован хватающими челюстями с зубами
Костные рыбы в современной систематике делят на 2 подкласса Лопастеперые и Лучеперые (слайд 4)
Перечертите себе в тетрадь таблицу
Давайте разберем характеристику Лопастепёрых рыб (слайд 5)
Основные характеристики:
Ø перешли к обитанию во внутренних водоёмах
Ø вырост пищевода превращается в лёгкое
Ø ведущий анализатор — обоняние
Ø изменяется головной мозг
Ø с помощью плавников могут ползать по дну и переползать в другой водоём
Ø появляется второй круг кровообращения
Представители Latimeria chalumnae и целакант
Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6)
Основные характеристики:
Ø обладают как жаберным, так и лёгочным дыханием
Ø современных двоякодышащих 6 видов
Ø в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода.
Ø у рогозуба одно лёгкое, у остальных двоякодышащих — два
Представители рогозуб, африканский протоптер
Подкласс лучеперые включает много отрядов, но мы рассмотрим основные, а именно:
- Осетрообразные
- Карпообразные
- Сельдеобразные
- Лососеобразные
- Окунеобразные
Перечертите таблицу к себе в тетрадь (слайд 7)
Таблицу заполните дома использую не только учебник, но и Интернет, и различные энциклопедии.
Значение рыб в природе (слайд 8)
Значение рыб в природе:
Ø очищают воду;
Ø поедают вредные растения в воде;
Ø регуляция численности водных беспозвоночных;
Ø корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих;
Ø звено в целях питания живых организмов.
(Записать в тетрадь)
Закрепление:
- Что вам известно о хрящевых и костных рыбах?
- Как их отличить по внешнему виду?
- Как вы думаете, как изменится мировой океан, если исчезнут акулы и другие хищные виды рыб?
- Чем характеризуются Кистеперые и Двоякодышащие рыбы?
Возможен просмотр видео:
- Манта
- Рыба-луна
- Китовая акула
- Летучая рыба
- Скаты
- Обитатели кораллового рифа
Домашнее задание: § 41. Разберите вопросы в конце параграфа. Провести дома исследования со стр. 107.